________________
* Рисунок 34 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
________________
<22> По данным Ассоциации предприятий индустрии моды.
В России за год производится более 45 млн. пар кожаной обуви. Выпускают обувь 260 крупных и средних предприятий, на долю российской промышленности приходится 0,3 процента мирового производства обуви.
Структура российского рынка обуви сформировалась в 1996 году, и за последние 15 лет практически остается неизменной. В 2008 году в стране произведено 54,2 млн. пар обуви, в том числе кожаной обуви - 23 млн. пар. На экспорт поставляется 7 млн. пар. По данным Минпромторга, 10 процентов объема производства обуви (5 млн. пар) - это госзаказ; 4,75 млн. пар - специальная (рабочая) обувь. Итого доля отечественного товара в объеме потребления реально составляет 7 процентов, а кожаной обуви 3 процента. Основной объем продукции (75 процентов) произвели 52 предприятия с выпуском свыше 100 тыс. пар.
Основным конкурентом российского обувного производства является мировой рынок обуви, который за последние 20 лет прошел этап полномасштабной глобализации, концентрации производителей и избыточных мощностей для выпуска обуви. В мире сформированы новые регионы производства обуви массового спроса: Юго-Восточная Азия и Южная Америка (Бразилия, Мексика), где сосредоточено 85 процентов мирового обувного производства. Обувь средневысокого и высокого ценовых сегментов традиционно производится в Западной Европе.
Доля импортных поставок обуви в Россию в настоящее время составляет 70 - 80 процентов от совокупного объема продаж. Основным поставщиком обуви в Россию является Китай, на который приходится 75 - 80 процентов официального импорта обуви, около 9 процентов обуви поступает из Турции, 2 процента - из Италии. Среди ближних соседей наиболее крупным поставщиком обуви в Россию является Белоруссия, на которую приходится 3 - 5 процентов импорта.
Проблема для России - теневой импорт, который составляет 60 - 80 процентов от совокупного объема импорта обуви. По мнению специалистов, незащищенность отечественного производителя от незаконного ввоза обуви на территорию России выступает одним из наиболее значимых факторов снижения объемов российского производства. Другим значимым фактором выделяется высокая себестоимость российского производства (при допустимом качестве себестоимость российской продукции на 30 процентов выше китайской) и, как следствие, низкая рентабельность бизнеса (около 3 - 5 процентов).
Производство обуви в России в 2007 - 2009 г.г. оставалось достаточно стабильным на уровне 54 - 57 млн. пар. Рост в эти годы не составлял более 4,2 процента. Однако в 2010 году производство обуви в России заметно увеличилось.
Объем российского рынка обуви в 2010 году вырос на 18 процентов и составил 510 млрд. рублей.
Ежегодный прирост обувного рынка в натуральном выражении оценивается в 12 - 17 процентов в год. Увеличение спроса, которое наблюдалось в минувшем году, связано с послекризисным восстановлением рынка.
Лидером среди федеральных округов Российской Федерации по производству обуви в 2010 году был Центральный округ (40,4 процента). На втором месте в 2010 году был Южный федеральный округ (включая Северо-Кавказский федеральный округ) (30,5 процента). В тройку лидеров по этому показателю среди федеральных округов также входил Приволжский федеральный округ.
В 2011 году предложение на рынке будет продолжать расти, поскольку рынок еще далеко не насыщен, все крупные операторы планируют открытия, в том числе и региональные. Спрос же будет достаточно активным первые два квартала 2011 года, после чего начнется некое затухание в связи с цикличностью насыщения спроса.
В ближайшие годы российский рынок обуви сохранит тенденции роста, однако его темпы будет уменьшаться параллельно постепенному насыщению рынка. К 2014 году продажи обуви в стране вырастут до 416 млн. пар.
Доля женской обуви в общем объеме рынка составляет 48 процентов, мужской - 24 процента и детской - 28 процентов.
