ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2016 года N 317
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 492 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА"
В целях уточнения объемов финансирования и мероприятий государственной Программы Курганской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Курганской области на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года" Правительство Курганской области постановляет:
1. Внести в Постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 492 "О государственной Программе Курганской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Курганской области на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года" следующее изменение:
приложение изложить в редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Опубликовать настоящее Постановление в установленном порядке.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Губернатора Курганской области.
Губернатор Курганской области
А.Г.КОКОРИН
Приложение
к Постановлению
Правительства
Курганской области
от 26 сентября 2016 года N 317
"О внесении изменения
в Постановление
Правительства
Курганской области
от 14 октября 2013 года N 492
"О государственной Программе
Курганской области
"Энергосбережение и повышение
энергетической эффективности
в Курганской области
на период до 2015 года и на
перспективу до 2020 года"
"Приложение
к Постановлению
Правительства
Курганской области
от 14 октября 2013 года N 492
"О государственной Программе
Курганской области "Энергосбережение
и повышение энергетической
эффективности в Курганской
области на период до 2015 года
и на перспективу до 2020 года"
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА"
Раздел I. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА"
Наименование | Государственная Программа Курганской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Курганской области на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель | Департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области |
Соисполнители | Органы исполнительной власти Курганской области, осуществляющие отраслевое либо межотраслевое управление (далее - органы исполнительной власти Курганской области); органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию); энергосервисные компании (по согласованию); лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (по согласованию); организации транспортного комплекса Курганской области (по согласованию); организации коммунального комплекса, оказывающие услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (по согласованию); организации, осуществляющие выработку, передачу и распределение энергии (по согласованию); организации топливно-энергетического комплекса (по согласованию); товарищества собственников жилья (по согласованию); жилищно-строительные кооперативы (по согласованию); юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Курганской области (по согласованию); организации нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства (по согласованию) |
Подпрограмма | "Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива в Курганской области на 2016 - 2020 годы" |
Цели | Повышение эффективности использования энергетических ресурсов в Курганской области; создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы Курганской области на энергосберегающий путь развития |
Задачи | Повышение энергетической эффективности экономики Курганской области; развитие информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; внедрение мер государственного регулирования и финансовых механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности; повышение объемов внедрения инновационных технологий для решения задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности |
Целевые индикаторы | Энергоемкость валового регионального продукта (далее - ВРП) Курганской области (для фактических условий), %; энергоемкость ВРП Курганской области (для сопоставимых условий), %; отношение расходов на приобретение энергетических ресурсов к объему ВРП Курганской области; доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории Курганской области, %; доля объема тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории Курганской области, %; доля объема холодной воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории Курганской области, %; доля объема горячей воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории Курганской области, %; доля объема природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) на территории Курганской области, %; доля объема энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории Курганской области, %; доля объема производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, в совокупном объеме производства электрической энергии на территории Курганской области (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт), %; ввод мощностей генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, на территории Курганской области (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт), МВт; удельный расход электрической энергии на снабжение органов исполнительной власти Курганской области и государственных учреждений Курганской области (в расчете на 1 кв. метр общей площади), кВтч/кв. м; удельный расход тепловой энергии на снабжение органов исполнительной власти Курганской области и государственных учреждений Курганской области (в расчете на 1 кв. метр общей площади), Гкал/кв. м; удельный расход холодной воды на снабжение органов