Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


 Рисунок 1.2 - Ответы на вызовы Российскому Дальнему Востоку


Итак, ключевым направлением развития Дальнего Востока в XXI веке является формирование постоянного населения. Это не все, что нужно региону для долговременного развития, но это первое, что ему нужно. Однако экономизация производства затрудняет движение в этом направлении, ибо необходимо освободиться от значительной части существующего производственного потенциала, который не является экономически эффективным. В то же время приоритет могут получить проекты с использованием более дешевой иностранной рабочей силы, что уже осуществляется, хотя и в ограниченных масштабах.

Значит, стоит задача формирования постоянного населения на юге Дальнего Востока, то есть на границе с Китаем. Крупными городскими поселениями должны стать города Хабаровск, Владивосток, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Южно-Сахалинск. Проживающие здесь жители в своей трудовой деятельности замыкаются не только на экономике своих городов, но и найдут применение в реализации крупных проектов по всему Дальнему Востоку, работая вахтовыми и экспедиционными методами.

Создание ядра (критической массы) постоянного населения на юге Дальнего Востока предполагает осуществление таких форм хозяйствования, которые бы не только экономически обеспечивали расширенное воспроизводство населения, но и создавали возможность продолжения его в поколениях.

Фактор внешней торговли как особенность развития экономики Дальнего Востока не проявил себя в должной мере с конструктивной стороны. Экспорт основан преимущественно на вывозе сырья и оказывает положительное влияние на весьма тонкий слой производителей и населения. Он мало затрагивает обрабатывающие и сопряженные отрасли, ориентированные на внутренний рынок. К тому же дальневосточный экспорт слабо диверсифицирован, в том числе и географически.

По темпам внешнеэкономической деятельности регион отстает от России. Местные ее участники представляют собой разрозненную, конкурирующую друг с другом массу хозяйствующих субъектов, ведущих скрытую демпинговую политику и попадающих под влияние зарубежных импортеров.

Для ускоряющего воздействия внешнеэкономической деятельности на экономику Дальнего Востока необходимы качественно новые подходы к организации и управлению внешнеэкономическим бизнесом. Одним из них является кластерный подход.

Во внешнеэкономической сфере Дальнего Востока сформировались и продолжают формироваться первичные структуры пяти главных кластеров, которые могут реализовывать преимущества системного развития. Ими являются: лесной, рыбохозяйственный, горно-металлургический, топливно-энергетический, включающий газо- и нефтедобычу, и транспортный комплексы. Основным способом реализации кластерного подхода является создание межсубъектных центров управления развитием внешнеориентированных комплексов региона, а также дальнейшее совершенствование Федеральной целевой программы "Дальний Восток и Забайкалье". Последняя должна стать инструментом сопряжения экономик субъектов региона. Акцент должен быть сделан на развитии в них тех составляющих, которые, используя свои уникальные особенности, дополняли и усиливали бы друг друга в конкурентной борьбе за жизненное пространство со странами АТР и СВА. Получая обратный импульс развития, Дальний Восток передаст его России, придавая ей устойчивое поступательное движение к цивилизованной социально ориентированной рыночной экономике.

Но здесь важно не останавливаться только на сырье или продуктах его первых переделов. На этом пути можно быстро оказаться аутсайдером среди большинства стран, которые еще в недалеком прошлом были развивающимися. Поэтому путь развития региона здесь видится через выпуск продукции, входящей в производственные цепи высшего технологического уклада. Этот тип производства не может доминировать везде и во всем, но на отдельных участках региональной экономики он может быть использован.

Основными (но не единственными) партнерами Дальнего Востока на многие годы будут Япония и КНР. Это следует из потребностей и тенденций их развития, а также возможностей Дальневосточного региона. Сотрудничество с ними открывает колоссальные возможности для реанимации и последующего развития экономики Дальнего Востока. Поэтому весьма актуальной является задача определения в системе долговременных интересов Японии и Китая того, что в наибольшей мере соответствует интересам России и Дальнего Востока в частности. Наступательной внешнеэкономической политике Китая должна быть противопоставлена не менее активная региональная государственная политика, которая должна совместить две крупные идеи стратегического характера: опору на инновационное развитие и ориентацию на внешние рынки с приоритетом потребностей КНР и Японии. Вместе с последней необходимо искать новую модель сотрудничества, опираясь на опыт прошлых лет и понимая заинтересованность ее и России во взаимной интеграции.

Ускорение экономического развития - это стратегическая задача Дальнего Востока. Темпы развития должны быть значительно выше, чем сформулированные в тезисе об удвоении ВВП за 10 лет. На Дальнем Востоке его надо утраивать, то есть обеспечивать 12,0% ежегодного прироста. По сути дела, речь идет о формировании совершенно новой концепции долгосрочного развития Дальнего Востока.

