Недействующий

 
МЭР ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 1999 года N 565

О СОСТОЯНИИ ДЕТСКОЙ СМЕРТНОСТИ В ГОРОДЕ ЮЖНО-САХАЛИНСКЕ. ПРИЧИНЫ. МЕРЫ ПО ЕЕ СНИЖЕНИЮ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Администрации г. Южно-Сахалинска от 12.04.2021 N 1063-па.
____________________________________________________________________


В связи со сложнейшей демографической ситуацией, сложившейся в области и городе Южно-Сахалинске, проблема смертности детей, в том числе 1-го года жизни; проблема сохранения жизни каждого ребенка приобретает все большее значение.

Показатель младенческой смертности в 1998 году увеличился в сравнении с 1997 годом на 4,4% и составляет 15,1% (на 1000 родившихся живыми). Вызывает тревогу структура младенческой смертности. На 28 погибших детей до 1 года жизни:

42,8% обусловлены отдельными состояниями перинатального периода;

28,6% - врожденными аномалиями, не совместимыми с жизнью;

10,7% - травмами, несчастными случаями;

10,7% - заболеваниями органов дыхания.

В структуре смертности детей от 1 года до 14 лет преобладают:

- травмы и отравления - 16 случаев (84,2%);

- врожденные аномалии - 2 случая (10,5%);

- болезни органов пищеварения - 1 случай (5,3%).

Смертность детей до 1 года, в целом, обусловлена не врачебными ошибками, а предопределена образом жизни родителей, особенно здоровьем матери в период вынашивания беременности, родов; смертность детей старше 1 года обусловлена, в основном, травмами, несчастными случаями, отравлениями. Доля числа смертей детей от неестественных причин в общем числе умерших детей старше 1 года составил 84,2%.

Состояние здоровья женщин на фоне экономических и социальных изменений продолжает ухудшаться: остается высокой их заболеваемость, в том числе осложнения беременности, родов и послеродового периода, поздних токсикозов. Отмечается рост сочетанной патологии: на каждую беременную приходится не менее 1,8 заболеваний. Отмечается бурный рост социально значимых заболеваний: туберкулеза, вензаболеваний, наркологических расстройств.

Число нормальных родов составляет лишь 60%. Статистические данные подтверждают невозможность получения здорового потомства от больной матери. Заболеваемость новорожденных составляет 300% (на 1000 родившихся детей). Обращает внимание рост родовых травм у новорожденных (в 1,8 раза), внутриматочных гипоксий и асфиксий в 22 раза, дыхательных расстройств у новорожденных - в 1,2 раза.

Часть женщин из группы "социального риска" уклоняется от систематического наблюдения врачами женской консультации, что приводит к необратимым изменениям в состоянии плода (из 14 умерших детей в возрасте до 7 суток в женской консультации в период беременности наблюдалось лишь 5 беременных женщин - 35%).

Увеличился в истекшем году показатель мертворождаемости, в т.ч. родов мертвым плодом, произошедших вне стен лечебного учреждения.

Особую тревогу вызывает здоровье девушек - подростков - будущих матерей. К 17 годам, когда в целом завершается формирование организма будущей матери, практически в каждом 10 случае отмечается дисгармоничное развитие: растет экстрагенитальная заболеваемость, особенно анемиями, дисфункциями щитовидной железы; свыше 20% девушек имеют хроническую патологию. Отмечается бурный рост социально обусловленных заболеваний: туберкулеза, вензаболеваний, психических, наркологических расстройств, в т.ч. злоупотребление алкоголем, наркомания, токсикомания, курение.

Растет в городе число семей "социального риска", число детей, оставшихся без попечения родителей; требуют расширения социальные учреждения: социальный реабилитационный центр, Дом ребенка, детский дом. Рост контингентов детей "социального риска" прямо связан с ростом показателя смертности детей как в ближайшее время, так и в перспективе (с учетом структуры смертности).

С целью стабилизации показателя смертности детей, в т.ч. младенческой, постановляю:


1. Руководителям отделов по управлению территориями и главам сел и поселков, руководителям департаментов, управлений, отделов:

1.1. обратить внимание на высокий уровень смертности детей, в т.ч. детей до 1 года; усилить внимание к семьям "социального риска", их своевременному выявлению;

1.2. обеспечить адресную помощь беременным и детям из семей "социального риска".

2. Вице-мэру по социальным вопросам (Мошенский А.А.):

создать координационный Совет по вопросам охраны здоровья детей с привлечением специалистов управления здравоохранения, департамента образования, городского управления внутренних дел, отдела социальной защиты; определить приоритетные направления работы в вопросе снижения детской смертности.

