Действующий

О ПРОГРАММЕ "МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД 2006 - 2010 ГОДЫ (с изменениями на: 27.10.2010)

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Молодежь - это социально-возрастная группа населения в возрасте 14 - 30 лет, которая находится в стадии своего социального становления, освоения социальных ролей, имеющая ограничения в дееспособности по различным сферам участия в социальной жизни общества и пользующаяся определенными льготами на период своего становления.

Таким образом, молодого человека можно рассматривать как объект, как определенный феномен социальной реальности, создаваемый социумом на определенных этапах его развития. Молодежь в таком случае предстает как слой населения, совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, освобождая в определенной степени от экономического принуждения, но ограничивая в дееспособности по различным сферам полноценного участия в жизни социума.

Следует подчеркнуть основные особенности молодого поколения россиян. Постепенно уменьшается молодежная популяция в связи с деформациями естественного движения населения. Ухудшаются медико-биологические показатели состояния здоровья молодого поколения. Налицо кризис молодой семьи. Происходит углубление деформации в ценностных ориентациях молодежи. Расширяются границы девиантного поведения, число беспризорных детей сопоставимо с 1920-ми годами. Углубляется разрыв между поколениями. Две трети молодых россиян живут за чертой бедности, одна десятая нищенствует. Разбалансированность уровня доходов и уровня потребления приводит к конфликту мотивов в сфере труда и потребления. Молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения товаров и услуг. На основании этих выводов так определяются отличительные особенности молодого поколения в российском обществе: для молодежи характерна особенно тесная взаимоувязка психофизиологических характеристик субъекта с параметрами его социальной жизнедеятельности; ей свойственно больше специфических характеристик, чем иным возрастным группам; молодежные проблемы сильнее влияют на социальный прогресс; сниженный социальный статус порождает деформации жизненных ситуаций; повышенная чувствительность и эмоциональность провоцирует эскалацию социальной напряженности; по отношению к молодежи можно судить о цивилизованности общества и государства.

Проблемы молодежи в современной России определяют приоритетные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации:

поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений; содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд; государственная поддержка молодых семей; оказание социальных услуг для молодежи; обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации реализуется в трудных и сложных экономических и социальных условиях. В существующей общественно-политической системе государственное направление реализации молодежной политики является практически единственным. Политические партии, как правило, не имеют четкой, разработанной, оформленной молодежной политики, сводя свою роль к провозглашению позиций, которые, по их мнению, должны получать отражение в государственных действиях по отношению к молодежи и использованию молодежи в качестве своего резерва для пополнения партийных рядов.

Недостаточную роль играют и молодежные объединения, в силу организационной слабости они не могут в должной мере защищать интересы молодежи, организовывать достаточно действенную работу в молодежной сфере. В большинстве случаев низка роль профессиональных союзов в решении молодежных проблем, в разработке и осуществлении своей профессионально заостренной молодежной политики. Существенное негативное влияние имеет то, что с расширением рыночных отношений трудовые коллективы утратили прежний опыт привлечения молодых людей к управленческим процессам.

В условиях современного федеративного устройства наглядно проявляются три уровня государственной молодежной политики со своей спецификой ее реализации: федеральный, региональный и муниципальный. В настоящее время формируется всероссийский подход к молодежной политике, учитывающий особенности, возможности, специфику регионов, создается региональная нормативно-правовая база.

Молодежная политика исходит из того, что молодежь имеет мощный инновационный потенциал. Признавая необходимость материальной и духовной поддержки молодежи, предоставления ей льгот в силу недостаточной социальной защищенности и сложных стартовых условий, ориентиры современной молодежной политики направлены и на содействие молодым людям в самоорганизации и самореализации.

Вместе с тем, инновационный потенциал молодежи при определенных условиях и влиянии политических сил может носить как конструктивную направленность, так и деструктивную в ущерб государству в целом, в том числе и самой молодежи. Мероприятия государственных органов призваны способствовать развитию созидательной, творческой деятельности молодежи, реализации ее инициатив во всех сферах жизнедеятельности. Молодежная политика призвана способствовать формированию потребности молодежи в общественном служении, в понимании своей ответственности за сегодняшний день общества и его будущее.

Целью государственной молодежной политики является учреждение статуса молодежи, создание необходимых условий для ее самореализации, ресурсное обеспечение этих условий и создание гарантий для ее социальной защищенности.

Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики является одним из принципов этой политики. Молодежь - важнейший субъект этого направления государственной деятельности. В то же время механизм действительного вовлечения молодежи в проводимые государством мероприятия, ей адресованные, остается коренной проблемой государственной молодежной политики.

В соответствии с этим и следует конструировать задачи государственной молодежной политики. Они должны отражать, во-первых, путь жизненного становления молодого человека; во-вторых, включение его в систему общественных отношений; в-третьих, его жизнедеятельность как гражданина.

Государственная молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России.

Субъектами реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.

Исключительное значение имеет участие самих молодых граждан, молодежных и детских общественных объединений в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

В деятельности структур по реализации государственной молодежной политики главное, основное внимание должно быть направлено на координацию деятельности всех государственных и муниципальных структур и на взаимодействие с социальными, политическими, общественными образованиями по работе с молодежью, в реализации молодежной политики российского общества. Разрозненность этих действий не позволяет в единстве и целенаправленно реализовывать государственную молодежную политику, направлять в единое русло усилия и возможности многочисленных государственных и общегосударственных структур, имеющих отношение к решению молодежных проблем.

На муниципальном уровне предстоит сосредоточить усилия на развитии инфраструктуры молодежной политики, укреплять материально-техническую базу Управления по физической культуре, спорту и молодежной политике и подведомственных учреждений.

(в ред. Решения городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 28.04.2010 N 124/10-10-4)

Требуется более эффективная и комплексная кадровая политика.

В связи с недостаточностью материально-технических и финансово-экономических средств необходимо проводить политику разделения по механизмам в отношении разных источников (бюджеты Управления по физической культуре, спорту и молодежной политике и отраслевых ведомств, бюджеты комплексных программ, внебюджетные фонды, бюджеты разных уровней), принципов финансирования (конкурсный, гранты, целевой), объектов финансирования (обеспечение программ и мероприятий; обеспечение функционирования учреждений молодежной политики; прямое финансовое обеспечение молодежи (кредиты, дотации и т.д.).

(в ред. Решения городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 28.04.2010 N 124/10-10-4)

Критерии эффективности реализации программы зависят не только от итогов ее реализации, но и от решения всего комплекса экономических и социальных проблем молодежи. В этой связи целесообразно поставить вопрос о более конкретных показателях эффективности осуществления программы, которые более точно отразят результаты работы.

По данным переписи населения 2002 года в муниципальном образовании "город Южно-Сахалинск" проживает 181165 человек, из них 54869 граждан от 14 до 29 лет, что составляет 30,3% населения.

 Возраст, лет  

 На 01.01.2002

 На 01.01.2003

 На 01.01.2004  


 0       


 1769     


 1814     


 2051      

 0 - 2     

 5203     

 5350     

 5584      

 3 - 5     

 5035     

 4939     

 4833      

 6       

 1517     

 1746     

 1524      

 1 - 6     

 9986     

 10221     

 9890      

 7       

 1747     

 1525     

 1636      

 8 - 13    

 14630     

 13224     

 11247      

 14 - 15    

 6726     

 6593     

 5760      

 16 - 17    

 6163     

 6510     

 6895      

 18 - 19    

 5729     

 6027     

 6941      

 20 - 24    

 14489     

 14330     

 18375      

 14 - 24    

 33107     

 33460     

 37971      

 25 - 29    

 15063     

 15118     

 16898      

 14 - 29    

 48170     

 48578     

 54869      


Одной из основных проблем города Южно-Сахалинска при существующей демографической ситуации является неуклонное снижение уровня здоровья детей и молодежи. Неудовлетворительные факторы внешней среды, учебно-производственный, фактор питания, курение, употребление спиртных напитков, гиподинамия, потеря молодежью морально-этических ценностей оказывают неблагоприятное влияние на состояние здоровья детей и молодежи. По данным департамента здравоохранения и социального развития уровень общей заболеваемости детей в 2004 году в сравнении с 2003 годом увеличился на 10,8% (в том числе подростков 15 - 17 лет на 0,5%). В структуре общей заболеваемости наибольший удельный вес занимают болезни органов дыхания, что составляет 36,3% от общей заболеваемости подростков, органов пищеварения - 17,5%. Заболевания глаз и болезни костно-мышечной системы занимают 3-е место, соответственно по 7,8%. По-прежнему растет заболеваемость хроническим алкоголизмом. В 2004 г. 18,1%, что в 6 раз превышает показатель 2003 года (3,3%). Остается высокой заболеваемость наркоманией, а также заболеваемость, передающаяся половым путем, в том числе ВИЧ-инфицирование.