Наличие удорожающих факторов с тенденцией их роста - это объективные местные условия. Следовательно, эффективное хозяйство может основываться на таких ресурсах и производстве таких товаров и услуг, ценность которых в России и мире также будет возрастать. А это - лесные, минеральные, топливно-энергетические, биологические и пространственные ресурсы, а также экономико-географическое положение Дальнего Востока. Однако только на этой основе невозможно обеспечить стратегическую достаточность и рост значительных масс постоянного населения. Дело в том, что отрасли по добыче указанных ресурсов требуют специфической рабочей силы и не могут обеспечить полной занятости и качественного воспроизводства всего населения.

Речь идет о повышении научно-технического уровня экономики на основе развития инновационных производств, менеджмента, идеологии. Разумеется, не везде в регионе есть условия для высокотехнологичных производств, обеспечения высоких темпов развития экономики, создания зон проживания постоянного населения. Да и не везде оно нужно с точки зрения возможностей обеспечения благоприятных условий воспроизводства человека. Но то, что оно необходимо на юге региона, не вызывает сомнения. Именно эта территория по климатическим условиям соответствует "критериям благоприятности", где хотя и не лучшие условия для жизни, но вполне приемлемые для формирования постоянного населения.

Важным фактором, нивелирующим региональные удорожания, является "масштаб" производства. Логика предыдущей экономической истории Дальнего Востока в качестве основы хозяйствования определила формирование относительно крупных предприятий и транспортных систем. Ориентация на малый бизнес в новых рыночных условиях дала свои положительные результаты в начальный период реструктуризации за счет "утилизации" ресурсов прежней экономики и освоения внутренних рынков. Но уже значительный период времени малое предпринимательство замедляет свое развитие в связи с ограниченностью местных потребностей и невысокой конкурентоспособностью. Освоение внешних отечественных и зарубежных рынков требует участия крупных предприятий. Стратегическое направление здесь - ориентация на крупные предприятия, способные конкурировать на внешних рынках и обеспечивать доступную бюджетную (налоговую), социальную и коммерческую эффективность. Малое предпринимательство под влиянием общеэкономических тенденций роста масштабов производства, формирования транснациональных компаний будет развиваться на основе производственной кооперации с крупными предприятиями.

Итак, основными ответами Дальнего Востока на стоящие перед ним вызовы являются:

- увеличение общего демографического потенциала Дальнего Востока, особенно его ядра в виде постоянного населения, прежде всего, в южной зоне (на основе развития производства, роста производительности труда, обеспечения высоких темпов повышения уровня жизни, создания экономической привлекательности региона для жителей России, ближнего зарубежья и сопредельных стран);

- углубление экспортной специализации;

- многократное увеличение масштабов использования высокоэффективных природных ресурсов (лес, рыба, цветные металлы, уголь, газ, нефть, сельскохозяйственные земли) с использованием современных технологий по восстановлению воспроизводимых природных ресурсов;

- углубление переработки сырья, существенное увеличение добавленной стоимости в региональном продукте;

- улучшение использования существующей и развитие транспортной инфраструктуры для более полного осуществления транзитных функций по обеспечению связей России со странами АТР;

- увеличение производства "лидирующих" продуктов, производств и технологий, включение местных производителей в отечественные комплексы (кластеры) высшего технологического уклада, восстановление предприятий оборонно-промышленного комплекса и сложного машиностроения;

- развитие технополисов и технопарковых зон, формирование крупных селитебных агломераций на основе промышленных центров юга Дальнего Востока;

- разработка координационных инструментов, обеспечивающих социально-экономическое единство и взаимную дополняемость дальневосточных субъектов Российской Федерации;

- проведение институциональных преобразований локального типа, направленных на решение задачи всемерного развития производительных сил Дальневосточного региона.

Дальний Восток исторически развивался под постоянным патронажем государства, что определяло его устойчивое и сбалансированное развитие. Экономическая специализация ориентировалась на ресурсодобывающие отрасли с экспортным уклоном. Развитие более высоких переделов, особенно машиностроения, выполняло важную воспроизводственную роль, поддерживая уровень образованности, наукоемкости и трудовой квалификации работающего населения.

Годы рыночных преобразований усилили истощительные тенденции, затронув не только природно-ресурсный, но и социально-производственный потенциал региона. Складывающиеся угрозы, дополняя и стимулируя друг друга, создают отрицательную мультипликативную среду, реальную угрозу коренным интересам и безопасности России.

Стратегическими идеями, способными перевести Дальний Восток на траекторию устойчивого развития, являются формирование на юге Дальнего Востока постоянного населения, использование фактора внешней торговли как импульса реструктуризации экономики, создание зон интенсивного развития на основе территориально-производственных кластеров, основой которых выступают крупные и динамично развивающиеся селитебные центры.