исполнительной власти Курганской области и государственных учреждений Курганской области (в расчете на одного человека), куб. м/чел.; удельный расход горячей воды на снабжение органов исполнительной власти Курганской области и государственных учреждений Курганской области (в расчете на одного человека), куб. м/чел.; удельный расход природного газа на снабжение органов исполнительной власти Курганской области и государственных учреждений Курганской области (в расчете на одного человека), куб. м/чел.; отношение экономии энергетических ресурсов и воды в стоимостном выражении, достижение которой планируется в результате реализации энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами исполнительной власти Курганской области и государственными учреждениями Курганской области, к общему объему финансирования Программы; количество энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами исполнительной власти Курганской области и государственными учреждениями Курганской области, шт.; удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах (в расчете на 1 кв. метр общей площади), Гкал/кв. м; удельный расход холодной воды в многоквартирных домах (в расчете на одного жителя), куб. м/чел.; удельный расход горячей воды в многоквартирных домах (в расчете на одного жителя), куб. м/чел.; удельный расход электрической энергии в многоквартирных домах (в расчете на 1 кв. метр общей площади), кВтч/кв. м; удельный расход природного газа в многоквартирных домах с индивидуальными системами газового отопления (в расчете на 1 кв. метр общей площади), тыс. куб. м/кв. м; удельный расход природного газа в многоквартирных домах с иными системами теплоснабжения (в расчете на одного жителя), тыс. куб. м/чел.; удельный суммарный расход энергетических ресурсов в многоквартирных домах, тыс. тонн условного топлива; удельный расход топлива на выработку электрической энергии тепловыми электростанциями, килограмм условного топлива (далее - кг у.т.) /тыс. кВтч; удельный расход топлива на выработку тепловой энергии тепловыми электростанциями, кг у.т./Гкал; доля потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в общем объеме переданной электрической энергии, %; удельный расход электрической энергии, используемой при передаче тепловой энергии в системах теплоснабжения, кВтч/Гкал; доля потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии, %; доля потерь воды при ее передаче в общем объеме переданной воды, %; удельный расход электрической энергии, используемой для передачи (транспортировки) воды в системах водоснабжения (на 1 куб. метр), кВтч/куб. м; удельный расход электрической энергии, используемой в системах водоотведения (на 1 куб. метр), кВтч/куб. м; удельный расход электрической энергии в системах уличного освещения (на 1 кв. метр освещаемой площади с уровнем освещенности, соответствующим установленным нормативам), Вт/кв. м; количество высокоэкономичных по использованию моторного топлива и электрической энергии (в том числе относящихся к объектам с высоким классом энергетической эффективности) транспортных средств, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, шт.; количество транспортных средств, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, используемыми в качестве моторного топлива, и электрической энергией, шт.; количество транспортных средств, использующих природный газ, газовые смеси, сжиженный углеводородный газ в качестве моторного топлива, регулирование тарифов на услуги по перевозке на которых осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, шт.; количество транспортных средств с автономным источником электрического питания, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, шт.; количество транспортных средств, используемых органами исполнительной власти Курганской области, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями Курганской области, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом, газовыми смесями и сжиженным углеводородным газом, используемыми в качестве моторного топлива, шт.; количество транспортных средств с автономным источником электрического питания, используемых органами исполнительной власти Курганской области, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями Курганской области, шт.; количество транспортных средств, использующих природный газ, газовые смеси, сжиженный углеводородный газ в качестве моторного топлива, зарегистрированных на территории Курганской области, шт.; количество электромобилей легковых с автономным источником электрического питания, зарегистрированных на территории Курганской области, шт.; доля многоквартирных домов, в отношении общего имущества которых заключены энергосервисные договоры (контракты), в общем количестве многоквартирных домов, %; доля фактически привлеченных внебюджетных инвестиций в рамках реализации инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в общем объеме внебюджетных инвестиций, запланированных к привлечению в рамках реализации указанных инвестиционных проектов, %; доля фактически реализованных инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в общем количестве запланированных к реализации указанных инвестиционных проектов, %; доля автотранспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива, в общем количестве автотранспортных средств, используемых для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Курганской области, %; количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (далее - АГНКС), функционирующих на территории Курганской области (нарастающим итогом), ед.; объем реализации природного газа в качестве моторного топлива на АГНКС в Курганской области, млн куб. м |
