Действующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Таблица 20


       Заявленные и реализуемые инвестиционные проекты в области полимерных материалов (тыс. т)

     

 Наименование        

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

 2011 -

2015 г.г.

Полиэтилен                 

ОАО "Казаньоргсинтез"      

 95   

 30   

 120   

 -    

 -     

ООО "Томскнефтехим"        

 30   

 -    

 -    

 -    

 -     

ОАО "Нижнекамскнефтехим"   

 -    

 230   

 -    

 -    

 -     

ОАО "Астраханский ГПЗ"     

 -    

 -    

 -    

 -    

 300    

Предприятие в Самарской

области                    

 -    

 -    

 -    

 -    

 200    

Полипропилен               

ОАО "Ставролен"            

 120   

 -    

 -    

 -    

 -     

ОАО "Астраханский ГПЗ"     

 -    

 -    

 -    

 300   

 -     

ОАО "НОВАТЭК"              

 -    

 -    

 -    

 -    

 200    

Поливинилхлорид            

ЗАО "Каустик",

г. Стерлитамак             

 -    

 -    

 -    

 40   

 50    

ОАО "Саянскхимпласт"       

 -    

 -    

 -    

 -    

 350    

ОАО "Сибур-Нефтехим"       

 -    

 -    

 -    

 -    

 330    

ООО "Химпромусолье"        

 -    

 -    

 -    

 -    

 120    

Полиэтилентерефталат (ПЭТФ)

ОАО "Сибур-ПЭТФ", г. Тверь

 30   

 -    

 -    

 -    

 -     

ЗНП "Сенеж", Московская

область                    

 -    

 10   

 110   

 -    

 -     

ОАО "ПОЛИЭФ", Республика

Башкортостан               

 120   

 -    

 -    

 -    

 -     

ОАО "Нижнекамскнефтехим"   

 -    

 -    

 -    

 -    

 250    

Предприятие в

Калининградской область    

 -    

 -    

 240   

 -    

 -     

Поликарбонат               

ОАО "Казаньоргсинтез"      

 65   

 -    

 -    

 -    

 -     


Следует отметить, что в условиях повышенной инвестиционной активности особую важность приобретает стратегическое планирование, обеспечивающее грамотную политику в отношении товарной структуры инвестиций и позволяющее избежать снижающее эффективность инвестиций перепроизводство одинакового товара, намечаемого к выпуску рядом компаний.

Государство постоянно расширяет спектр форм своего участия в инвестиционном процессе. Наряду с налоговым стимулированием и совершенствованием механизма бюджетных целевых программ в 2005 - 2007 г.г. Министерством регионального развития Российской Федерации были созданы Инвестиционный фонд Российской Федерации и Всероссийский Банк развития регионов, предназначенные инвестировать в рамках государственно-частного партнерства существенные суммы и предоставлять государственные гарантии.

Немаловажную роль в управлении инвестиционным процессом играют меры таможенно-тарифного и технического регулирования;

4) наличие на территории Российской Федерации крупных химических узлов (центров, комплексов), представляющих собой совокупность взаимоувязанных производств, объединенных производственно-технологическими связями и общей инфраструктурой (очистные сооружения, ТЭЦ, водозаборы, транспорт и т.д.).

В целом сложившееся территориальное размещение отраслей химического комплекса с преимущественным развитием производств в нескольких крупных зонах и субъектах европейской части России сохранится как в ближайшей, так и отдаленной перспективе.

Так, возрастут конкурентные преимущества Приволжского федерального округа, который останется основным и крупнейшим регионом развития химического комплекса. Наряду с использованием имеющихся в регионе крупных и разнообразных природных ресурсов в нем все в большей степени будет использоваться нефтегазовое сырье, получаемое из Уральского и Сибирского федеральных округов.

Намечен рост и сохранение специализации сложившихся производств: в республиках Татарстан (полимерная химия, продукция основного органического синтеза), Башкортостан (полимерная химия, продукция основного органического и неорганического синтеза, хлорорганическая продукция), Пермском крае (минеральные удобрения, продукция основного органического и неорганического синтеза), Самарской (полимеры, изделия из пластмасс, шины), Томской (полимеры) и Нижегородской областях (организация новых производств полимерной химии, хлорорганическая, а также продукция органического и неорганического синтеза) и др.

Намечается организация нового производства полимеров в Уральском федеральном округе.

