________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Несмотря на то, что в основном (80,7%) жители города оценивают свое здоровье как хорошее, удовлетворительное и в соответствии с возрастом, 29,4% связывают его ухудшение с отсутствием должного медицинского обслуживания, 15,0% - с недоступностью санаторного лечения. Что касается влияния качества медицины на улучшение здоровья, то эти оценки еще выше: соответственно, 61,5 и 33,4%. Для реализации своих целей при проживании в г. Южно-Сахалинске 34,0% респондентов указали на необходимость повышения качества и доступности медицинского обслуживания. К сожалению, респонденты не отметили необходимости формирования привычки к здоровому образу жизни как одной из возможностей сохранения здоровья и активного долголетия.
Главная причина подобного положения кроется в своеобразии экономической модели муниципального здравоохранения, которая строится на основе традиционных, рутинных подходов к планированию видов и объемов медицинской помощи без учета демографического прогноза и региональных особенностей здоровья населения. Поэтому необходима разработка критериев эффективного использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) муниципального уровня. К сожалению, до сих пор они отсутствуют.
Приоритетом будущей стратегии эффективного использования ресурсов здравоохранения города должно стать достижение сбалансированности между объемами государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи и ресурсным обеспечением. Необходимы стратегические планы по нескольким направлениям: структурная перестройка отрасли здравоохранения; воспроизводство основных фондов лечебных учреждений; внедрение экономических методов управления отраслью; привлечение инвестиций в модернизацию ЛПУ; стимулирование развития негосударственного сектора.
Модернизация системы здравоохранения г. Южно-Сахалинска должна начаться снизу, с реформирования первичной медико-санитарной помощи и реорганизации территориальных поликлиник. У каждого жителя города должен появиться "лечащий врач", то есть участковый врач терапевт (педиатр) или врач общей (семейной) практики.
Концепция развития здравоохранения г. Южно-Сахалинска должна предусмотреть сохранение и улучшение здоровья его жителей, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения. Основными задачами ее реализации выступают: увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний; сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения в медицинскую практику современных методов диагностики и лечения; повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения.
Основной принцип - доступность медицинской помощи жителям города вне зависимости от социального статуса, уровня доходов и места проживания, профилактическая направленность, экономическая эффективность функционирования медицинских учреждений, единство медицинской науки и практики, активное участие населения в решении вопросов здравоохранения.
Необходимо создание новой организационной модели здравоохранения г. Южно-Сахалинска, обеспечивающей медицинское обслуживание пациента в амбулаторно-поликлинической сети, на дому, в диагностическом центре, специализированном диспансере, дневном стационаре и санатории. Это единый комплексный лечебно-профилактический процесс, в котором каждое технологическое звено имеет свои функции, исключающие дублирование и определяемые функциональным предназначением и экономической целесообразностью.
В связи с высоким процентом износа медицинского оборудования, а также с необходимостью капитального ремонта большинства ЛПУ или строительства новых объектов муниципального здравоохранения, полностью соответствующих современным требованиям санитарных правил, предполагается разработка оптимальных программ последовательного переоснащения и строительства муниципальных лечебно-профилактических учреждений.
Однако вследствие ускоряющегося научно-технического прогресса невозможно обеспечить замену всего медицинского оборудования даже в новых ЛПУ. Необходим поиск направлений, отвечающих требованию мобильного приспособления их структуры к новым условиям, и, в первую очередь, к перспективному расширению, поэтапному строительству и вводу в действие. Этот подход, основанный на разработке номенклатуры стандартных объемно-планировочных элементов, назван модульным проектированием. Вместо типового (стандартного) проекта целого учреждения разрабатываются объемно-пространственные блоки, которые являются повторяющимися элементами сооружения данного типа и вмещают технологическую линию производства медицинских услуг.
Основным содержанием будущего совершенствования перспективной модели здравоохранения г. Южно-Сахалинска является создание системы стратегического планирования, увязка ее со стратегией социально-экономического развития области, города, привлечение муниципального заказа в рамках территориальной программы государственных гарантий на основании реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и последующих законодательных актов.
Техническое перевооружение и организационное совершенствование здравоохранения, рост материальной обеспеченности медицинского персонала не дадут должных результатов без достаточного кадрового обеспечения, постоянного повышения профессионализма и строгого соблюдения этики и деонтологии в отношении к пациентам.
