Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


6.2. Потенциал гражданского общества

Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее и создающее совместно с ним правовые отношения. Оно структурировано и представляет совокупность различных формальных и неформальных организаций и правил (институтов), которые соединяют отдельного индивида или семью (домохозяйство) с государством (властью) и бизнесом (частным сектором экономики).

Стратегический план включает четыре основных этапа: разработка собственно Стратегического плана в виде официального документа, имеющего правовой статус; принятие решений, обеспечивающих его реализацию; вовлечение в его выполнение всего населения города (работающих во власти, бизнесе, производстве, социальной сфере, домохозяйствах, учащуюся и студенческую молодежь, пенсионеров); контроль за ходом выполнения принятых решений и выработка соответствующих регулирующих воздействий.

Первый этап является наиболее важным, так как связан с научно обоснованным выбором миссии, целей, задач и приоритетов. От того, как будут учтены и сформулированы экономические, социальные, духовные и иные потребности местного населения, учтены ценностные ориентиры и интересы различных его слоев, зависит успешность реализации Стратегического плана. Но необходимо знать и гражданский потенциал города. Насколько местное население готово непосредственно участвовать в созидательном процессе, в конкретных общественных движениях, контролировать и оспаривать, если это необходимо, действия исполнительных органов власти, зависит успешность реализации Стратегического плана развития г. Южно-Сахалинска.

Наиболее массовой и неорганизованной частью гражданского общества являются домохозяйства. Им еще предстоит найти адекватные своим интересам и возможностям формы и механизмы воздействия на бизнес и власть, взаимодействия с ними по стратегическому планированию. Тем не менее, был интересен их взгляд на целесообразность активного участия в общественной жизни города. Здесь также проводилось сравнение с г. Хабаровском как столицей Дальневосточного федерального округа, где сконцентрирован достаточно высокий культурный и образовательный потенциал региона.

Как видно из рисунка 6.3 (не приводится), настроения южносахалинцев более оптимистичные, чем хабаровчан: 84,1% считают, что жители г. Южно-Сахалинска должны более активно участвовать в общественной жизни города, и 62,5% - что активная гражданская позиция и энтузиазм способствуют улучшению социальной ситуации в городе; оценки хабаровчан более пессимистичные - 76,3 и 51,7%.

Социологические исследования жителей г. Южно-Сахалинска позволили изучить группы взрослого населения, дифференцированные по четырем классификационным признакам: возрасту, уровню доходов, принадлежности к различным функциональным группам, экономическому статусу. Дополнительно опрос проводился среди студентов старших курсов Сахалинского государственного университета и Южно-Сахалинского института экономики, права и информатики.