Сроки реализации | 2014 - 2020 годы: I этап - 2014 - 2015 годы; II этап - 2016 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований | Планируемый объем финансирования из областного бюджета на реализацию Программы составит 65,945 млн рублей, в том числе по годам: 2014 год - 10,0 млн рублей; 2015 год - 10,464 млн рублей; 2016 год - 0,481 млн рублей; 2017 год - 7,5 млн рублей; 2018 год - 7,5 млн рублей; 2019 год - 15,0 млн рублей; 2020 год - 15,0 млн рублей. Планируется привлечение внебюджетных средств (по согласованию) в размере 5583,34 млн рублей, в том числе по годам: 2014 год - 907,85 млн рублей; 2015 год - 853,84 млн рублей; 2016 год - 968,0 млн рублей; 2017 год - 989,93 млн рублей; 2018 год - 730,2 млн рублей; 2019 год - 566,76 млн рублей; 2020 год - 566,76 млн рублей |
Ожидаемые результаты реализации | Снижение к 2020 году энергоемкости ВРП Курганской области не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом; привлечение в соответствии с действующим законодательством средств внебюджетных источников на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; внедрение мер государственного регулирования и финансовых механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности; рост эффективности производства электроэнергии и тепла, снижение износа основных фондов, повышение технологической безопасности, диверсификация топливной корзины генерации, снижение темпов роста цен на электроэнергию, создание стимулов для модернизации генерирующих мощностей, рост эффективности транспорта и распределения электроэнергии, снижение потерь в электрических сетях; снижение коммерческих потерь и уровня потребления воды; уменьшение износа основных фондов и повышение их эффективности, снижение коммерческих потерь и уровня потребления энергетических ресурсов в пиковые периоды потребления; внедрение либо замещение устаревшего технологического оборудования на новое энергоэффективное и энергосберегающее, использование которого позволит оптимизировать расходы бюджета Курганской области на оплату коммунальных услуг; проведение технологического перевооружения за счет внедрения энергосберегающих и энергоэффективных технологий; повышение энергетической эффективности экономики Курганской области; отработка наилучших доступных технологий и механизмов регулирования использования возобновляемых источников энергии в экономике Курганской области; определение направлений и приоритетов развития использования возобновляемых источников энергии (в зависимости от поставленных целей) в Курганской области; переход на более экономически и экологически эффективный вид топлива в транспортной отрасли; развитие кадрового потенциала государственной гражданской службы Курганской области и муниципальной службы через обучение и повышение квалификации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственных гражданских служащих Курганской области и муниципальных служащих; повышение уровня осведомленности населения Курганской области о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и осознания необходимости их осуществления; повышение конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической безопасности экономики Курганской области, а также роста уровня и качества жизни населения, проживающего на территории Курганской области, за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов, повышение энергетической эффективности экономики муниципальных образований Курганской области на основе стимулирования реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; повышение энергетической эффективности объектов бюджетной сферы; сокращение текущих расходов на содержание объектов бюджетной сферы; стимулирование энергосберегающего поведения потребителей коммунальных ресурсов; снижение потребления коммунальных ресурсов; снижение платы за коммунальные ресурсы; повышение комфорта проживания в многоквартирных домах; повышение потенциала энергетической эффективности Курганской области; сокращение расходов на содержание объектов, потребляющих энергоресурсы |
Раздел II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Для оценки суммарного потребления энергии в Курганской области используются экспертные оценки, которые базируются на данных форм статистической отчетности. Согласно этим оценкам в 2008 году в Курганской области было потреблено 2836 тыс. тонн условного топлива (далее - т у.т.) первичной энергии, что составляет 1,7% от суммарного потребления энергии в Уральском федеральном округе.
Энергоемкость валового внутреннего продукта (далее - ВВП) Российской Федерации в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 - 3,5 раза выше, чем в развитых странах. Энергоемкость ВРП Курганской области в 2008 году была на 38% ниже средней по Российской Федерации и на 24% ниже средней по Уральскому федеральному округу, но в 2 раза выше, чем в развитых странах.
Более 95% мощностей ныне работающих электростанций, более 85% жилых зданий, 70% котельных, 75% технологического оборудования электрических сетей, 60% тепловых сетей было построено еще до 1990 года. Износ основных фондов по экономике Курганской области в целом составил 64%, в обрабатывающей промышленности - 51%, в электро- и теплоэнергетике - 83%, на транспорте - 72%, в образовании и здравоохранении - 50%, в системах водоснабжения - 66%. Более 22% машин и оборудования служат более 20 лет.
