АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2016 года N 940
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12.11.2013 N 1238 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "АДРЕСНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ"
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением администрации городского округа Химки Московской области от 24.07.2013 N 653 "Об утверждении Порядка разработки и реализации муниципальных программ городского округа Химки", на основании Устава городского округа Химки Московской области администрация городского округа Химки Московской области (далее - Администрация) постановляет:
1. Внести изменения в постановление Администрации от 12.11.2013 N 1238 "Об утверждении муниципальной программы городского округа Химки Московской области "Адресная поддержка населения", изложив приложение "Муниципальная программа городского округа Химки Московской области "Адресная поддержка населения" в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Химкинские новости", а также разместить на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Администрации И.Д. Лилеева.
Глава городского округа
В.В. Слепцов
Приложение
к постановлению администрации
городского округа Химки
Московской области
от 5 сентября 2016 года N 940
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "АДРЕСНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ" НА СРОК 2014-2018 ГГ.
Общая характеристика муниципальной программы "Адресная поддержка населения"
Обеспечение прав и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, является важнейшим направлением социальной политики Правительства Московской области, которое определено Ведомственной целевой программой Московской области "Социальная защита населения Московской области".
Стратегия в сфере социальной политики направлена на усиление адресности социальной помощи за счет совокупности социальных программ регионального и муниципального уровней, направленных на смягчение социальной напряженности, решение наиболее острых проблем социально незащищенных категорий населения. И одной из целей социальной политики остается сосредоточение ресурсов на поддержку самых нуждающихся.
Объем ассигнований на предоставление мер социальной поддержки, включенных в муниципальную программу, рассчитан исходя из численности граждан, нуждающихся в адресной помощи, и размера выплат на одного получателя, установленного в соответствии с законодательством Московской области.
До сих пор имеют место факты так называемого "равномерного размазывания" социальных пособий по всем нуждающимся в ней. Такая помощь малоэффективна по своим результатам.
Курс на адресность призван прекратить уравнивание мер социальной поддержки и иждивенчество, так как адресная поддержка подразумевает жесткую увязку предоставления социальной помощи с действительным материальным положением ее потенциального получателя. Адресная социальная защита концентрируется на более малообеспеченной группе, не оставляя при этом без какой-либо поддержки остальные категории нуждающихся. Подобный подход увеличивает также возможность оказания более ощутимой материальной помощи за счет ее перераспределения в пользу истинно нуждающихся.
Для современного общества характерна дифференциация по уровню материального положения различных слоев и групп. Поляризация населения высока. Разрыв в доходах за последние годы увеличился с 4 до 15 раз. Исследования показали, что общество состоит из четырех слоев и выглядит так:
бедные - на их доход приходится 1 и менее прожиточный минимум;
малообеспеченные - 2-2,5 прожиточных минимума (это 25% населения);
средние - 6-7 прожиточных минимумов;
обеспеченные и богатые - более 10 прожиточных минимумов.
В городском округе Химки проживает более 215 тысяч человек, в том числе:
- 54341 пенсионер;
- 13267 инвалидов, в их числе 394 инвалида и участника ВОВ;
- 26700 человек - дети и подростки до 18 лет;
- 1319 многодетных семей, в которых воспитывается 4119 детей до 18 лет;
- 381 семья, в которых воспитываются 389 детей-инвалидов, причем четыре семьи имеют по два ребенка-инвалида, а 116 семей из этого количества - неполные;
- 38 семей, где родители-инвалиды нерабочей группы воспитывают детей, из них 32 - это неполные семьи;
- 1179 семей, в которых воспитывается 2004 ребенка, имеют уровень душевого дохода значительно ниже областного и нуждаются в адресной поддержке.
Ожидаемые конечные результаты
Реализация мероприятий программы как дополнительных мер социальной поддержки вне зависимости от наличия в федеральных и региональных законах положений, устанавливающих указанное право, позволит:
- оказать эффективную адресную социальную поддержку малообеспеченным, социально уязвимым группам населения, не имеющим возможности для обеспечения своей жизнедеятельности и нуждающимся в социальной поддержке, в дополнение к мерам, обеспеченным действующим федеральным и областным законодательством, а главное с учетом их индивидуальных особенностей;
- поддержать достаточный уровень материальной обеспеченности и социальной защищенности малообеспеченных граждан округа и тем самым снизить социальную напряженность;
- способствовать предотвращению фактов иждивенчества, уклонения трудоспособных граждан самостоятельно увеличить свои доходы;
- сформировать позитивное общественное мнение по отношению к семье и детям как к будущему нашего общества и повысить качество жизни семей с детьми;
- полнее использовать преимущества системного подхода к решению проблем семей, находящихся в социально уязвимом положении, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- поддержать людей старшего поколения в решении проблем выживания, реализации их собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций, удовлетворить их потребности в организации досуга;
- привлечь большее внимание к проблемам малообеспеченных и социально уязвимых слоев населения.
Перечень и краткое описание подпрограмм муниципальной программы "Адресная поддержка населения"
Программа "Адресная поддержка населения" является действенным инструментом регулирования сложных и масштабных проблем, инструментом управления социальными рисками. Она позволит расширить возможности по внедрению социальных инноваций, оптимизации механизмов оказания социальной помощи с точки зрения как бюджетной, так и социальной эффективности. Для реализации задач, направленных на усиление адресности предоставления дополнительных мер социальной поддержки, были определены следующие подпрограммы, решение которых позволит достичь положительной динамики к 2018 году:
1. Адресная социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и семей, имеющих детей.
2. Организация бесплатной подписки на газету "Химкинские новости".