3. Начальнику финансового управления администрации города (Умнова Т.А.) за счет общих сметных назначений:

- обеспечить выделение средств на адресную помощь беременным женщинам и детям: на обеспечение бесплатным питанием детей раннего возраста (адаптированными смесями) из семей социального риска - 15 тыс. рублей;

- на обеспечение беременных из социально - неблагополучных семей витаминами и препаратами, содержащими железо (для профилактики анемии) - 20 тыс. рублей;

- на приобретение наркозной аппаратуры и аппарата ультразвуковой диагностики городскому родильному дому (для своевременной диагностики врожденных пороков развития плода) - 500 тыс. рублей.

4. Начальнику комитета по управлению муниципальной собственностью (Давыдов А.С.) в срок до 01.09.99 выделить помещение:

- под реабилитационный центр для детей и подростков с наркологическими расстройствами;

- для расширения социального центра реабилитации;

- для расширения Дома ребенка.

5. Департаменту образования (Мурашова Н.А.):

5.1. усилить работу по выявлению неблагополучных семей и своевременному изъятию детей из семей, родители в которых лишены родительских прав;

5.2. обратить внимание на своевременное выявление неблагополучных семей и детей "группы риска" в период посещения детьми ДОУ;

5.3. рассмотреть вопрос расширения детского дома "Ласточка" за счет перепрофилирования одного из ДОУ города в филиал детского дома.

6. Управлению здравоохранения администрации города (Чернышова Г.И.):

6.1. совместно с департаментом образования, отделом социальной защиты, управлением внутренних дел в течение 1999 года подготовить городскую Целевую программу по охране здоровья матери и ребенка;

6.2. предусмотреть открытие на базе детской поликлиники N 1 (после ввода в строй детской поликлиники по ул. Емельянова) центра профилактических осмотров и диспансеризации организованных детей, посещающих школы и ДОУ, с целью повышения качества профилактических осмотров, своевременного выявления патологии и реабилитационных мероприятий среди выявленных больных;

6.3. продолжить развитие служб детской и подростковой гинекологии на базе МУЗ "Детская городская больница" и "Городская поликлиника N 2" для своевременного выявления и оздоровления детей и подростков;

6.4. рассмотреть вопрос расширения существующего Дома ребенка за счет выделения дополнительных площадей, социально - реабилитационного центра, детского дома "Ласточка";

6.5. для избежания повторного инфицирования в стенах лечебного учреждения, своевременно переводить детей из ДГБ в Дом ребенка на временное жительство до оформления необходимых документов (закрепление жилой площади, лишение родительских прав и т.д.);

6.6. обеспечить максимальный охват детей и подростков, находящихся в социальных учреждениях, реабилитационной помощью с целью предупреждения хронизации процесса;

6.7. совместно с департаментом образования (Мурашова Н.А.) определить базовыми образовательными учреждениями для отработки совместных действий по вопросам охраны здоровья школьников и подростков - гимназию, среднюю школу N 21:

6.8. совместно с подростковой службой и департаментом образования выступить инициатором внедрения Программы "Подросток учит подростка" по проблемам профилактики заболеваний, передающихся половым путем, наркомании, токсикомании, табакокурения, ВИЧ инфекций;

6.9. с целью снижения младенческой смертности активизировать работу участковой педиатрической службы с семьями социального риска, имеющими детей раннего возраста;

6.10. обеспечить профилактическую работу среди беременных женщин с целью прогнозирования риска перинатальной патологии, своевременного выявления врожденных аномалий;

6.11. продолжить пропаганду здорового образа жизни среди широких слоев населения с привлечением средств массовой информации;

6.12. шире использовать возможность центра планирования семьи и медико - генетические консультации;

6.13. обеспечить преемственность в работе акушеров - гинекологов, терапевтов и педиатров по медицинскому обеспечению матерей и детей в условиях акушерско - терапевтического - педиатрического комплекса.

7. Начальнику городского УВД (Горлов Ю.Г.) активизировать работу по профилактике ДТП среди учащихся школ города; по профилактике правонарушений; беспризорности, бродяжничества.

8. Отделу социальной защиты (Тагиева Е.В.):

8.1. продолжить работу по своевременному выявлению семей "социального риска", обеспечить эти семьи систематическим социальным патронажем;

8.2. при расширении социально - реабилитационного центра решить вопрос открытия на его базе реабилитационной группы для детей с ограниченными возможностями.

9. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-мэра по социальным вопросам Мошенского А.А.


Мэр г. Южно-Сахалинска
Ф.И.Сидоренко

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»