В 2000 - 2008 годах энергоемкость ВРП Курганской области снизилась на 34%, то есть в среднем снижалась почти на 5% в год, что намного выше, чем во многих странах мира, и соответствует средней динамике по Российской Федерации. "Восстановительный" рост шел в основном за счет загрузки старых производственных мощностей в обрабатывающей промышленности, что позволило получить эффект "экономии на масштабах производства" (экономии на условно-постоянных расходах энергии по мере роста загрузки построенных ранее производственных мощностей), но сохранило технологическую отсталость промышленности Курганской области.
В 2000 - 2008 годах за счет внедрения новых технологий при новом строительстве и модернизации энергоемкость ВРП Курганской области снижалась в среднем менее чем на 1% в год. Эффект от внедрения новых технологий частично перекрывался падением эффективности старого изношенного оборудования и зданий.
Сочетание факторов изменения структуры экономики и загрузки мощностей в фазе кризиса по предварительным оценкам привело к росту энергоемкости ВРП Курганской области 2009 году на 1,1%. Для нейтрализации этого эффекта и для сокращения разрыва в уровне энергоэффективности с развитыми странами вклад технологического фактора в снижение энергоемкости ВРП в период до 2020 года нужно довести по меньшей мере до 2% в год.
Коэффициент полезного использования топлива на электростанциях Курганской области снизился с 64% в 2000 году до 59% в 2008 году. Средний удельный расход условного топлива на отпуск электроэнергии на тепловых станциях Курганской области (в основном это Курганская теплоэлектроцентраль (далее - ТЭЦ) довольно высок. Он составляет 362 грамма условного топлива на киловатт час (далее - г у.т./кВтч). Средний коэффициент полезного действия (далее - КПД) выработки электроэнергии повысился с 38,6% в 2000 году до 39,4% в 2008 году. Это ниже средних показателей для стран Организации экономического сотрудничества и развития, где КПД станций на газе равен 41%.
В качестве нижней технологической границы эффективности для новых станций Международное энергетическое агентство (МЭА) использует показатели КПД станций на угле 43%, на газе - 55%; в качестве верхней границы для станций на угле - 48%, на жидком топливе - 50%, на газе - 60%. Проектный КПД производства электроэнергии на Курганской ТЭЦ-2 равен 51,5%.
В 2008 году объем потерь в электрических сетях был равен 626 млрд кВтч, или 14,7% от всего потребления электроэнергии. Это в два раза выше, чем в Западной Европе (7%).
Помимо Курганской ТЭЦ, теплоснабжение Курганской области осуществляют 785 котельных, из которых 644 - мелкие котельные мощностью до 3 Гкал/ч. На твердом топливе работают 68,4% котельных, на жидком - 3,8%, на газе - 26,5%. Высокая доля мелких котельных, работающих на твердом топливе, определяет сравнительно низкий средний (статистический) КПД котельных - 80% в 2009 году. КПД многих котельных не превышает даже 70%. Так, средний КПД котельных Частоозерского района Курганской области в 2009 году был равен 37%, Куртамышского района Курганской области - 49%, Мишкинского района Курганской области - 52%, Мокроусовского района Курганской области - 61%, Сафакулевского района Курганской области - 61%, Половинского района Курганской области - 62%, Макушинского района Курганской области - 64%, Лебяжьевского района Курганской области - 68%, Целинного района Курганской области - 68%, Варгашинского района Курганской области - 69%, Белозерского района района Курганской области - 69%. Удельный расход топлива на котельных снижается крайне медленно. В странах Западной Европы КПД котельных равен 92 - 95%.
Средний по Курганской области расход электроэнергии на производство и транспорт тепловой энергии составил в 2009 году 30 кВтч/Гкал, в Далматовском районе Курганской области - 57,7 кВтч/Гкал; Катайском районе - 48,9 кВтч/Гкал; муниципальном образовании "Кетовский район" - 22,7 кВтч/Гкал; Куртамышском районе Курганской области - 53,8 кВтч/Гкал; Мишкинском районе Курганской области - 43,6 кВтч/Гкал; Притобольном районе Курганской области - 43,2 кВтч/Гкал; Сафакулевском районе Курганской области - 104,3 кВтч/Гкал; Частоозерском районе Курганской области - 54,1 кВтч/Гкал; Юргамышском районе Курганской области - 42,2 кВтч/Гкал; Шадринском районе Курганской области - 75,7 кВтч/Гкал. В Финляндии этот показатель не превышает 10 кВтч/Гкал.