3. Организация отдыха отдельных льготных категорий граждан в лечебно-оздоровительном профилактории "Керчь".
4. Создание условий для оказания медицинской помощи на территории городского округа.
В настоящий период малообеспеченными оказались не только социально уязвимые семьи, но и семьи, прежде считавшимися благополучными. В тяжелой жизненной ситуации на 01.05.2015 находятся 198 семей.
За последние годы в городском округе Химки число многодетных семей увеличилось до 1096. Уровень жизни 28% из них ниже прожиточного минимума, принятого в Московской области (на 01.03.2015 средний показатель по различным группам населения составляет 9150 рублей). 1179 семей имеют доход ниже прожиточного минимума (9150 рублей).
У 20% семей среднедушевой доход лишь незначительно превышает установленный уровень и в 1,5 раза ниже величины прожиточного минимума. Данные семьи достойно воспитывают детей и как никто нуждаются в поддержке и помощи.
Именно поэтому социальная поддержка наиболее незащищенных категорий населения, основанная на заявительном принципе, является одной из важных задач в работе администрации городского округа Химки.
1. Подпрограмма "Адресная социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и семей, имеющих детей"
Анализ обращений граждан по итогам трех лет показывает, что большая часть населения обращается за помощью в крайне трудной жизненной ситуации, возникшей вследствие потери или отсутствия постоянной работы, внезапной или длительной болезни, непредвиденных и иных обстоятельств. Большую озабоченность вызывает положение неполных семей с несовершеннолетними детьми, сопряженное с расходами на содержание ребенка, в том числе в детских дошкольных и образовательных учреждениях, а также кружках и секциях в сфере дополнительного образования. Большинство из этих семей не имеет средств для развития досуговых форм занятости своих детей.
Материальной помощью в денежном и натуральном выражении в рамках подпрограммы будут охвачены 3500 граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Подпрограмма "Организация бесплатной подписки на газету "Химкинские новости"
Немаловажным фактором при оказании социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в особой поддержке, является проведение мероприятий по развитию тематической и социальной, культурной работы среди социально незащищенных категорий населения. Организация бесплатной подписки для 1500 жителей городского округа Химки позволит повысить уровень социализации и информированности лиц с ограниченными возможностями здоровья, малообеспеченных, многодетных, неполных семей, а также воспитывающих детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах, и других социально незащищенных категорий населения.
3. Подпрограмма "Организация отдыха отдельных льготных категорий граждан в лечебно-оздоровительном профилактории "Керчь"
Основной установкой подпрограммы является создание необходимых условий для сохранения и поддержания здоровья отдельных льготных категорий граждан городского округа, направленных на:
- увеличение продолжительности жизни и улучшение качества жизни путем оказания эффективной адресной социальной поддержки;
- удовлетворение спроса отдельных льготных категорий граждан городского округа Химки Московской области в оздоровительных услугах и организации отдыха;
- организация отдыха для разных социальных слоев населения: многодетных, малоимущих, пенсионеров, ветеранов, инвалидов и людей с ограниченными возможностями;
- развитие социальных контактов и повышение культурного уровня отдыхающих.
4. Подпрограмма "Создание условий для оказания медицинской помощи на территории городского округа"
На сегодняшний день в России сложилась сложная демографическая ситуация, обусловленная старением и высоким уровнем смертности населения, ростом распространенности хронических заболеваний, сохранением социально-экономического неравенства в доступе к услугам здравоохранения.
Адекватное лекарственное обеспечение критически важно для достижения необходимых целей системы здравоохранения - сохранения и укрепления здоровья населения как главной социально-экономической ценности государства.
Среди факторов, обусловливающих недостаточную удовлетворенность граждан лекарственным обеспечением в настоящее время, следует отметить:
- рост стоимости медикаментозной составляющей лечения, связанной с появлением дорогостоящих инновационных препаратов для диагностики, лечения и профилактики широко распространенных заболеваний;
- слабую систему профилактики (управления рисками) и ранней диагностики заболеваний, достаточной для предотвращения развития тяжелых осложнений или лечения заболеваний на ранней стадии, что ведет к постоянному удорожанию стоимости лечения;
- неравномерность лекарственного обеспечения на федеральном и региональном уровнях различных категорий граждан, включая льготные, необходимыми для их лечения лекарственными средствами.
Повышение доступности лекарственных средств для населения возможно за счет расширения объемов государственных гарантий и внедрения солидарных страховых механизмов лекарственного обеспечения.
Управление реализацией муниципальной программы
Управление реализацией муниципальной программы осуществляет координатор муниципальной программы - заместитель главы администрации городского округа по вопросам социальной политики, культуры и спорта.
Координатор муниципальной программы организует работу, направленную на:
1) координацию деятельности муниципального заказчика программы и муниципальных заказчиков подпрограмм в процессе разработки муниципальной программы, обеспечивает согласование проекта постановления городского округа об утверждении муниципальной программы и вносит его в установленном порядке на рассмотрение главе городского округа;
2) организацию управления муниципальной программой, включая:
- создание при необходимости комиссии (штаба, рабочей группы) по управлению муниципальной программой;
3) реализацию муниципальной программы;
4) достижение целей, задач и конечных результатов муниципальной программы;
5) утверждение дорожных карт и отчетов об их исполнении.
Заказчик муниципальной программы - Управление социальной политики администрации:
1) разрабатывает муниципальную программу, обеспечивает согласование проекта постановления администрации об утверждении муниципальной программы и вносит его в установленном порядке на рассмотрение главе городского округа;
2) формирует прогноз расходов на реализацию мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);