Формирование областного селитебного центра на основе г. Южно-Сахалинска требует создания условий для комфортного проживания, что невозможно без качественного улучшения жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Это крупная отрасль территориальной инфраструктуры, формирующая среду жизни и деятельности населения. Она является основным поставщиком первоочередных жизненно важных услуг жителям, затрагивает интересы всех основных городских субъектов - населения, бизнеса, бюджетный сектор экономики, оказывает непосредственное влияние на развитие городской среды в целом, формирует определенные миграционные настроения.
Социологические исследования жителей и студентов старших курсов вузов показали значительную неудовлетворенность работой жилищно-коммунальных служб. Низкое качество услуг (16,9 и 15,0%), рост тарифов (18,3 и 13,1%), неблагоустроенность периферийной части города (18,7 и 13,1%) формируют настроения на выезд как тех, так и других. В число первоочередных городских проблем студенты и школьники-одиннадцатиклассники поставили: неудовлетворительное состояние общественного транспорта и автомобильных дорог (48,8 и 37,7%); низкое качество коммунального хозяйства (30,1 и 16,2%); недостаточное благоустройство городских территорий (26,6 и 41,3%).
Особенно остра проблема водообеспечения и качества питьевой воды. В ней жители города видят один из главных факторов ухудшения экологии (42,4), с ней связывают улучшение своего здоровья (25,0%).
Вместе с водоотведением (канализацией) водоснабжение входит в число ключевых жизненно важных элементов городского хозяйства. Их устойчивая работа необходима как для деятельности любого предприятия, так и нормальной жизни населения.
Крупнейшими участниками рынка здесь являются ООО "Сахалинский Водоканал" и ОАО "Сахалинская Коммунальная Компания". На балансе первого находится 308,8 км водопроводных сетей. Из них 75,0% имеют полный износ. Из общего водопотребления порядка 90,0% используется на хозяйственно-питьевые, 10,0% - на производственные нужды. Компания располагает 6 водозаборами.
ОАО "Сахалинская Коммунальная Компания" держит на балансе 49 км водопроводных сетей и 7 км подземных водозаборов. Распределение водопотребления на хозяйственно-питьевые и производственные нужды такое же.
Сложившаяся в городе критическая обстановка с водоснабжением и водоотведением вызвана полным естественным старением самой системы подземных и наземных трубопроводов, низкими темпами их обновления, колебаниями напора в сети, интенсивной внешней и внутренней коррозией, низким качеством стальных трубопроводов, проложенных без должной антикоррозийной защиты. В аварийном состоянии находится более 100 км сетей. Ряд районов города нуждается в полной их замене. Ремонтные работы осуществляются только при аварийных ситуациях. Плановая замена практически не выполняется.
Причиной больших непроизводительных потерь воды является наличие в центральных районах города системы старых ("японских") водоотводов, предусматривающих подключение по свинцовым отводам небольших диаметров. Со временем использование таких подключений было исключено, но отводы остались. В результате коррозии они стали постоянным источником потерь воды, выявление которых затруднено из-за грунтов в виде смеси галечника с песком. Вода, не выходя на поверхность, уходит, смешиваясь с грунтовыми водами. Установить места утечки не представляется возможным.
Изношенность труб, постоянные порывы и утечки приводят к ухудшению качества воды. По данным Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Южно-Сахалинске качество забираемой и подаваемой потребителям воды не соответствует нормативам по химическим и бактериологическим показателям. На контролируемых им водозаборах необходимый комплекс сооружений подготовки отсутствует в 86,0%, а систем обеззараживания - в 78,0% случаев.
Кроме того, подземные воды имеют высокое содержание железа и марганца. На водозаборах, расположенных в зоне влияния агропромышленных комплексов, отмечается загрязнение органическими и азотсодержащими веществами. Для поверхностных вод в паводковые периоды характерны высокие концентрации взвешенных веществ. Все водоисточники имеют низкую, не превышающую 0,3 мг/л, концентрацию фтора.
В зонах санитарной охраны водозаборов часто нарушается режим эксплуатации, не выполняются мероприятия по благоустройству.
Для повышения надежности трубопроводов и сокращения потерь воды в системе водоснабжения необходима замена стальных труб на более стойкие к коррозии трубы из чугуна и пластика. При проведении работ по капитальному ремонту наружных сетей целесообразно применение новой прогрессивной бестраншейной технологии "труба в трубе". Для выделения мест вероятных потерь воды должны быть реализованы мероприятия по поиску скрытых утечек в системе распределения, определению трассировки старых трубопроводов (места прокладки, которые точно не определены), анализу схемы водоснабжения города (например, участков пролегания водоводов над системой канализации, где возможны неконтролируемые утечки воды из водопроводной сети в канализацию), манометрической съемке на подозрительных участках. Необходима также организация приборного учета потребления воды. Учет водного потока на входе и выходе из отдельных районов позволит быстро определить наличие утечек и потерь. Установка специальных приборов в каждом здании позволит получать более точную информацию о потреблении воды и осуществлять расчеты с абонентами на основе фактического потребления.
Для повышения надежности и эффективности распределительной системы водоснабжения требуется замена изношенного насосного оборудования, которое не отвечает современным требованиям, а также устаревшего электрооборудования. Также необходима автоматизация систем управления технологическими процессами: установка преобразователей частоты на электроприводы насосов с управлением через датчики измерения окружающей среды (датчики расходов, давления, содержания кислорода), установка телеметрических систем и регуляторов давления в точках максимальных напоров.