Тепловые сети Курганской области в 2009 году имели протяженность 1250 км в двухтрубном исчислении. Из них на распределительные сети малых диаметров (до 200 мм) приходится 80% протяженности. Сети, нуждающиеся в замене, составляют 364 км, или 29% всех тепловых сетей, а 205 км - ветхие сети. Аварийность в тепловых сетях снизилась с 17 аварий на 100 км в 2005 году до 5 аварий на 100 км в 2008 году, но еще остается на очень высоком уровне. В таких сетях высоки потери тепловой энергии. По данным статистики в 2008 году они были равны 753 тыс. Гкал, или 12,3% от всего потребления тепла. За 2009 год потери снизились до 715 тыс. Гкал. В мелких системах теплоснабжения по данным статистики доля потерь достигает: 19% - в Каргапольском районе Курганской области; 18% - в Куртамышском районе Курганской области, Макушинском районе Курганской области и Петуховском районе Курганской области; 25% - в Шадринском районе Курганской области; 37% - в Лебяжьевском районе Курганской области. В этих системах теплоснабжения тепловые сети гидравлически разрегулированы, температурный график часто не выдерживается, потери тепла во многих мелких тепловых сетях с избыточной централизацией превышают 30%. В европейских странах с хорошо развитыми системами теплоснабжения потери в сетях не превышают 2 - 10%.
В промышленности формируется около 20% ВРП Курганской области. Промышленность является не только важнейшей сферой экономики Курганской области, но и основным потребителем энергоресурсов. Ее доля в общем объеме потребления конечной энергии составляет 23%. В 2000 - 2008 годах индекс промышленного производства вырос на 57%, а потребление энергии в промышленности без топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) снизилось на 17%. Таким образом, энергоемкость промышленного производства снизилась на 47%. Это отчасти было итогом структурных сдвигов в промышленности. На фоне быстрого развития промышленности производство сжатого воздуха снизилось на 18%, чугуна - на 40%, чугунного литья - на 18%, термообработка металлов - на 45%. Снижение энергоемкости также было и итогом технического перевооружения промышленных организаций Курганской области, которое в 2005 - 2008 годах заметно ускорилось. Выполнение энергосберегающих программ в 18 крупных промышленных организациях Курганской области в 2008 году позволило получить экономию в 16,5 тыс. т у.т.
Решая проблему повышения эффективности производства, в том числе за счет повышения энергоэффективности, ведущие промышленные организации Курганской области в 2008 году проводили техническое перевооружение производства, обновляли устаревшее технологическое оборудование в рамках целевой Программы Курганской области "Технологическое развитие и техническое перевооружение промышленности Курганской области на 2008 - 2012 годы". Однако масштабы этой модернизации были недостаточны. По видам промышленной продукции, по которым государственная статистика дает удельные расходы энергии на единицу производимой продукции, в 2000 - 2009 годах устойчивая тенденция к их снижению отсутствовала.
Основными задачами для сельхозтоваропроизводителей Курганской области являются внедрение энергоресурсосберегающих технологий в растениеводстве и животноводстве, обеспечивающих конкурентоспособность производимой продукции на региональном рынке, увеличение объемов производства и реализации продукции при сохранении или снижении объемов потребления первичных видов ресурсов.
Доля затрат на электрическую энергию в себестоимости производимой сельскохозяйственной продукции в 2008 - 2009 годах составляла 3 - 4%, на дизельное топливо - 15%.
На перекачку воды для целей мелиорации в 2008 году был израсходован 1 млн кВтч. Удельные расходы электроэнергии в этой сфере в 2001 - 2008 годах выросли на 12,5%.
Если учесть и другие энергоресурсы, то становится очевидным, что при доле энергетических затрат в себестоимости 20 - 25% важнейшей задачей для сельского хозяйства является внедрение энергоресурсосберегающих технологий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности.
