________________
* Рисунок 23 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
В 2009 году в России отмечается снижение потребления геотекстиля по сравнению с аналогичными показателями 2008 года на 38 процентов. Это прежде всего было связано с влиянием мирового финансового кризиса.
В ближайшей перспективе уровень потребления геотекстиля будет только расти. Об этом говорят процессы, происходящие на уровне министерств и ведомств (программа развития автомобильных и железных дорог России в первую очередь). Об этом же говорит мировая практика, демонстрирующая рост потребления нетканого геотекстиля в последнее десятилетие. В сравнении с развитыми странами мира Россия отстала в вопросе применения геотекстиля почти на 40 лет. Так, в среднем в развитых странах в 2008 году геотекстиль использовался на 40 процентов автомобильных и железных дорог, в то время как в России этот показатель составляет менее 20 процентов (этот уровень был актуален в европейских странах и Северной Америке в конце 60-х годов). Согласно данным экспертов ежегодно рынок геотекстиля в Российской Федерации будет увеличиваться на 7 - 8 процентов в ближайшие 5 - 7 лет. Потенциально объем использования геотекстиля может вырасти на 49 процентов к 2015 году (по отношению к 2009 году).
Причин для подобных оценок две. Первая - уровень использования геотекстиля при строительстве и ремонте территориальных и муниципальных дорог, которые составляют подавляющее большинство дорожных покрытий, является крайне низким.
Вторая причина - географическая ограниченность потребления геотекстиля при строительстве дорог.
В связи с предполагаемыми большими темпами роста емкости рынка на рынок геотекстиля в России планируют выйти иностранные производители, организовав здесь свое производство. Таким образом, конкуренция еще больше усилится. В свою очередь, доля импортируемой продукции будет ежегодно снижаться на 4 - 7 процентов.
В среднесрочной перспективе ожидается:
1) повышение стоимости тарифных составляющих в конечной стоимости продукции;
2) увеличение маркетинговых и рекламных бюджетов, так как продукт становится все более узнаваемым. Начинается марочная конкуренция;
3) сегментирование рынка на низкокачественные, средние и высококачественные материалы;
4) усиление конкуренции между российскими и международными производителями, усиление "регионального протекционизма";
5) увеличение количества дилеров;
6) усиление роли государственного регулирования на рынке;
7) в рамках программ по развитию инфраструктуры Российской Федерации планируется увеличение площади автомобильных и железных дорог, что приведет к росту объема рынка.