Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


Рисунок 8.4 - Интегральная оценка строительных кластеров восточных регионов России, ед.*

________________

* Рисунок не приводится.  - Примечание изготовителя базы данных.  


В этом контексте развивается и строительный комплекс г. Южно-Сахалинска. За период 2001 - 2004 гг. среднесписочная численность занятых увеличилась с 2,9 до 9,6 тыс. чел. Среди административных центров Дальнего Востока по объемам строительных работ г. Южно-Сахалинск уступал только г. Хабаровску. В сопоставимом же измерении, то есть на 1 тыс. чел. населения, опережал его в 2006 г. в 6,6 раза.

Главными проблемами отрасли являются высокая себестоимость работ, дефицит квалифицированных кадров и электроэнергии, отвод и инженерное обустройство земель под жилищное строительство.

В стратегическом плане строительство решает три основные задачи:

- экономическую - кардинальная реконструкция материально-вещественных элементов производства и инфраструктуры, создание высокоэффективных и конкурентоспособных продуктов и услуг производственного комплекса;

- геостратегическую - превращение г. Южно-Сахалинска в центр российско-японских отношений на Дальнем Востоке за счет формирования нового облика города, привлечения разнообразных зарубежных организаций бизнеса, туризма, культуры, религиозных и общественных учреждений, полнокровного участия в международных культурных акциях за рубежом, создания современной благоустроенной и безопасной для жизни среды;

- социальную - строительство доступного жилья, объектов социальной инфраструктуры для обеспечения постоянного притока населения извне и создания благоприятных условий для его закрепления и расширенного воспроизводства.

В силу островного характера строительный комплекс г. Южно-Сахалинска в отличие от других административных центров Дальнего Востока сориентирован на сугубо областные потребности, которые и определяют возможности его роста. Присутствие строительных организаций с материка будет расширяться. Поэтому конкурентные преимущества городских строителей будут ограничены и могут находиться, прежде всего, в сфере жилищного строительства. Вместе с тем, проектно-конструкторское направление, которое все более диверсифицируется и расширяет "поле" своей деятельности, имеет хорошие перспективы включиться в строительство новых нетрадиционных островных объектов, например, связанных с переработкой нефти и газа.

Основными направлениями развития строительной отрасли г. Южно-Сахалинска являются: повышение качества строительных работ; переход на проектирование зданий и сооружений с использованием прогрессивных конструктивных решений и технологий; максимальное использование местных строительных материалов; увеличение объемов новых видов жилищного строительства и реконструкции жилья с учетом местных сейсмических условий; оптимизация цен на строительную продукцию; нормативно-правовое обеспечение градостроительной деятельности.

Транспорт в индустриальной экономике рассматривается не только как отрасль, перевозящая грузы и людей, а, в первую очередь, как межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования. С началом освоения шельфа роль г. Южно-Сахалинска как центра пересечения всех магистральных островных путей существенно усилилась. Учитывая экономико-географическое положение острова и его роль в топливно-энергетическом балансе Юго-Восточной Азии, эта отрасль получит дальнейшее развитие.

В настоящее время успешно развивается трубопроводный транспорт. До последнего времени он размещался на севере острова и только косвенно затрагивал экономику города. С прокладкой газопровода на юг области и подключением его к заводу СПГ, а в последующем и строительством еще одной ветки для обеспечения газом электростанции, работающей на экспорт, трубопроводный транспорт станет важной сферой городской экономики.

Существенные преобразования ожидает железнодорожный транспорт. Строительство мостового перехода на материк потребует качественной модернизации островной сети, локомотивных и вагонных депо, ремонтного хозяйства. Это даст мощный импульс развитию портовой инфраструктуры юга Сахалина и морского транспорта. Потребуется открытие железнодорожной паромной переправы на Хоккайдо. Для дальнейшего расширения пассажиропотоков необходимо строительство в Корсаковском морском порту современного пассажирского пункта пограничного пропуска, отвечающего требованиям контрольных государственных органов и обеспечивающего высокую культуру обслуживания пассажиров. Совершенствование управления формирующимся южным транспортно-промышленным комплексом востребует объединение городских округов "Корсаковский район" и "Город Южно-Сахалинск".