На долю транспорта в Курганской области приходится 28,1% конечного потребления энергии, в том числе на железнодорожный транспорт - 6,3%, на трубопроводный - 3,1%, на автомобильный (включая личный) - 18,1%, на остальной - 0,6%. Железнодорожный транспорт представлен Курганским отделением Южно-Уральской железной дороги. В 2008 году он потребил 129 тыс. т у.т., в том числе 748 млн кВтч на электротягу поездов, а также 8,5 тыс. т у.т. дизельного топлива на тягу дизельпоездов. Всего на нужды железной дороги в 2008 году было израсходовано 913 млн кВтч электроэнергии. За счет роста загруженности железной дороги удельный расход на электротягу поездов на единицу транспортной работы снизился в 2000 - 2008 годах на 18%, а удельный расход дизельного топлива - на 34%. Расход энергии на трубопроводном транспорте на транспортировку нефти и нефтепродуктов составил 63,7 тыс. т у.т., или 518 млн кВтч.
Автомобильный транспорт Курганской области потребил в 2008 году 371 тыс. т у.т. Потребление топлива автомобилями росло за счет роста парка грузовых автомобилей, легковых автомобилей и автобусов, число которых в 2000 - 2008 годах выросло на 37%. Потребление энергии прочими видами транспорта составило в 2008 году 13 тыс. т у.т., что существенно ниже уровня 2000 года - 28 тыс. т у.т.
На цели водоснабжения и водоотведения в Курганской области в 2008 году было использовано 75,4 млн кВтч, а на цели уличного освещения - еще 15,6 млн кВтч. При отсутствии активной политики повышения энергоэффективности коммунального хозяйства удельные расходы электроэнергии на подъем и подачу воды выросли в 2000 - 2008 годах на 38% и на 20% соответственно. В этой сфере не происходило повышения энергоэффективности.
На начало 2010 года в ведении исполнительных органов исполнительной власти Курганской области находились 262 государственных учреждения Курганской области, в том числе: в ведении Главного управления образования Курганской области - 57, Департамента здравоохранения Курганской области - 84, Главного управления социальной защиты населения Курганской области - 80, Управления по физической культуре, спорту и туризму Курганской области - 6, Управления культуры Курганской области - 19, Главного управления по труду и занятости населения Курганской области - 24, Управления ветеринарии Курганской области - 28, Департамента природных ресурсов и окружающей среды Курганской области - 13. В Курганской области насчитывается 154 медицинских учреждения и 1018 организаций дошкольного и общего образования, многие из которых находятся в ведении муниципальных образований Курганской области.
По оценкам единого топливно-энергетического баланса в 2008 году все бюджетофинансируемые организации Курганской области разных уровней подчинения потребили 397 тыс. т у.т. По данным формы 22-ЖКХ в 2009 году они потребили 164 млн куб. м газа, 1025 тыс. Гкал и 225,5 млн кВтч. Удельный расход энергии в этих организациях в 2000 - 2008 годах вырос с 78 до 83 килограммов условного топлива на метр квадратный в год (далее - кг у.т./кв. м/год) при средних значениях по Российской Федерации для учреждений бюджетной сферы - 75 кг у.т./кв. м/год. Таким образом, в этой сфере не росла эффективность использования энергии.
На долю жилищного сектора приходится 28% всего потребления конечной энергии. В 2000 - 2008 годах объем потребления вырос только на 7%. В 2002 - 2008 годах удельный суммарный расход энергетических ресурсов в расчете на 1 кв. м площади жилых домов вырос на 10%, тогда как расход тепловой энергии снизился на 17%, а удельный расход электроэнергии вырос на 38%. Средний расход энергии на 1 кв. м в 2008 году составил 29 кг у.т./кв. м/год против среднего по Российской Федерации показателя 45 кг у.т./кв. м/год. Удельный расход тепловой энергии на отопление 1 кв. м жилья составил в 2008 году 27,5 кг у.т./кв. м/год, что ниже среднего по Российской Федерации значения на 29,8 кг у.т./кв. м/год.
