ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2011 года N 276
О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
С целью анализа негативных последствий финансово-экономического кризиса, выработки мер по дальнейшему экономическому развитию химического комплекса Кемеровской области и во исполнение пункта 2.7 плана мероприятий по формированию комплексной системы планирования, утвержденного распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 7 сентября 2009 года N 860-р "О формировании комплексной системы планирования в Кемеровской области":
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития химического комплекса Кемеровской области на период до 2025 года.
2. Исполнительным органам государственной власти Кемеровской области, ответственным за исполнение первоочередных мероприятий, предусмотренных Стратегией развития химического комплекса Кемеровской области на период до 2025 года, обеспечить их выполнение.
3. Департаменту промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области (Н.Г.Черкасов) представлять ежегодно до 20 февраля года, следующего за отчетным, информацию о выполнении мероприятий первому заместителю Губернатора Кемеровской области В.П.Мазикину.
4. Департаменту документационного обеспечения Администрации Кемеровской области (Т.Н.Вовченко), управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (С.И.Черемнов) и департаменту информационных технологий Кемеровской области (С.Л.Мурашкин) обеспечить размещение настоящего распоряжения на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
5. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области С.Н.Кузнецова.
6. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Химический комплекс является базовым сегментом российской промышленности. Он включает в себя два укрупненных вида экономической деятельности: химическое производство и производство резиновых и пластмассовых изделий. Потребителями продукции химического комплекса являются практически все отрасли промышленности, транспорта, сельского хозяйства, оборонный и топливно-энергетический комплексы, а также сфера услуг, торговля, наука, культура и образование.
В настоящее время российские предприятия производят около 1,1 процента мирового объема химической продукции. По общему выпуску химической продукции Россия в настоящее время занимает 20-е место в мире и находится на уровне Канады.
Рост показателей химической промышленности России напрямую зависит от развития химической отрасли в регионах. Рост и развитие химического комплекса невозможны без четкого концептуального прогнозирования, анализа и контроля со стороны исполнительной власти.
Стратегия развития химической промышленности Кемеровской области на период до 2025 года (далее - Стратегия) подготовлена отделом химической и отходоперерабатывающей промышленности управления промышленности департамента промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области.
Главной задачей Стратегии является определение направлений государственной политики по ключевым проблемам структурной перестройки и общих положений развития отрасли в условиях рыночной системы хозяйствования на период до 2025 года.
Стратегия предназначена стать документом, ориентирующим и координирующим деятельность предприятий и организаций химического комплекса Кемеровской области на максимальное использование действующего потенциала с целью обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции и основой для разработки конкретных организационных, экономических и технических мероприятий по реализации ее целей.
Реализация Стратегии позволит увеличить вклад предприятий химического комплекса Кемеровской области в доходную часть бюджетов всех уровней и, тем самым, создать условия для решения проблем социального и экологического характера.
Однако в современных рыночных условиях, когда воздействие органов государственной власти на развитие экономики носит не директивный, а регулирующий характер, для органов государственной власти важно иметь не только Стратегию развития химической отрасли, но и Стратегию политики, определяющую поведение субъектов управления на основе мониторинга и анализа тренда отраслевого развития.
Стратегия развития химической промышленности Кемеровской области на период до 2025 года разработана на основании распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 7 сентября 2009 года N 860-р "О формировании комплексной системы планирования в Кемеровской области".
Стратегия предназначена:
1) определять приоритеты и принципы государственной политики в химической промышленности Кемеровской области;
2) обеспечивать согласованность действий исполнительных органов государственной власти Кемеровской области и органов местного самоуправления по направлениям развития отрасли в долгосрочной перспективе;
3) служить основой для принятия решений на государственном уровне по разработке целевых программ развития химического комплекса, обеспечивающих решение социальных, оборонных и других зависящих от химической индустрии проблем развития отдельных отраслей и экономики в целом;
4) определять стратегический вектор для разработки и корректировки нормативно-правовой базы химической промышленности на областном уровне.
Реализация положений Стратегии будет способствовать:
созданию долговременных условий для устойчивого развития предприятий химического комплекса и повышению их конкурентоспособности на глобальных рынках в условиях открытости экономики;
преодолению технологического отставания химического комплекса Кемеровской области от других районов Российской Федерации и ведущих стран мира;
обеспечению экономической, оборонной и экологической безопасности Кемеровской области и Российской Федерации;
увеличению вклада предприятий химического комплекса Кемеровской области в доходную часть бюджетов всех уровней для решения проблем социального и экологического характера;
успешной реализации приоритетных национальных проектов "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Здоровье", "Образование", "Развитие агропромышленного комплекса".
