(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 18.10.2023 N 690)
Кемеровская область - Кузбасс располагает крупной многоотраслевой промышленностью и топливно-энергетическим комплексом, что обеспечивает стабильное развитие экономики области. Ежегодный рост добычи полезных ископаемых, увеличение выпуска продукции металлургической и химической промышленности, энергетики приводит к неизбежному загрязнению окружающей среды.
Благодаря проводимой экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в области в настоящее время является стабильной.
К числу основных экологических проблем по-прежнему относятся: загрязнение атмосферного воздуха; загрязнение и истощение водных объектов; образование отходов производства и потребления; загрязнение и деградация почвенно-земельных ресурсов; снижение биологического разнообразия Кемеровской области - Кузбасса, увеличение числа редких и исчезающих видов животных, растений и грибов; низкая экологическая культура населения.
При этом сценарий долгосрочного социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса показывает дальнейшее увеличение техногенной нагрузки на все компоненты природной среды региона.
В 2021 году суммарный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, по данным Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, составил 1 667,814 тыс. т, что на 11,053 тыс. т меньше соответствующей величины 2020 года.
В 2021 году выбросы от стационарных источников снизились на 8,603 тыс. т по сравнению с 2020 годом и составили 1603,214 тыс. т, или 96,1% от суммарного объема выбросов.
Распределение объема выбросов от стационарных источников по муниципальным образованиям Кемеровской области - Кузбасса неравномерно. Наибольшая величина отмечается в Новокузнецком муниципальном округе - 403,630 тыс. т (25,18%) и Новокузнецком городском округе - 268,297 тыс. т (16,73%). Далее следуют Междуреченский городской округ (168,826 тыс. т), Прокопьевский муниципальный округ (117,669 тыс. т), Беловский городской округ (98,324 тыс. т).
В 2021 году объем образования отходов производства и потребления составил 3,805 млрд т. Основной объем образовавшихся отходов приходится на предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых. В 2021 году их вклад составил 3,619 млрд т (95,129% от общего количества отходов, образовавшихся на территории Кемеровской области - Кузбасса).
Необходимость решения экологических проблем является основой реализации Государственной программы.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации.
Мониторинг качества атмосферного воздуха и водных объектов на территории Кемеровской области - Кузбасса осуществляется Кемеровским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
Наблюдательная федеральная государственная сеть в Кемеровской области - Кузбассе включает в себя 18 стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в городских округах: Кемеровском (8), Новокузнецком (8), Прокопьевском (2).
В течение 2022 года наблюдения на территории Кемеровской области - Кузбасса за состоянием водных объектов проводились на 18 водных объектах, в 27 населенных пунктах, 39 створах.
В то же время сложившаяся экологическая ситуация в Кемеровской области - Кузбассе, а также дальнейшее расширение производств ввиду развития промышленного потенциала региона, несущее дополнительную нагрузку на экологическую обстановку, без сомнения, требуют существенного расширения и совершенствования региональной системы экологического мониторинга.