Необходимы кардинальные изменения в системе медицинского страхования, обеспечивающие повышение ответственности врачей, доступности и качества медицинской помощи. Это, в свою очередь, требует формирования конкурентной среды. Оплата медицинских услуг по конечному результату за пролеченного больного за счет средств бюджета и фонда ОМС (одноканальное финансирование) будет обеспечивать формирование конкурентной среды среди ЛПУ, повышение ответственности врачей и, в итоге, улучшение доступности и качества медицинской помощи.
Активное использование информационных технологий позволит установить обратную связь между пациентом и врачом, пациентом и администрацией ЛПУ. Тогда общественная оценка профессионализма медицинского работника, его отношения к пациенту в совокупности с новыми механизмами материального и морального стимулирования позволит поднять авторитет работников здравоохранения.
Коренных изменений требует отношение человека к своему здоровью. Если во всем мире количество курящих сократилось в 2 раза, то в России выросло на 10 - 15%. При формировании нового менталитета повысится персонификация страховых взносов, что позволит индивидуализировать подход страховых и медицинских учреждений к пациенту. Высвободятся ресурсы более действенной государственной поддержки малоимущих граждан.
В г. Южно-Сахалинске, как и в целом в стране, сложилась напряженная эпидемиологическая обстановка в связи с увеличением числа заболеваний социального характера, прежде всего токсикомании, СПИДа, туберкулеза и др. Особую озабоченность вызывает рост наркомании среди подростков и детей. Показатель потребления психоактивных веществ - 460 человек на 100 тыс. детского и подросткового населения. Фактически лиц, имеющих проблемы, связанные с употреблением наркотических средств и психотропных веществ, по мнению социологов, в 10 - 12 раз больше. В г. Южно-Сахалинске - это каждый 4 - 5 подросток. Значительное число детей и подростков, состоящих на учете в наркологической службе, воспитываются в неблагополучных семьях, где родители не обеспечивают контроль и уход за детьми.
Реальным выходом из катастрофической ситуации с подростковой наркоманией должно стать привлечение к его профилактике педагогов средних школ и других образовательных учреждений. Постоянно общаясь с детьми и подростками, они могут уловить нюансы их состояния и поведения, часто ускользающие от родителей. Обучение педагогов основам профилактической работы, предоставление им адекватной информации о наркологических заболеваниях, вооружение их конкретными психотехническими и психотерапевтическими приемами (ролевые игры, тренинги, психодрамы, дискуссионная работа), способами формирования систем увлечений, альтернативных наркотикам, дадут наибольшие шансы для создания необходимых барьеров, позволяющих оградить подрастающие поколения от наркотической эпидемии.
Условия для борьбы со многими современными социальными болезнями в России и Дальневосточном федеральном округе неблагоприятны. В результате разрушения идеологической основы российского общества большинство населения, и в первую очередь молодежь, потеряло духовные ориентиры. Люди стали жертвами заболеваний социального характера. Но и в этих условиях городскому сообществу необходимо взять под контроль и стимулировать процессы формирования здорового образа жизни в г. Южно-Сахалинске. Целесообразно использовать богатейший опыт, накопленный в годы советской власти, когда, начиная с яслей и детских садов, последовательно прививались нормы здорового образа жизни под патронажем местной власти и при государственном централизованном контроле.
Рассматривая перспективу развития здравоохранения областного центра, необходимо учитывать его региональную роль, то есть выполнение функций лечения, консультирования, обучения для других муниципальных образований Сахалинской области.
Серьезным фактором риска для здоровья населения в настоящее время становится гиподинамия, то есть малоподвижный образ жизни. Наряду с курением и неправильным питанием она является главной причиной болезней сердца. Автомобилизация населения города обострила эту проблему. Поэтому многое предстоит сделать в г. Южно-Сахалинске и для развития спорта.
Для организации массовой физкультуры и спорта не требуется больших капитальных вложений. Задачей спортивных организаций является создание условий для таких занятий, а также систематическая работа по развитию массового спорта. Поэтому прежде всего должна расти и укрепляться спортивная материальная база города.
По мнению многих жителей (рисунок 8.13 - не приводится), помимо усиления пропаганды здорового образа жизни посредством теле- и радиопрограмм, введением специальных факультативов в школах и вузах (44,8%), контроля за продажей спиртных напитков и сигарет лицам моложе 18 лет (19,6%), необходимо развивать спортивные секции при школах, увеличивать число дворовых спортивных площадок и спортивных детско-юношеских школ в различных районах города (34,1%), поддерживать спортивные мероприятия (11,8%).