Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

3. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЦЕНТРОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Несмотря на островное расположение, оценить возможности развития г. Южно-Сахалинска и разработать Стратегический план невозможно без учета естественно-исторических условий становления промышленных и административно-хозяйственных центров юга региона. Это важный методологический принцип, которым необходимо руководствоваться, чтобы получить результаты, отвечающие объективному ходу становления социохозяйственной системы Дальнего Востока.

Развитие городов шло в контексте общих экономических процессов. Невысокий социально-экономический потенциал Дальнего Востока и ограниченность его воспроизводственных возможностей придавали формированию промышленных центров неустойчивый характер.

Это особенно хорошо прослеживается на примере некоторых городов региона. Так, Петропавловск-Камчатский в 1812 г. был объявлен первым военно-морским портом России на Тихом океане и переведен в 1822 г. в статус города. С основанием Николаевска-на-Амуре Камчатка теряет свою административную самостоятельность и становится округом Приморской области. В 1867 г. ликвидируется Российско-Американская компания и г. Петропавловск-Камчатский утрачивает для России свое былое стратегическое значение на Тихом океане. Только после русско-японской войны Правительство России снова обратило внимание на Камчатку. В 1909 г. была образована Камчатская область с административным центром в г. Петропавловске-Камчатском.

Аналогичная картина просматривается в развитии г. Николаевска-на-Амуре. Удобное расположение в устье Амура на стыке реки и океана обусловило первоначальное использование его как связующего звена северных районов Дальнего Востока (Камчатки и Сахалина) с центральными и южными районами региона. Для укрепления этого транспортного узла здесь был создан механический завод по сборке и ремонту судов. Город стали посещать торговые суда.

Интенсивный рост Николаевска-на-Амуре продолжался до 1865 г. Экономика его поддерживалась централизованными субсидиями в крупных размерах из государственной казны. В середине 60-х годов XIX века экономическая и политическая жизнь Дальнего Востока перемещается в южные районы с центрами в гг. Владивостоке, Хабаровске и Благовещенске, которые в географическом отношении были расположены более удачно. Владивосток стал главным портом региона. Сюда переместились многие торговые и промышленные компании, механический завод. Резко сократилось государственное финансирование, что окончательно подорвало хозяйство г. Николаевска-на-Амуре. Численность населения сократилась в пять раз.

Очередной подъем Нижнего Приамурья приходится на конец 90-х годов XIX века, что связано с открытием здесь богатых месторождений россыпного золота. Уже в 1897 г. численность населения возросла до 5,7 тыс. чел. (в летнее время - до 7 тыс. чел.). Это подтолкнуло к расширению продовольственной базы, основу которой могла составить только рыба. В 1896 - 1899 гг. здесь разразилась "лососевая лихорадка". На всем побережье лимана и устья р. Амур в короткий срок было создано огромное число рыбопромысловых и рыбозасольных участков. Формирующаяся рыбная отрасль дала толчок возрождению судоремонта и судостроения, развитию механической переработки древесины и изготовлению бочкотары. Город превращается в крупный промышленный центр Дальнего Востока с населением в 1913 г. 14,4 тыс. чел. Начинается реконструкция морского порта.

В конце XIX века наиболее крупным промышленным центром на Дальнем Востоке был г. Благовещенск. Население его в 1897 г. составляло 33 тыс. чел. На рубеже XIX - XX веков к нему тяготели свыше 200 золотых приисков <17>. В этот период здесь появились металлообрабатывающие, механические, чугунолитейные, кожевенные и другие мастерские, заводы и фабрики. В 1893 г. общее их количество составило 152 единицы. Интенсивно развивается мукомольная промышленность. Оборот ее в 1906 г. составил 2200 тыс. руб. против 400 тыс. руб. в Хабаровске и 7 тыс. руб. во Владивостоке <18>. Благовещенский речной порт был крупнейшим в бассейне р. Амур. В 1907 г. грузооборот его составил 10,2 млн. пудов против 4,5 млн. пудов в порту г. Хабаровска <19>. Однако в дальнейшем открытие Транссиба и более выгодное стратегическое положение других городов региона оставило г. Благовещенск на периферии экономической жизни.

     ________________

<17> Благовещенску 100 лет. Сборник документов и материалов. Благовещенск, 1959. С. 6.

<18> Материалы о положении и нуждах торговли и промышленности на Дальнем Востоке. Выпуск VIII, С-Пб, 1911. С. 36.

<19> Там же. С. 5.

Благодаря своему выгодному экономико-географическому положению мощный импульс в конце XIX века получает г. Владивосток. В 1895 г. здесь действовало 31 промышленное предприятие (механические, кирпичные, кожевенные, лесопильные заводы) с числом рабочих 464 человека. Располагаясь на берегах уникальной глубоководной незамерзающей бухты, он раньше других городов региона получил связь с железнодорожной сетью страны (в 1903 г. открыто движение по КВЖД, в 1900 г. - по Уссурийской железной дороге до г. Хабаровска). Владивостокский порт выполняет функции международного, являясь главными "входными и выходными воротами" российского Дальнего Востока и обслуживая внешнеторговые связи Маньчжурии. Население города растет, и с 1917 г. он становится крупнейшим на Дальнем Востоке (130 тыс. чел.).

