118. Ограниченность сбыта продукции, преимущественно изготовляемой из импортных компонентов и сырья, - слабое место промышленности Калининградской области. Для большинства производств области характерны крайне низкая доля добавленной стоимости и высокая степень износа основных фондов.
119. В секторе обрабатывающих производств, составляющем основу экономики Калининградской области, в период с 2011 по 2014 год сложилась негативная динамика по увеличению доли изношенных основных фондов - с 33,2 до 54,1% соответственно (по крупным и средним предприятиям - с 33,1 до 42,5%). Кроме того, предприятия обрабатывающей промышленности сократили инвестиции в основной капитал - доля обрабатывающей промышленности в общей сумме инвестиций, направляемых в основной капитал, снизилась с 21,5% в 2011 году до 8,0% в 2014 году, а в 2015 году составила 8,8%.
120. Существенным ограничением развития рынка труда в Калининградской области является несоответствие территориальной и профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы.
121. Территориальный дисбаланс связан с тем, что более 40% экономически активных граждан и большинство крупных инвестиционных проектов сосредоточено непосредственно в городе Калининграде. Предприятия областного центра и прилегающие к нему муниципальные образования испытывают недостаток кадров (как квалифицированных и неквалифицированных рабочих, так специалистов и служащих), тогда как в отдаленных районах с моноэкономической структурой - преимущественным сельскохозяйственным производством - отмечен дефицит вакансий.
122. Несмотря на восстановление производительности труда после кризисного 2009 года, производительность труда в Калининградской области ниже общероссийского уровня.
123. Одной из основных причин низкой производительности труда как в России в целом, так и в Калининградской области в частности является технологическая отсталость, связанная не только с дефицитом высокотехнологичного оборудования, но и с отсутствием квалифицированных кадров.
124. Экономика Калининградской области испытывает дефицит факторов производства с высокими качественными характеристиками, что отражается в недостаточной обеспеченности высокопроизводительными рабочими местами.
125. Возможности имеющихся основных фондов и трудовых ресурсов ограничивают существующий потенциал развития перспективных направлений экономической деятельности, снижая их конкурентоспособность на мировом рынке.
126. По данным Росстата, в Калининградской области число высокопроизводительных рабочих мест по видам экономической деятельности за 2012-2014 годы увеличилось на 26,3% и составило 111,5 тыс. единиц, доля высокопроизводительных рабочих мест в процентном соотношении к общероссийскому показателю составляет 0,61% от числа высокопроизводительных рабочих мест в целом по России. В 2015 году число высокопроизводительных рабочих мест снизилось на 6,8% до 103,9 тыс. единиц.
127. Естественный процесс создания высокопроизводительных рабочих мест в экономике можно представить в виде цепочки последовательных стадий:
1) привлечение инвестиционных ресурсов;
2) создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест в базовых промышленных отраслях;
3) выход промышленных предприятий на новые рынки сбыта продукции;
4) создание высокопроизводительных рабочих мест в смежных непромышленных отраслях.
128. Ключевым фактором создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест является степень доступности инвестиционных ресурсов.
129. На современном этапе доля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию, в общем объеме инвестиций в основной капитал, осуществляемых предприятиями Калининградской области, находится ниже среднероссийского уровня.
130. В целях удовлетворения потребности экономики Калининградской области в повышении уровня производительности и фондовооруженности труда необходимо стимулировать проведение предприятиями области мероприятий, направленных на восстановление и модернизацию производственных мощностей, развитие кадрового потенциала, повышение эффективности работы по инновационному развитию. Таким образом, первоочередной задачей органов государственной власти становится стимулирование, мониторинг и координация естественного процесса создания рабочих мест в приоритетных отраслях экономики.