Химический комплекс Кемеровской области включает в себя: химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, фармацевтику и нефтепереработку. Важность этой отрасли определяется также и тем, что помимо товаров народного потребления здесь вырабатывается продукция для угольной, пищевой, электротехнической промышленности, сельского хозяйства, транспорта.
Целями Стратегии развития химического комплекса в Кемеровской области являются:
формирование эффективной конкурентоспособной химической промышленности, обеспечивающей устойчивое повышение объемов производства химических продуктов для внутреннего, межрегиональных и международных рынков и стимулирующей развитие смежных отраслей;
переход на инновационную модель развития фармацевтической промышленности;
обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения Кемеровской области.
Для достижения целей Стратегии предполагается решение следующих задач:
1.1.1. Формирование благоприятных институциональных условий развития отрасли, включая меры государственной поддержки:
1) снятие административных барьеров, препятствующих развитию отрасли;
2) формирование информационных площадок для размещения официальной, нормативной, статистической, новостной, аналитической и иной актуальной информации (участники рынка, перечень сертифицирующих и разрешительных органов и т.д.);
3) стимулирование инвестиционной деятельности и открытия новых производств;
4) мониторинг нормативных изменений и программ на федеральном уровне и обеспечение их исполнения в Кемеровской области, внесение изменений и дополнений в правовые акты Кемеровской области;
5) реализацию крупных инвестиционных проектов по переработке природных ресурсов, используя инструменты государственно-частного партнерства;
6) обеспечение опережающего воспроизводства минерально-сырьевой базы.
1.1.2. Формирование условий развития деловой среды, включая развитие смежных отраслей, стимулирование конкуренции:
1) развитие отраслевых союзов и саморегулируемых организаций;
2) проведение образовательных мероприятий, стимулирующих повышение квалификации участников рынка (семинаров, курсов, мастер-классов, изучение примеров лучшей мировой и российской практики, стажировок, участие в программах обмена опытом, в том числе с привлечением российских и зарубежных компаний);
3) проведение регулярных исследований уровня развития конкуренции и тенденций развития отрасли в Кемеровской области и обеспечение условий добросовестной конкуренции.
1.1.3. Комплексная модернизация и повышение эффективности предприятий отрасли:
1) инвентаризация и последующая оптимизация производственных и непроизводственных активов на крупных и средних предприятиях отрасли;
2) оптимизация производственных мощностей (вывод, дозагрузка);
3) внедрение систем менеджмента качества в соответствии с установленными требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008);
4) разработка и внедрение программ ресурсоэффективности и ресурсосбережения;
5) разработка и внедрение программ повышения производительности труда.
1.1.4. Формирование действенных стимулов развития сектора глубокой переработки природного сырья, что значительно приблизит его долю в промышленном производстве к соответствующему показателю по европейской части страны:
1) сокращение до необходимого минимума вывоза в другие субъекты Российской Федерации и экспорта в другие страны необработанного природного сырья;
2) проведение комплексного анализа природных ресурсов, используемых в химической промышленности с учетом номенклатуры, качества/сортности, объемов производства, потребности в первичной переработке и хранении;
3) проведение ежегодного анализа планов выработки химических предприятий и формирование долгосрочного заказа отрасли на природное сырье для планирования сбалансированного развития добывающей промышленности, заключение межотраслевых ценовых соглашений.
1.1.5. Развитие ассортимента выпускаемой продукции, стимулирование разработки новых инновационных, импортозамещающих продуктов:
1) проведение исследований по перспективным к выпуску видам продукции, не представленной в Кемеровской области;
2) проведение исследований изменения структуры и уровня потребления химических продуктов на душу населения в Кемеровской области;
3) создание совместно с учреждениями Сибирского отделения РАН на базе высших учебных заведений городов Кемерово и Новокузнецка национального исследовательского университета, способного не только генерировать технологические, продуктовые инновации на мировом уровне, но и превращать научные знания в новые технологии и продукты;
4) разработка и внедрение программ обновления ассортимента на предприятиях;
5) стимулирование деятельности научных учреждений по разработке и внедрению новых и инновационных видов продукции.
1.1.6. Интеграция предприятий в систему межрегиональных рынков химических продуктов:
1) разработка и проведение программ стимулирования вывоза продукции;
2) организация межтерриториальных и межрегиональных выставок и ярмарок продукции;
3) подписание стратегических соглашений с другими субъектами Российской Федерации о содействии в обеспечении поставок химических продуктов.
1.1.7. Сохранения высокого качества экологической сферы, осуществляя экономический рост на базе экологически чистых технологий и ощутимо сокращая объемы выбросов загрязнителей в сложившихся ареалах экологического напряжения.
Приоритеты государственной политики на федеральном уровне и определены в следующих системных стратегических документах Российской Федерации и отраслевых ведомственных программах:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 1120-р;
Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 14 марта 2008 года N 119;
Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 17 июня 2008 года N 877-р;