Молодежь - это социально-возрастная группа населения в возрасте 14 - 30 лет, которая находится в стадии своего социального становления, освоения социальных ролей, имеющая ограничения в дееспособности по различным сферам участия в социальной жизни общества и пользующаяся определенными льготами на период своего становления.
Таким образом, молодого человека можно рассматривать как объект, как определенный феномен социальной реальности, создаваемый социумом на определенных этапах его развития. Молодежь в таком случае предстает как слой населения, совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, освобождая в определенной степени от экономического принуждения, но ограничивая в дееспособности по различным сферам полноценного участия в жизни социума.
Следует подчеркнуть основные особенности молодого поколения россиян. Постепенно уменьшается молодежная популяция в связи с деформациями естественного движения населения. Ухудшаются медико-биологические показатели состояния здоровья молодого поколения. Налицо кризис молодой семьи. Происходит углубление деформации в ценностных ориентациях молодежи. Расширяются границы девиантного поведения, число беспризорных детей сопоставимо с 1920-ми годами. Углубляется разрыв между поколениями. Две трети молодых россиян живут за чертой бедности, одна десятая нищенствует. Разбалансированность уровня доходов и уровня потребления приводит к конфликту мотивов в сфере труда и потребления. Молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения товаров и услуг. На основании этих выводов так определяются отличительные особенности молодого поколения в российском обществе: для молодежи характерна особенно тесная взаимоувязка психофизиологических характеристик субъекта с параметрами его социальной жизнедеятельности; ей свойственно больше специфических характеристик, чем иным возрастным группам; молодежные проблемы сильнее влияют на социальный прогресс; сниженный социальный статус порождает деформации жизненных ситуаций; повышенная чувствительность и эмоциональность провоцирует эскалацию социальной напряженности; по отношению к молодежи можно судить о цивилизованности общества и государства.
Проблемы молодежи в современной России определяют приоритетные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации:
поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений; содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд; государственная поддержка молодых семей; оказание социальных услуг для молодежи; обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования.
Государственная молодежная политика в Российской Федерации реализуется в трудных и сложных экономических и социальных условиях. В существующей общественно-политической системе государственное направление реализации молодежной политики является практически единственным. Политические партии, как правило, не имеют четкой, разработанной, оформленной молодежной политики, сводя свою роль к провозглашению позиций, которые, по их мнению, должны получать отражение в государственных действиях по отношению к молодежи и использованию молодежи в качестве своего резерва для пополнения партийных рядов.
Недостаточную роль играют и молодежные объединения, в силу организационной слабости они не могут в должной мере защищать интересы молодежи, организовывать достаточно действенную работу в молодежной сфере. В большинстве случаев низка роль профессиональных союзов в решении молодежных проблем, в разработке и осуществлении своей профессионально заостренной молодежной политики. Существенное негативное влияние имеет то, что с расширением рыночных отношений трудовые коллективы утратили прежний опыт привлечения молодых людей к управленческим процессам.
В условиях современного федеративного устройства наглядно проявляются три уровня государственной молодежной политики со своей спецификой ее реализации: федеральный, региональный и муниципальный. В настоящее время формируется всероссийский подход к молодежной политике, учитывающий особенности, возможности, специфику регионов, создается региональная нормативно-правовая база.
Молодежная политика исходит из того, что молодежь имеет мощный инновационный потенциал. Признавая необходимость материальной и духовной поддержки молодежи, предоставления ей льгот в силу недостаточной социальной защищенности и сложных стартовых условий, ориентиры современной молодежной политики направлены и на содействие молодым людям в самоорганизации и самореализации.
Вместе с тем, инновационный потенциал молодежи при определенных условиях и влиянии политических сил может носить как конструктивную направленность, так и деструктивную в ущерб государству в целом, в том числе и самой молодежи. Мероприятия государственных органов призваны способствовать развитию созидательной, творческой деятельности молодежи, реализации ее инициатив во всех сферах жизнедеятельности. Молодежная политика призвана способствовать формированию потребности молодежи в общественном служении, в понимании своей ответственности за сегодняшний день общества и его будущее.
Целью государственной молодежной политики является учреждение статуса молодежи, создание необходимых условий для ее самореализации, ресурсное обеспечение этих условий и создание гарантий для ее социальной защищенности.
Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики является одним из принципов этой политики. Молодежь - важнейший субъект этого направления государственной деятельности. В то же время механизм действительного вовлечения молодежи в проводимые государством мероприятия, ей адресованные, остается коренной проблемой государственной молодежной политики.