Экономико-географический фактор сыграл важную роль и при основании г. Хабаровска: центральное расположение в широтном направлении у слияния двух крупных транспортных артерий, близость границы с Маньчжурией и связь с ней по р. Сунгари. Это обусловило формирование его как административного центра Дальнего Востока. Здесь разместились такие органы управления, осуществляющие деятельность на всей территории региона (за исключением Якутии), как Приамурское генерал-губернаторство, Приамурский военный округ, Амурские казенная и контрольная палаты, Приамурское главное учебное инспекторство, Приамурское управление земледелия и госимущества и др.

Система р. Амур до постройки КВЖД и Транссиба являлась главным путем торговых отношений Приамурья. По р. Сунгари шли товары из Маньчжурии. Поэтому транспортно-транзитная роль г. Хабаровска была предопределена. С пуском КВЖД торговые потоки, ранее шедшие из Харбина по р. Сунгари в Хабаровск, повернули на Владивосток и Читу. И только после постройки моста через Амур и завершения строительства Транссиба транспортно-транзитная роль г. Хабаровска не только восстановилась, но и усилилась. Но в промышленном отношении он существенно уступал гг. Благовещенску и Владивостоку.

В конце XIX века начинает осваиваться юг Сахалина. В 1882 г. закладывается каторжное поселение Владимировка - будущий г. Южно-Сахалинск. К концу XIX века оно являлось типичным русским поселком, жизнь которого определялась сложившейся на острове пенитенциарной системой управления и подчиненными ей административными и хозяйственно-политическими интересами. Здесь действовали почта, двухклассная школа, торговые лавки, часовня, ряд казенных построек, две водяные мельницы. Владимировка входила в Корсаковский округ и имела дорожную связь с одноименным центром.

В период японской колонизации Южного Сахалина главное управление префектурами переводится из Корсакова во Владимировку, которая становится административным центром губернаторства Карафуто. Строящийся город получил название Тоехара. Одновременно он был и центром Тоехарского административного района, в который входили три находящиеся на побережье городские волости Отиай (Долинск), Оодомари (Корсаков) и Рутака (Анива).

По мере освоения Южного Сахалина расстраивается и г. Тоехара. К городской черте примыкали все новые и новые населенные пункты. В Тоехарском районе располагались две электростанции, правительственная радиостанция, центральный почтамт и телеграф, АТС, промышленные предприятия: угольная шахта, целлюлозно-бумажный комбинат, три бумажные фабрики, рудоремонтный, мыловаренный, молочно-маслодельный, коптильный, сахарный, сульфитно-спиртовой заводы, два кожевенных, два кирпично-керамических, пять лесопильных заводов, три завода сакэ, заводы по производству желатина, крахмала, миссо-сои, паровозоремонтные мастерские, фабрики по производству мебели, резиновой обуви, галет, колбасных изделий, стеариновых свечей, фармацевтической продукции, четыре рисорушки, более 120 мастерских: кондитерских, столярных, сапожных, портновских, часовых, красильных, по ремонту велосипедов, изготовлению жестяно-скобяных изделий, циновок, перчаток, носков, чулок.

В середине 30-х годов в Тоехарском уезде имелось 1500 крестьянских хозяйств, где выращивались картофель, овощи и другие огородные культуры, сахарная свекла, зерновые: пшеница, ячмень, овес, ярица, гречиха. Общая посевная площадь составляла 2214 га. В прилегающих окрестностях насчитывалось 580 коров, более 600 лошадей, 3200 голов домашней птицы. Развивалось коневодство и пушное звероводство. В Конуме (Новоалександровск) располагалась ферма для разведения лисиц и голубых песцов.

Город Тоехара являлся центральным узлом железных и автомобильных дорог и был связан с главными портами. Через Тоехару проходила главная железнодорожная линия с ответвлением в 13,4 мили, идущим от ст. Конума (Новоалександровск) до каменноугольных копей Окукаваками (Тепловодский). В теплое время года между Тоехарой, Маокой и Оодомари курсировали пассажирские автобусы. В 6 км к югу, в районе железнодорожной станции Большая Елань (Осава), имелся аэродром. Как административный центр Южного Сахалина город Тоехара был обеспечен телеграфной связью со всеми крупными населенными пунктами, в том числе и Северного Сахалина, а также японскими островами. Растет население города. На 1 сентября 1945 г. вместе с пригородами здесь проживало 42,7 тыс. чел.

