N п/п | Показатель | Сценарий | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2025 | 2030 |
1 | Объем перевезенных грузов железнодорожным транспортом, млн. тонн | Базовый | 10,9 | 10,9 | 11,3 | 11,8 | 12,5 | 12,7 | 13,6 | 14,5 |
Целевой | 10,9 | 11,9 | 12,5 | 13 | 14,5 | 15 | 24 | 35 | ||
2 | Объем перевезенных грузов автомобильным транспортом, млн. тонн | Базовый | 6,5 | 6,7 | 6,9 | 7,1 | 7,3 | 7,5 | 8,5 | 9,5 |
Целевой | 6,5 | 8,0 | 9,0 | 10 | 11 | 12 | 20 | 30 | ||
3 | Объем перевалки грузов портовым комплексом, млн. тонн | Базовый | 12,6 | 12,5 | 12,7 | 13,0 | 13,3 | 13,5 | 13,9 | 13,9 |
Целевой | 12,6 | 16,8 | 17,7 | 18,3 | 19,5 | 20,0 | 41,7 | 62,6 |
193. Пассажирские перевозки морским транспортом в Калининградской области осуществляются исключительно паромными судами. При этом Калининградская область обладает потенциалом для развития как паромного, так и круизного пассажирского судоходства. При этом оба проекта тесно увязаны с подготовкой Калининградской области к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году.
194. Первый проект, связанный с развитием паромного сообщения, подразумевает запуск на время проведения чемпионата мира по футболу скоростного парома, курсирующего на линии Санкт-Петербург - Балтийск.
195. Другой проект, связанный с развитием круизного судоходства в Калининградской области, - строительство международного пассажирского терминала в городе Пионерском, а также сценарии дальнейшего развития круизного судоходства во многом связаны с популярностью Калининградской области у туристов.
196. Базовый сценарий развития ситуации подразумевает реализацию обоих проектов к 2018 году с последующим функционированием как круизного, так и паромного судоходства на невысоком уровне, а пассажирский терминал в городе Пионерском будет работать на уровне 40-50% от своей проектной мощности.
197. Целевой сценарий подразумевает максимальную загрузку пассажирского терминала в городе Пионерском после его ввода в эксплуатацию в 2018 году, а также развитие паромного сообщения благодаря увеличению регулярных линий через порт Балтийск.
198. Прогнозная оценка развития сектора железных дорог Калининградской области базируется на двух фактах. Первый из них связан с развитием железнодорожного сообщения дальнего следования. Тенденция развития данного сектора в последние десятилетия характеризуется постепенным сокращением числа перевозимых пассажиров, что связано с повышением привлекательности и доступности автомобильного и авиационного видов транспорта в качестве главных способов обеспечения массовых перевозок пассажиров.
199. В рамках базового сценария подразумевается, что объем пассажирских перевозок дальнего следования сохранится на уровне 2014-2015 годов.
200. Целевой сценарий предусматривает возможность возобновления пассажирского железнодорожного сообщения между Калининградом и городами ближних государств Европейского союза (Польши, Германии и др.) с использованием железных дорог европейской колеи. Подобный маршрут функционировал на регулярной основе в период с 2003 по 2009 год, а также в 2012 году (в летний период), но был в итоге отменен. Возобновление работы пассажирского сообщения по данному маршруту наиболее вероятно в ходе проведения чемпионата мира по футболу, в дальнейшем ежегодная численность пассажиров на этом маршруте может составлять 25-30 тыс. человек в год с ежегодным приростом в 3-5 тыс. человек.
201. Ситуация в пригородном железнодорожном сообщении зависит от реализации ряда инфраструктурных проектов, а также от объема долгосрочного заказа на пригородные перевозки Правительства Калининградской области.
202. В рамках целевого сценария предусматривается запуск линии железнодорожного аэроэкспресса по маршруту Калининград - аэропорт Храброво ко времени проведения в регионе чемпионата мира по футболу. В рамках базового сценария развития показатели работы пригородного железнодорожного сообщения до 2030 года будут находиться на уровне 2015 года (с небольшим увеличением после 2025 года), в то время как при целевом сценарии они будут существенно возрастать после 2018 года.
203. Рост прогнозных показателей пассажиропотока воздушным транспортом будет обусловлен завершением реконструкции специализированной инфраструктуры и аэровокзального комплекса аэропорта Храброво.
204. Важным индикатором работы автомобильного транспорта является организация массовых пассажироперевозок, осуществляемых автобусным сообщением. В отличие от грузовых автоперевозок пассажирское автобусное сообщение в Калининградской области в последнее десятилетие имело устойчивый тренд к снижению годовых показателей работы, что в полной мере объясняется массовой автомобилизации населения области, доступностью приобретения личного автомобиля для большинства ее жителей. К 2015 году, в первую очередь в административном центре - городе Калининграде, уровень автомобилизации приблизился к своему теоретическому пределу, и по прогнозу дальнейшее вытеснение автобусных перевозок за счет личного автотранспорта не будет происходить. Сегодня в городе Калининграде разрабатываются планы по сокращению (ограничению) числа поездок на личном автомобиле, что позволит улучшить транспортное движение в городе.
205. В рамках базового сценария прогнозируется увеличение числа перевезенных пассажиров крупными и средними автомобильными организациями до 22 тыс. человек к 2030 году, что в полтора раза выше уровня 2015 года, а по целевому - до 26,5 тыс. человек, что в 1,9 раза выше уровня 2015 года.
206. Динамика показателей пассажирских перевозок представлена в таблице 21.