В других крупных субъектах Российской Федерации размещения химических и нефтехимических производств (Центральном, Южном и Сибирском федеральных округах) прогнозируется сохранение основной специализации и дальнейшее развитие производства на основе использования прогрессивных ресурсосберегающих технологий.

Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР, одобренная Правительственной комиссией по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы и утвержденная приказом Минпромэнерго России от 3 сентября 2007 года N 340, будет способствовать развитию химического комплекса в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

В прогнозе потребления газа по интенсивному варианту предусматривается газ на газохимию по Восточной Сибири в объемах по 6,6 млрд. куб. м в 2020 году и 2030 году, по Дальнему Востоку - по 7,0 млрд. куб. м соответственно.

Ввод новых мощностей продукции нефтегазохимического комплекса с учетом добычи сырья и ожидаемой потребности прогнозируется в основном за рамками настоящей Стратегии в Восточной Сибири с 2017 года, на Дальнем Востоке - не раньше 2020 года. Предусматривается создание газохимических комплексов в Красноярском крае, в Республике Саха (Якутия), а также реконструкция Ангарского и Саянского нефтехимических комплексов. В рамках настоящей Стратегии прогнозируется начало производства этилена, винилхлорида и поливинилхлорида в 2012 году, этиленгликоля - в 2013 году и пропилена - в 2015 году.

Особой проработки требуют вопросы развития химии и нефтехимии в Дальневосточном федеральном округе, которые могут быть рассмотрены в рамках Программы социально-экономического развития этого региона. Одним из вариантов может быть развитие нефтехимической промышленности Дальнего Востока на базе глубокой переработки углеводородного сырья шельфа Охотского моря (остров Сахалин). При этом может быть удовлетворена не только потребность в продукции полимерной химии восточных регионов страны, но и усилен экспортный потенциал региона.

Исходя из задачи развития конкурентоспособности российского химического комплекса новые мощности целесообразно размещать на площадках рядом с крупными транспортными узлами в непосредственной близости от экспортных рынков и в точках, удобных для подключения к нефте- и газопроводам. Такие производства могут быть размещены в Республике Коми, Вологодской (Череповец), Ленинградской, Иркутской (Саянск) и Астраханской областях. В ряде регионов намечается и уже реализуется создание конкурентоспособных на глобальном рынке химических и нефтехимических кластеров.

В области химии и нефтехимии под кластерами следует понимать сообщество сконцентрированных фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Кластерное развитие позволяет снизить затраты на переподготовку кадров, консалтинговые и инжиниринговые услуги, разработку новых технологий и продуктов, решить социальные и инфраструктурные задачи и др. Кроме того, кластеры способны стать формой интеграции и поддержки малого и среднего бизнеса;

5) наличие потенциала по отдельным направлениям научно-технического развития, способного разрабатывать самые современные технологии и продукты.

По состоянию на 2006 год научный потенциал химического комплекса состоит из 53 отраслевых научно-исследовательских организаций, в том числе 24 ФГУП и 29 акционерных обществ. Научными исследованиями и разработками в области химии и нефтехимии занимаются профильные институты РАН и кафедры вузов, научные подразделения крупных вертикально интегрированных структур и центральных заводских лабораторий отдельных предприятий.

Ряд научных коллективов способен в своей области предложить предприятиям инновационные разработки по актуальным направлениям развития химического комплекса на уровне мировых достижений, реализация которых сможет коренным образом изменить положение в ряде направлений и приблизить их к уровню, достигнутому в промышленно развитых странах.

Исследование около 400 инновационно-инвестиционных проектов показало, что более половины из них (57 процентов) защищены патентами Российской Федерации, а некоторые - патентами в ведущих зарубежных странах; 53 процента проектов направлено на создание и разработку новых технологий, 36 процентов - на создание принципиально новых химических продуктов, а 11 процентов - на разработку нового оборудования.

Для повышения эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в химическом комплексе необходимо:

повышение уровня участия науки в развитии отрасли, усиление интеграции с предприятиями;

обеспечение концентрации научно-технического потенциала отрасли, которая позволит направить усилия нескольких коллективов на решение перспективных задач развития промышленных предприятий;

создание благоприятных правовых и экономических условий для формирования и развития малого инновационного предпринимательства;

формирование единой стратегии продвижения инновационных продуктов на рынке;