Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


Рисунок 8.17 - Динамика зарегистрированных преступлений и выявленных лиц, их совершивших, в г. Южно-Сахалинске, ед.*

________________

* Рисунок не приводится.  - Примечание изготовителя базы данных.  


Увеличился удельный вес города в областной преступности (с 29,2 до 47,1%). Это характеризует криминогенную обстановку в городе как достаточно сложную и определяет отношение жителей к правоохранительным органам. Отрицательное отношение к милиции высказали 56,8% респондентов, 33,3% из них сталкивались с недобросовестностью работников милиции. Ущемление прав как гражданина России при контактах с правоохранительными органами отметили 25,1%. В качестве главного фактора укорененности 21,6% жителей отметили необходимость снижения преступности. С этим связывают возможность остаться жить в областном центре 16,3% студентов. К основным городским проблемам 19,6% студентов и 15,4% школьников отнесли неблагоприятную криминогенную обстановку, а также наркоманию и алкоголизм (18,7 и 36,8%). Обращает внимание более высокая обеспокоенность растущей наркоманией и алкоголизацией школьников. Это ставит соответствующие акценты в борьбе с этим общественным злом.

В число главных проблем российского общества, которые в наибольшей мере ощущаются в г. Южно-Сахалинске, жители и студенты города поставили наркоманию и алкоголизм (29,6 и 30,1%) и незащищенность от криминала (17,3 и 12,4%). Особенно настораживает растущая преступность в школах. На наличие здесь хулиганских группировок обратили внимание 35,1% школьников и 27,4% студентов.

Структура корыстно-насильственных преступлений имеет традиционную для крупных российских городов конфигурацию. Около половины из них составляют кражи. Хотя количество их относительно государственного и общественного имущества уменьшилось, но они продолжают оставаться самым распространенным видом преступлений против личной собственности. В структуре последних все большее место занимает угон транспортных средств. В 2006 г. было похищено 599 автомобилей. Число раскрытых краж автомашин снизилось на 9,5%, угонов - на 2,8%. В 2007 г. здесь также наметились положительные сдвиги: количество краж автотранспортных средств уменьшилось на 33,1%, угонов - на 26,5%.

Продолжает оставаться проблемным вопросом организация работы по раскрытию преступлений по "горячим следам". Средний уровень раскрываемости в 2005 г. составил 18,2%.

Остается сложной криминогенная ситуация в местах массового пребывания граждан. Число преступлений, совершенных в общественных местах, увеличилось в 2007 г. на 7,1%. Но и здесь есть позитивные изменения: количество уличных грабежей сократилось, а раскрываемость выросла.

В период реформ выросло число правонарушений в экономической сфере. В последние годы они пошли на убыль, но продолжают составлять широкий круг разнообразных деяний. Здесь сформировалось три основных направления: неформальный сектор экономики, преступления, связанные с коррупцией, и деятельность организованных преступных групп.

В нелегальной сфере экономики производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег и услуг не контролируются обществом и скрываются от органов государственного и муниципального управления. Наиболее типичным уводом в тень результатов экономической деятельности является сокрытие заработной платы, а также части финансового оборота. По данным социологических исследований, средневзвешенная доля теневого оборота малого бизнеса в г. Южно-Сахалинске превышает 50,0%. Особенно велика она в торговле, сфере обслуживания, туризме, строительстве, транспорте.

Криминализация общества проходит при попустительстве, а в ряде направлений даже и с участием определенных погрязших в коррупции структур власти, самоустанавливающих для себя системы иммунитетов (депутатских, прокурорских, судебных), цинично попирающих моральные и демократические нормы. Ряд структур, призванных отвечать за безопасность (в прокуратуре, МВД и др.), не только не пресекают противоправную деятельность, но и сами совершают преступления, используя властные полномочия для прикрытия организованных преступных групп, вымогая взятки у мелких нарушителей установленных правил (например, дорожного движения), нередко превышая свои полномочия в отношении граждан. Стали типичными ненормативные отношения бизнеса и власти. Причем, вымогательства чиновников (24,1%) опережают давление криминала (9,2%).

Из всех контролирующих предпринимательскую деятельность органов по профессионализму милиция получила у бизнесменов минимальную оценку: по четырехбалльной системе - 2,1, при этом 2,5 получила пожарная служба и 2,7 - налоговая инспекция.