В послереволюционные годы, вплоть до окончания Великой Отечественной войны, геополитическая обстановка на Дальнем Востоке резко меняется. На дальневосточных рубежах страны образуется враждебное агрессивное окружение. Практически сводятся "на нет" морские внешнеэкономические связи, вследствие чего падает значение Владивостокского торгового порта, который ограничивается в основном обслуживанием каботажных перевозок. В то же время (20 - 30 годы) государство осуществляет крупномасштабные программы хозяйственного освоения и заселения Дальнего Востока, происходит процесс его индустриализации, в том числе путем формирования мощного военно-промышленного комплекса. Экономические связи переориентируются на внутренние регионы страны. В таких условиях усиливается значение г. Хабаровска. Развиваются его административно-управленческие и транспортно-распределительные функции. На этой основе начинает формироваться многоотраслевая структура промышленности города, создаются высшие и средние специальные учебные заведения, отраслевые научно-исследовательские и проектные институты. Хабаровск становится крупной опорно-тыловой базой и административно-культурным центром не только края, но и всего Дальнего Востока. За 1926 - 1939 гг. население города увеличилось в 4 раза. Он превращается в самый крупный населенный пункт региона (207 тыс. чел.).

В этот период закладывается г. Комсомольск-на-Амуре. В условиях растущей международной напряженности стало очевидным, что устойчивости региональной системы нельзя достичь, развивая ее в пределах узких приграничных и прибрежных полос. Становление Комсомольской агломерации следует рассматривать как совершенно естественное дело, обусловленное непреходящими потребностями Российского государства. Она должна была быть и стала мощной опорно-тыловой, оборонной, хозяйственной, социокультурной базой всего Приамурья, одинаково обращенной к югу и северу, западу и востоку региона. Уже в 1939 г. по численности населения Комсомольск-на-Амуре опередил Благовещенск. В последующем он превращается в крупный промышленный центр с военно-промышленной специализацией. Наличие здесь двух уникальных предприятий по строительству атомных подводных лодок и военных самолетов поставило его по научно-техническому уровню в число наиболее высокоразвитых центров России. С постройкой Байкало-Амурской магистрали он начинает выполнять важные транспортно-транзитные функции.

После освобождения Южного Сахалина и Курильских островов создается Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края, которая затем из него выделяется и включается в Сахалинскую область с центром, вначале в г. Александровке-Сахалинском, а затем в г. Южно-Сахалинске. Последний одновременно выполнял функции центра Южно-Сахалинского района, от которого была отделена прибрежная часть, вошедшая в Анивский, Корсаковский и Долинский районы.

Развитие Сахалинской области в послевоенный период потребовало значительных трудовых ресурсов. Южно-Сахалинску пришлось взять на себя немало забот по размещению отечественных переселенцев. Осуществлялось это за счет больших правительственных льгот, предусматривающих бесплатный провоз багажа, получение банковских ссуд и безвозвратных денежных пособий, приобретение в личную собственность жилого дома и приусадебного участка, списание с работающих в сельском хозяйстве по месту прежнего жительства всех недоимок, освобождение их от денежных налогов, страховых платежей и обязательных поставок государству производимых в личном хозяйстве продуктов земледелия и животноводства. Одновременно на переселенцев были распространены дополнительные льготы как на проживающих в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Следующий этап развития промышленных центров Дальнего Востока - 50 - 60 годы. В Приморском крае появляются новые города: Находка и Арсеньев. Первый со временем становится крупнейшим портом на востоке России, второй получает военно-промышленную специализацию.

За счет нового строительства и реконструкции существующих предприятий завершается формирование индустриального комплекса г. Южно-Сахалинска, ориентированного на областные потребности. Создаются высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, в том числе академического, отраслевого и проектно-конструкторского профиля.

С 1970 г. темпы и масштабы экономического роста г. Южно-Сахалинска замедляются. Развитие города происходит в большей степени инерционно, главным образом по линии совершенствования сложившейся социально-хозяйственной структуры и присущих городу функций. Усиливается разделение труда между г. Южно-Сахалинском, ставшим главным экономическим и организационно-управленческим центром Сахалинской области, и другими городами Сахалина.

Бурное развитие внешнеэкономических связей Дальнего Востока и государства в целом со странами Азиатско-Тихоокеанского региона создало благоприятные условия для роста Владивостока как торгово-промышленного центра общегосударственного значения с крупнейшим в России комплексом отраслей океанической ориентации. С формированием Дальневосточного научного центра АН СССР (1970 г.) он получает академическую специализацию. В эти же годы по численности населения (441 тыс. чел.) Владивосток выходит в регионе на первое место.

В целом для 70 - 80 годов характерно ускоренное создание научно-технического и образовательного потенциала промышленных центров юга Дальнего Востока. В 1990 г. в пяти крупнейших городах (Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре и Южно-Сахалинск) работали более 20 тыс. научных работников, а в высших учебных заведениях обучались около 100 тыс. студентов.