Большинство покупок обуви в настоящее время приходится на средне-низкий и средний ценовые сегменты. Эти два сегмента наиболее динамичны, продажи обуви здесь активно растут благодаря смещению потребительских предпочтений от низкого ценового сегмента, что, в свою очередь, связано с повышением уровня благосостояния россиян.
Характеризуя спрос на обувь на современном российском рынке, необходимо отметить, что согласно результатам исследований чаще покупают женскую обувь. Наиболее часто покупки обуви совершаются на рынках (42 процентах); в специализированных магазинах приобретают обувь 25,4 процента российских потребителей; в фирменных магазинах совершают покупки 10,5 процента; в универмагах - 6,6 процента; 15 процентов приобретают обувь в каком-либо другом месте.
Продолжается процесс расширения сетей. Крупные обувные компании за счет своих масштабов имеют преимущества на рынке и захватывают все большую его долю, оттесняя мелких оптовых операторов и розничных торговцев.
В Кемеровской области находится 10 предприятий обувной промышленности. Наиболее крупные из них: ЗАО "Темп", ООО "Самсон" - в г. Кемерово, ООО "Ипон" и ООО "Ирон" - в г. Новокузнецке, ООО "Фламинго" - в г. Анжеро-Судженске. Эти предприятия производят обувь из натуральной кожи. ООО "Ленинскобувь" производит комнатную обувь. Годовой объем производства обуви предприятий региона - 92,1 тыс. пар. Это составляет лишь 0,3 - 0,5 процента от общего объема продаж обуви на рынке Кемеровской области.
Основным поставщиком обуви в Кемеровскую область в 2009 году является Китай - 82 процента в натуральном и около 71 процента в стоимостном выражении от всего импорта. Дешевизна - главное конкурентное преимущество китайской продукции. Заметными производителями обуви являются также Италия, Турция и Германия.
Наиболее предпочтительным местом покупок обуви остаются рынки, их доля для российских потребителей составляет 42 процента, в специализированных магазинах приобретают обувь 25,4 процента покупателей, в фирменных магазинах - 10,5 процента потребителей, в универмагах - 6,6 процента потребителей, 15 процентов потребителей предпочитают другие места.
Выбирая обувь в магазине, большинство покупателей наиболее важным фактором считают качество товара (63,7 процента), другими значимыми факторами являются цена товара (38,2 процента), широта предлагаемого ассортимента (14,4 процента), степень удобства обуви (13,3 процента) и другие. Под "качеством" среднестатистический покупатель понимает функциональные характеристики обуви - материал изготовления, качество пошива, предполагаемый срок носки, а также известность марки. Об этом говорит тот факт, что при выборе между двумя примерно одинаковыми по качеству моделями и прочих равных условиях, покупатель выберет знакомую марку обуви. Особенностью рынка обуви и основным отличием его от рынка одежды является особое внимание потребителя к торговой марке: 58 процентов потребителей смотрят на марку при выборе обуви. Объясняется это тем, что некачественная обувь встречается чаще, чем некачественная одежда, и проявления плохого качества более серьезны, в то время как известная марка у большинства покупателей ассоциируется с качеством.
Большинство покупок обуви приходится на средне-низкий и средний ценовые сегменты, на которые ориентировано большинство российских производителей. Данные сегменты наиболее динамично развиваются, и продажи обуви здесь растут.
Российский потребитель стал лучше ориентироваться на рынке обуви, он следует модным тенденциям, предъявляя повышенные требования к качеству и стилю обуви, уделяя внимание брэнду. Большинство потребителей сейчас стремятся покупать обувь на один сезон, модную, но недорогую.
В связи с этим в ближайшей перспективе предусматривается расширить производство недорогой качественной обуви на предприятиях Кемеровской области.
Государственное регулирование обувного рынка, направленное на пресечение снижения таможенных пошлин и борьбу с нелегальным ввозом, создаст более благоприятные возможности для деятельности российских предприятий.
Вместе с тем сдерживающими факторами в развитии обувной промышленности являются определенные трудности с качественным сырьем, а проблема отсутствия качественных комплектующих отечественного производства является фактором, увеличивающим стоимость отечественной продукции.