Одним из приоритетных направлений деятельности милиции на предстоящий период является профилактика правонарушений. Основная роль в ней отводится участковым уполномоченным милиции и инспекторам по делам несовершеннолетних. По итогам 2006 г. рецидивная преступность несовершеннолетних возросла на 62,5%. Практически в 2 раза увеличилось число подростков, совершивших повторные преступления. Здесь борьба должна носить комплексный характер.

Современная ситуация в г. Южно-Сахалинске характеризуется расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, ростом числа выявленных преступлений и правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, что представляет реальную угрозу здоровью населения, экономике и правопорядку областного центра. Несмотря на активизацию деятельности правоохранительных органов, она не носит упредительного характера и продолжает оставаться недостаточно результативной.

Серьезным криминогенным фактором является и продолжающееся в последние 10 - 15 лет внедрение в сознание людей, и в первую очередь детей, подростков и молодежи, идей стяжательства и насилия. Средствами массовой информации, прежде всего телевидением, как на местном, так и общероссийском уровнях систематически внедряются образцы антикультуры, формируется привыкание к непрерывающемуся потоку жестокости и смертей на экране, пропагандируется своеобразная романтика криминального поведения. Под влиянием этого информационного давления в менталитете населения размываются нравственные начала.

Проблема обеспечения пожарной безопасности является общей проблемой органов государственной власти и местного самоуправления, и решать ее нужно только совместными усилиями. Главная цель - недопущение возникновения пожаров, а в случае их появления - ликвидация с минимальными последствиями.

В 2006 г. в г. Южно-Сахалинске произошло 559 пожаров, в результате которых причинен материальный ущерб в размере 5,0 млн. руб. Погибло 22, получили травмы и ожоги различной степени тяжести 37 человек. По сравнению с 2005 г. количество пожаров увеличилось на 21 случай (3,9%), материальные потери несколько уменьшились (4,1%). Число погибших сократилось на 6, а пострадавших - выросло на 9 человек.

Основное количество пожаров происходило в жилом секторе. Здесь же и больше погибших. Основные причины - неосторожное обращение с огнем (56,5%) и нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования (6,3%).

Продолжает эксплуатироваться в неудовлетворительном состоянии наружное противопожарное водоснабжение города. Проверкой, проведенной в 2006 г., установлено, что из стоящих на балансе ООО "Сахалинский водоканал" 578 пожарных гидрантов 190 находится в неисправном состоянии (32,8%).

Особенно остро в зимний период стоит проблема очистки источников наружного противопожарного водоснабжения. Из-за невозможности его использования затягивается тушение пожаров и, как следствие, увеличивается гибель людей и материальный ущерб.

Для обеспечения общественной безопасности и правопорядка требуются жесткий контроль над криминальной ситуацией, усиление борьбы с преступностью, проведение постоянной работы по профилактике правонарушений, прежде всего в молодежной среде. Для этого необходимо:

- систематически анализировать и рассматривать в установленном порядке на координационных совещаниях представительных и исполнительных органов состояние и характер преступности в городе, причины и условия, способствующие развитию коррупции и совершению преступлений организованными преступными группами;

- постоянно проводить по согласованию с органами юстиции общественную экспертизу результатов деятельности южносахалинских правоохранительных органов в направлении раскрываемости и пресечения умышленных убийств, бандитизма, экономических преступлений и коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков, предавать гласности оценки успешного пресечения преступлений, а также случаи непринятия мер в отношении явных противоправных действий со стороны преступных элементов или организованных преступных групп;

- обеспечить высокий уровень социальной адаптации и реабилитации среди граждан, склонных к совершению правонарушений, освободившихся из мест лишения свободы, на базе трудовой занятости, профессиональной и общеобразовательной подготовки;

- продолжить совершенствование нормативно-правовой базы профилактики правонарушений;

- повысить эффективность работы милиции, органов муниципальной и государственной власти по проведению превентивных правоохранительных мер;

- улучшить координацию деятельности городского Собрания, администрации г. Южно-Сахалинска с правоохранительными органами;

- усилить профилактическую деятельность учреждений, предприятий всех форм собственности, общественных организаций по предупреждению правонарушений в трудовых коллективах;

- улучшить информационное обеспечение деятельности государственных органов и общественных организаций по охране общественного порядка;