Грузовой автомобильный транспорт испытывает сильное конкурентное давление со стороны железной дороги и материковых автотранспортных компаний. Здесь помимо решения чисто городских задач необходимо формирование ассоциаций автоперевозчиков, способных обеспечить в срок и на конкурентной основе перевозку грузов по острову, а в случае необходимости, и на материк. Потребуются обновление подвижного состава, оптимизация пропорций транспортного рынка, повышение эффективности и качества перевозок, дорожно-транспортной и экономической безопасности, использование логистических технологий доставки грузов. В перспективе будет осуществлен перевод грузовых автомобилей и автобусов на газ, что позволит существенно снизить затраты на перевозки и улучшить экологическую обстановку в городе. Получит развитие машиноремонт. В рамках крупных перевозочных компаний (ассоциаций) будут внедрены электронные системы управления транспортными потоками.

Полная реализация технического потенциала аэропорта г. Южно-Сахалинска возможна только при оснащении системы управления воздушным движением современным радионавигационным оборудованием. Необходима модернизация самого аэропорта, обеспечивающая доведение его технических параметров до уровня мировых стандартов.

Уже в обозримом будущем г. Южно-Сахалинск может стать крупным региональным многоотраслевым транспортным центром. Это потребует значительного увеличения количества транспортных предприятий, операторов транспортного рынка, таможенных пунктов, складских зон и распределительных терминалов, информационной и финансовой инфраструктуры (банков, страховых компаний). На базе всех указанных направлений формируется новое качество города - логистического транспортного центра регионального уровня.

Торговля и бытовое обслуживание населения сохранят свое динамичное развитие, и это естественно, учитывая высокую оборачиваемость капитала. Цель отрасли - развитие потребительского рынка путем более полного удовлетворения в цивилизованной форме потребностей населения в качественных и безопасных товарах и услугах.

В последние годы в отрасли происходят кардинальные изменения. Она показывает восприимчивость к инновационным технологиям, внедряются современные формы работы с рынком и потребителем. По данным опроса руководителей предприятий торговли и бытового обслуживания, на вопрос: "Внедряются ли на вашем предприятии новые технологии" - утвердительный ответ дали 63,6 и 65,2% экспертов.

Появляются торговые компании, использующие моно- и мультибрэндовые подходы в формировании ассортиментной политики, создается база данных по клиентуре. Система дисконтных карт становится признаком хорошего тона для предприятий торговли, уважающих себя и своего клиента. Усиливается борьба торговых предприятий за потребителя.

Меняются управленческие парадигмы. Преимущественное развитие получают крупные торговые сети. По международным стандартам в г. Южно-Сахалинске могут быть созданы два крупных универсальных торговых центра, обслуживающих микрорайоны города. Предприятия торговли осваивают принципы совмещения функций продажи товаров и отдыха покупателей.

Для реализации экономического развития г. Южно-Сахалинска необходимо движение в следующих направлениях:

- обеспечение ускоренного роста экономики города для формирования устойчивой зоны притяжения и закрепления населения Сахалинской области;

- определение в качестве основной цели промышленной политики расширение и освоение наукоемкой продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках;

- значительное повышение производительности труда во всех секторах экономики за счет реструктуризации производств, внедрения инновационных, в том числе информационных технологий, формирования новых секторов экономики;

- создание новых генерирующих мощностей в электроэнергетике, газификация ТЭЦ-1 в целях снижения энерготарифов, улучшения экологической обстановки, привлечения "углеродных" инвестиций по линии Киотского протокола;

- развитие сетевого хозяйства, внедрение системы гибкого управления энергообеспечением объектов в период пиковых нагрузок;

- создание условий для развития в городе на основе наукоемких технологий предприятий перерабатывающей промышленности (пищевой, лесо- и нефтеперерабатывающей, химической и др.);

- развитие и повышение эффективности работы рыбопромышленного комплекса: ревизия промысловых участков и их последующее перераспределение на конкурсной основе среди предприятий, способных эффективно вести промысел; разработка экономического механизма стимулирования компаний по глубокой переработке сырца, например, введение системы приоритетов получения ими промысловых участков и квот на добычу лососевых; подготовка программ государственной и региональной поддержки предприятий рыбной отрасли; разработка механизмов стимулирования эффективного освоения квот;