В соответствии с этим и следует конструировать задачи государственной молодежной политики. Они должны отражать, во-первых, путь жизненного становления молодого человека; во-вторых, включение его в систему общественных отношений; в-третьих, его жизнедеятельность как гражданина.
Государственная молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России.
Субъектами реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.
Исключительное значение имеет участие самих молодых граждан, молодежных и детских общественных объединений в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
В деятельности структур по реализации государственной молодежной политики главное, основное внимание должно быть направлено на координацию деятельности всех государственных и муниципальных структур и на взаимодействие с социальными, политическими, общественными образованиями по работе с молодежью, в реализации молодежной политики российского общества. Разрозненность этих действий не позволяет в единстве и целенаправленно реализовывать государственную молодежную политику, направлять в единое русло усилия и возможности многочисленных государственных и общегосударственных структур, имеющих отношение к решению молодежных проблем.
На муниципальном уровне предстоит сосредоточить усилия на развитии инфраструктуры молодежной политики, укреплять материально-техническую базу Управления по физической культуре, спорту и молодежной политике и подведомственных учреждений.
(в ред. Решения городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 28.04.2010 N 124/10-10-4)
Требуется более эффективная и комплексная кадровая политика.
В связи с недостаточностью материально-технических и финансово-экономических средств необходимо проводить политику разделения по механизмам в отношении разных источников (бюджеты Управления по физической культуре, спорту и молодежной политике и отраслевых ведомств, бюджеты комплексных программ, внебюджетные фонды, бюджеты разных уровней), принципов финансирования (конкурсный, гранты, целевой), объектов финансирования (обеспечение программ и мероприятий; обеспечение функционирования учреждений молодежной политики; прямое финансовое обеспечение молодежи (кредиты, дотации и т.д.).
(в ред. Решения городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 28.04.2010 N 124/10-10-4)
Критерии эффективности реализации программы зависят не только от итогов ее реализации, но и от решения всего комплекса экономических и социальных проблем молодежи. В этой связи целесообразно поставить вопрос о более конкретных показателях эффективности осуществления программы, которые более точно отразят результаты работы.
По данным переписи населения 2002 года в муниципальном образовании "город Южно-Сахалинск" проживает 181165 человек, из них 54869 граждан от 14 до 29 лет, что составляет 30,3% населения.
Возраст, лет | На 01.01.2002 | На 01.01.2003 | На 01.01.2004 |
0 | 1769 | 1814 | 2051 |
0 - 2 | 5203 | 5350 | 5584 |
3 - 5 | 5035 | 4939 | 4833 |
6 | 1517 | 1746 | 1524 |
1 - 6 | 9986 | 10221 | 9890 |
7 | 1747 | 1525 | 1636 |
8 - 13 | 14630 | 13224 | 11247 |
14 - 15 | 6726 | 6593 | 5760 |
16 - 17 | 6163 | 6510 | 6895 |
18 - 19 | 5729 | 6027 | 6941 |
20 - 24 | 14489 | 14330 | 18375 |
14 - 24 | 33107 | 33460 | 37971 |
25 - 29 | 15063 | 15118 | 16898 |
14 - 29 | 48170 | 48578 | 54869 |
Одной из основных проблем города Южно-Сахалинска при существующей демографической ситуации является неуклонное снижение уровня здоровья детей и молодежи. Неудовлетворительные факторы внешней среды, учебно-производственный, фактор питания, курение, употребление спиртных напитков, гиподинамия, потеря молодежью морально-этических ценностей оказывают неблагоприятное влияние на состояние здоровья детей и молодежи. По данным департамента здравоохранения и социального развития уровень общей заболеваемости детей в 2004 году в сравнении с 2003 годом увеличился на 10,8% (в том числе подростков 15 - 17 лет на 0,5%). В структуре общей заболеваемости наибольший удельный вес занимают болезни органов дыхания, что составляет 36,3% от общей заболеваемости подростков, органов пищеварения - 17,5%. Заболевания глаз и болезни костно-мышечной системы занимают 3-е место, соответственно по 7,8%. По-прежнему растет заболеваемость хроническим алкоголизмом. В 2004 г. 18,1%, что в 6 раз превышает показатель 2003 года (3,3%). Остается высокой заболеваемость наркоманией, а также заболеваемость, передающаяся половым путем, в том числе ВИЧ-инфицирование.