На момент утверждения Программы доля жилых домов, оборудованных водопроводом, составляла 54,6%, в том числе централизованным - 48,3%; канализацией - 50,8%; отоплением - 58,7%, в том числе централизованным - 46,0%; горячим водоснабжением - 38,5%, в том числе централизованным - 36,6%; газом - 87,9%. Обеспеченность приборами учета по частному жилищному фонду, расположенному в Курганской области, составляет 40 - 100%; по многоквартирным домам - 76 - 91%. Обеспеченность квартирными приборами учета составляет до 90% по электроэнергии. Общая потребность в установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах составляет: по холодному водоснабжению - 2270; по теплоэнергии - 1397; по горячему водоснабжению - 919; по электроснабжению - 3742 единицы.
Длительное сохранение разрыва в уровнях энергоэффективности с развитыми странами недопустимо. Выход Курганской области на уровень субъектов Российской Федерации, граничащих с Курганской областью, на фоне усиления глобальной конкуренции требует кардинального повышения производительности использования всех факторов производства, включая энергию.
Сохранение высокой энергоемкости экономики Курганской области приведет к снижению ее энергетической безопасности и торможению экономического роста. Для укрепления энергетической безопасности Курганской области необходимо: обеспечить техническую доступность энергии для развивающейся экономики (возможности подключения новых объектов к инженерным сетям или обеспечения их топливом при децентрализованном энергоснабжении); удерживать расходы на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей. Эти задачи невозможно решить только за счет наращивания мощностей в ТЭК и повышения цен на энергию. Попытки после выхода из кризиса вернуть и удержать высокие темпы экономического роста при сохранении высокой энергоемкости чреваты потерей конкурентоспособности и отвлечением огромных дополнительных капитальных вложений от развития других секторов экономики. Высокие затраты на топливо при ограничениях на рост тарифов не позволят обеспечивать топливом объекты электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ), а также формировать средства на обновление и модернизацию инфраструктуры. Единственной альтернативой остается повышение энергоэффективности.
Низкая энергоэффективность снижает конкурентоспособность промышленности Курганской области. До кризиса это определялось нехваткой электрических мощностей и природного газа для расширения производства, после кризиса - резким ростом доли энергетических издержек в себестоимости продукции и ростом убытков. Выборочный анализ организаций промышленности Курганской области показал, что их доля энергетических издержек в структуре себестоимости промышленной продукции в 2007 - 2009 годах превысила 8%. Если при росте загрузки производственных мощностей в 2008 году доля энергоресурсов в себестоимости продукции снизилась, то в кризисном 2009 году она выросла из-за спада производства и роста тарифов. В итоге доля энергетических издержек в структуре себестоимости промышленности резко выросла, а конкурентоспособность промышленности упала, что значительно осложняет ее выход из кризиса.
Высокая энергоемкость при росте тарифов на энергоносители затрудняет борьбу с инфляцией. Рост тарифов на энергоносители необходим для обеспечения развития ТЭК финансовыми ресурсами. Вместе с тем он является одним из главных двигателей инфляции.
В 2008 - 2009 годах уровень собираемости платежей за коммунальные услуги снизился с 95% до 90%. Доля семей, получающих субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выросла с 11,1% на начало 2009 года до 14,7% на начало 2010 года.
Низкая энергоэффективность ЖКХ и бюджетной сферы порождает высокую нагрузку коммунальных платежей на местные и областной бюджеты и снижает финансовую стабильность. Доля расходов на оплату коммунальных услуг в общих расходах образовательных организаций Курганской области составляет 30%.
Низкая энергоэффективность снижает экологическую безопасность Курганской области и порождает высокий уровень загрязнения окружающей среды и выбросов парниковых газов, наносит вред здоровью жителей Курганской области. На каждую 1 т у.т., сжигаемого на стационарных источниках топлива, в атмосферу поступает 23 кг выбросов загрязняющих веществ. Ущерб для здоровья населения от загрязнения атмосферного воздуха оценивается в 3% ВРП Курганской области. Это является одной из причин высокой смертности населения. Доля электростанций и промышленности Курганской области в суммарных выбросах в атмосферу вредных веществ составляет 72%, а еще 28% приходится на долю мобильных источников, преимущественно на транспорт. Экологическая составляющая становится важным критерием определения направлений и механизмов экономического развития Курганской области.