За 2005 год в городе Южно-Сахалинске совершено 4539 ДТП, в которых погибло 42 и получили ранения различной степени тяжести 843 человека. Рост ДТП по сравнению с 2004 годом составил 10,4%. Значительно выросло и число пострадавших по сравнению с 2004 годом: ранения различной степени тяжести получило на 175 человек больше. Рост по данному показателю составил 26,2%. Динамика увеличения ДТП и количества пострадавших в авариях за последние 9 лет представлена в приложениях 1, 2*.
________________
* Приложения 1, 2 не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.
В 2005 году водителями, находящимися в нетрезвом состоянии, совершено 51 ДТП, в результате которых погибло 5 человек, что по сравнению с 2004 годом больше на 4 человека.
По ряду объективных причин, таких как резкое увеличение количества автомототранспорта, ослабление внимания в процессе воспитания детей в дошкольных и школьных учреждениях, в семье, кардинальным образом не улучшается положение и с детским дорожно-транспортным травматизмом. Не может не тревожить статистика по данному вопросу.
Ежегодно на дорогах города погибает один ребенок и получают травмы около 80-ти детей. В 2005 году зарегистрировано 97 ДТП, в которых погибло 2 ребенка и 99 детей получили травмы различной степени тяжести. В 2005 году по сравнению с 2004 годом число детей, пострадавших в ДТП, возросло на 35,6% (приложение 2).
Кроме технических средств регулирования дорожным движением на безопасность дорожного движения и сокращение детского травматизма на дорогах существенно влияют сооружения ограничительного характера: дороги с искусственными неровностями, пешеходные ограждения в местах расположения детских образовательных учреждений и зонах массового перехода проезжей части автодорог.
Анализ происшествий с участием школьников при переходе магистральных улиц показывает, что даже при наличии пешеходных переходов, оборудованных необходимыми техническими средствами регулирования, не представляется возможным обеспечить безопасный переход улицы учащимися. Причиной ДТП, как правило, является нарушение водителями транспортных средств скоростного режима, которое не дает им возможность правильно оценить дорожную обстановку и предотвратить наезд на пешехода. Опыт многих стран свидетельствует о том, что установка дорожных знаков, ограничивающих скорость движения, не дает желаемого результата без применения дополнительных сооружений инженерно-технического характера.
Так, для профилактики и снижения уровня детского травматизма Программой предусмотрено строительство 6-ти таких сооружений, в том числе 5 из них будут находиться в непосредственной близости от образовательных учреждений. Шесть пешеходных переходов у образовательных школ и гимназий планируется оборудовать пешеходными ограждениями, указывающими начало и конец перехода.
Сложным участком в настоящее время остается место перехода детьми проезжей части автодороги в районе средней общеобразовательной школы N 30, расположенной по ул. Дружбы, 71. В связи с этим, настоящей Программой предусмотрено на данном участке автодороги выполнить в 2006 году строительство светофорного объекта с вызывным устройством за счет перераспределения финансовых средств, направленных на программные мероприятия.
Существенную роль для предупреждения детского травматизма на дорогах играет практическое обучение учащихся правилам дорожного движения на территории детского городка, расположенного в городском парке им. Ю.Гагарина, а также активизация в образовательных учреждениях работы по профилактике безопасного поведения на дороге. В настоящее время детский городок и образовательные учреждения требуют технического и методического переоснащения.
На высокий уровень аварийности на дорогах и улицах городов, населенных пунктов влияет и то, что практически расформированы службы движения в дорожно-эксплуатационных организациях, ликвидируются службы безопасности движения в автотранспортных предприятиях, ослаблен контроль технического состояния автотранспорта. Увеличение парка транспортных средств, снижение объема и темпов строительства и реконструкции дорог, несоответствие уровня их обустройства и сервисного обслуживания современным требованиям также приводят к ухудшению условий движения.
Вместе с тем отмечается и снижение уровня транспортной дисциплины участников движения. Не уменьшается количество водителей, управляющих транспортом в нетрезвом состоянии (более 3000 человек в год), нарушающих скоростной режим, правила проезда перекрестков, правила обгона, нередко выезжающих на полосу встречного движения. Эти и другие причины способствуют созданию аварийных ситуаций и приводят к росту ДТП с пострадавшими людьми.
Высокий уровень аварийности в значительной степени определяется и отсутствием в предыдущие годы достаточных источников целевого финансирования мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. В связи с этим, необходимо формировать соответствующие программы в поддержку реализации мероприятий по улучшению условий безопасности дорожного движения с финансовым сопровождением за счет бюджетных и внебюджетных источников.