Есть проблемы и с очистными сооружениями канализации (ОСК). Коллекторы многих из них находятся в аварийном состоянии. Необходимо увеличение мощностей ОСК, строительство сооружений по доочистке стоков, механическому обезвоживанию и утилизации осадков.
Энергетическое оборудование и водоснабжение являются техническими системами, которые во многом определяют качество жизни людей и должны обслуживаться в соответствии с действующими нормативами. В настоящее время коммунальное оборудование имеет высокий износ, в связи с чем многократно возросли потери энергоносителей. Для повышения надежности жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения города, снижения нерациональных затрат и качественного улучшения среды обитания необходимо проведение специальных мероприятий. Особенно это касается увеличения пропускной способности магистралей.
Теплоснабжение и электроснабжение - важные жизнеобеспечивающие отрасли хозяйства г. Южно-Сахалинска. Основными источниками централизованного теплоснабжения потребителей города являются Южно-Сахалинская ТЭЦ-1 и районная водогрейная котельная ОАО "Сахалинэнерго". Электроснабжение производится от источников Сахалинской энергосистемы, которая является изолированной частью объединенной дальневосточной энергосистемы.
Мощность Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 - 225 тыс. кВт, годовая выработка - 1223,2, отпуск - 1025,0, потребление - 478,1 тыс. кВт. ч. В расчете на одного жителя города коммунально-бытовое потребление составляет 1030 кВт. ч в год. В связи с отсутствием газоснабжения половина жилищного фонда оборудована стационарными электроплитами.
Тарифная политика, структура и динамика тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей определялись динамикой жизненного уровня населения. Тем не менее, стоимость 1 кВт. ч постоянно растет: 2005 г. - 170; 2006 г. - 181; 2007 г. - 189 коп. Это касается и стоимости тепла.
Электросетевое строительство на территории города значительно отстает от требований потребителей, поэтому плановый уровень электропотребления не достигнут.
Техническое состояние тепловых сетей города определяется сроком и условиями эксплуатации. Около половины их имеют срок эксплуатации от 23 до 43 лет. При сохранении сложившихся тенденций их обновления через 5 лет доля тепловых сетей, превысивших нормативный срок службы (25 лет), составит уже около 80,0%.
Основным показателем аварийности тепловых сетей является наружная коррозия металла, которая составляет порядка 90,0%. Большую опасность представляет затопление тепловых сетей талыми и грунтовыми водами, а также образующимися при порывах водопроводных или канализационных сетей. Некачественное теплоснабжение усугубляется разрегулировкой сетей, ведущей к нарушению гидравлического режима. Дефицит тепла по городу составляет 194 Гкал/час. Резерв тепловой мощности существующих источников централизованного теплоснабжения исчерпан.
Серьезным фактором, осложняющим прохождение отопительного периода, является дефицит воды на территории г. Южно-Сахалинска. Из-за состояния водопроводных сетей и недостаточного объема осадков в осенне-летний период вводятся ограничения на подачу воды потребителям.
Пропускная способность тепломагистрали между основными работающими в единой системе теплоисточниками недостаточна. Необходимо скорейшее завершение ее реконструкции: гидравлическая наладка тепловых сетей; проведение капитального ремонта теплотрасс по новым технологиям (применение предварительно изолированных пенополиуретаном труб, полимерных труб типа изофлекс, касафлекс и др.); вынос на поверхность постоянно затапливаемых участков тепловых сетей; увеличение диаметра трубопроводов основных тепловых коллекторов, снабжающих теплом "Южный район" города; завершение 3-й очереди строительства магистральных тепловых сетей.
Газификация г. Южно-Сахалинска открывает новые возможности повышения эффективности тепло- и энергообеспечения. Природный газ найдет применение не только для бытовых, но и технологических целей.
Теплоснабжение районов малоэтажной застройки можно будет осуществлять от индивидуальных источников тепла. В качестве них найдут применение автоматизированные генераторы. С подачей в город природного газа они получат широкое применение в существующих и вновь построенных одно- и двухэтажных домах. С целью детализации этих направлений следует провести разработку их схем с перспективой до 2020 г.
В рамках действующей подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и газификация городского округа" предусматриваются: модернизация и расширение объектов коммунальной инфраструктуры и повышение эффективности их управления; привлечение средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов инженерной инфраструктуры и многоквартирных домов жилищного фонда города; повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг.
Состояние жилищного фонда города является важнейшим социальным показателем ситуации в городе. Затраты здесь являются очень существенными как для горожан, так и для муниципального бюджета. При этом состояние этого сегмента в большей степени зависит от действий муниципальных властей. Главные проблемы в жилищном секторе определяются большим количеством жилья с низкими эксплуатационными свойствами, а также недостатками коммунальной инфраструктуры.
Особое внимание должно быть уделено проведению превентивных мер по предупреждению аварийности жилья на основе увеличения объемов ремонта, внедрения новых технологий, материалов, систем инженерного оборудования, энергосберегающих технологий, а также эффективных схем привлечения инвестиционных ресурсов в модернизацию объектов ЖКХ.
При сложившемся уровне износа жилищного фонда, существующих темпах нового капитального строительства и сноса ветхого жилья, а также вследствие снижения объемов капитального и текущего ремонта техническое состояние жилья в городе постоянно ухудшается. В первую очередь это касается муниципального жилья, состояние которого усугубляется тем, что в последние годы оно пополнилось за счет приемки ведомственного жилья с неудовлетворительным техническим состоянием.