Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

ДИНАМИКА ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, ОТХОДЯЩИХ ОТ ВСЕХ СТАЦИОНАРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ВЫДЕЛЕНИЯ, В Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКЕ, ТЫС. Т

 Показатель       

 2001   

 2002   

 2004   

 2006   


Количество загрязняющих

веществ, отходящих

от всех стационарных

источников выделения,

в том числе:            






 212,5  






 199,3  






 194,8  






 177,0  

твердые                 

 200,3  

 186,3  

 183,1  

 164,0  

газообразные и жидкие   

 12,2  

 13,0  

 11,7  

 13,0  


Главными источниками загрязнения являются объекты теплоэнергетики. Так, ТЭЦ-1 в качестве основного топлива использует высокозольный уголь, а резервного - мазут при недостаточной степени очистки отходящих веществ. К этому надо добавить: котельные, работающие на твердом и жидком топливе; дизельные установки с невысокими трубами; неорганизованные хранилища отходов (склады пылящих веществ, свалки, золоотвалы и др.); физическую и моральную изношенность техники; отсутствие на большинстве источников загрязнения газопылеочистного оборудования.

Рост автомобилизации города в последние годы значительно повлиял на состояние воздушного бассейна. В связи с низкой степенью благоустройства, неудовлетворительным содержанием автомагистралей и улиц имеет место интенсивное вторичное загрязнение атмосферного воздуха.

Техногенные факторы усугубляются метеорологическими условиями рассеивания вредных примесей, планировкой территории города, вытянутого в меридиональном направлении. Расположение в долине р. Сусуя, где ярко выражен долинный эффект циркуляции воздуха с преобладающими северными ветрами в течение года, особенно в холодный период, обусловливает наложение стационарных и динамических техногенных выбросов. Кроме того, и ТЭЦ-1 расположена с наветренной стороны к селитебной застройке. При значительной повторяемости южных ветров в теплый период выбросы расположенных на юге города предприятий стройиндустрии загрязняют воздушную среду центральной части города, которая к тому же находится под негативным воздействием производств Сахалинского филиала ОАО "Российские железные дороги".

Особая беда г. Южно-Сахалинска - городская свалка твердых бытовых отходов. Она расположена в междуречье рек Имановка, Маяковского и Сусуя и эксплуатируется с 1947 г. Контент-анализ, проведенный сахалинскими газетами, показал, что жители города оценивают эту проблему весьма остро. Суть ее не только в отсутствии отлаженной системы вывоза бытового мусора, его стихийных образованиях, а в периодическом горении складируемых отходов. Иногда пожаром охвачено до 40,0% их территории. И тогда ядовитый смог накрывает город. Актуальным также является хранение и утилизация пришедших в негодность ядохимикатов.

Улучшение ситуации требует: создания систем контроля за выбросами и сбросами вредных веществ в атмосферу и состоянием воздушного бассейна; комплексного озеленения территории города; уменьшения к 2010 г. загрязнения атмосферного воздуха в г. Южно-Сахалинске и доведение его до санитарно-гигиенических норм на территориях, не подверженных влиянию автомагистралей; ограничения высотного строительства и любого сокращения зеленых насаждений, препятствующих поступлению притока воздуха в центр города; приостановления уменьшения площади "легких" г. Южно-Сахалинска (парков, скверов, придомовых территорий); организации непрерывного контроля качества воздуха с регистрацией места и времени стационарных и залповых выбросов вредных веществ.

Одним из путей оздоровления атмосферы г. Южно-Сахалинска является увеличение объема озеленительных работ. Территория зеленых насаждений в городе сравнительно невелика, около 150 га, что существенно меньше среднероссийских нормативов. Сравнительная бедность зеленых насаждений общего пользования в какой-то степени искупается непосредственным соседством залесенных склонов Сусунайского хребта, активно используемых в рекреационных целях.

Наличие рек и ручьев, стекающих со склонов Сусунайского хребта в р. Сусуя, позволяет на их основе организовать "зеленые коридоры", которые соединят насаждения деревьев окружающих территорий с застройкой.

Необходима система правовых, организационных и экономических мер, включающих: увеличение удельной площади озелененных территорий; сохранение исторического центра города с применением озеленения разностильными архитектурными ансамблями; разработку и введение стандартов озеленения парков, скверов, улиц, дворов на основе создания экосистем (сообществ) деревьев, кустарников, трав, устойчивых к воздействию городской среды; создание или реконструкцию существующих зеленых массивов в различных частях города с центрами рекреации для жителей крупных жилых комплексов; переоборудование бездействующих или малозначащих для экономики города предприятий в центры отдыха и оздоровления; разработку и внедрение многоуровневого озеленения (крыш, балконов и др.) для улучшения микроклимата, а также экологических стандартов для внутриквартальных и дворовых территорий как микрорекреационных зон; приведение местной нормативно-правовой базы в соответствие с действующим законодательством, направленным на сохранение и развитие зеленых насаждений как части экологического каркаса городской территории.

Южно-Сахалинск перегружен автотранспортом, особенно в его центральной части. Доля его в суммарном выбросе загрязняющих веществ составляет от 60 до 70%. Пропускная способность существующих улиц на сегодняшний день не удовлетворяет потребности растущего парка машин. Из-за низкой скорости движения происходит загрязнение воздуха. Но расширение большей части улиц невозможно, так как это повлечет за собой урезание защитных полос и уничтожение зеленых насаждений. Необходимы кардинальные действия городской администрации по ограничению отрицательного воздействия транспорта на экологические процессы: разработка и реализация графиков введения ЕВРО-стандартов; стимулирование использования экологически чистых видов топлива, в частности, перевод грузовых автомобилей и автобусов на газ; ограничение доступа личного автомобильного транспорта в центральную часть города в воскресные и праздничные дни; строительство многоэтажных и подземных парковок.

Остра для г. Южно-Сахалинска проблема водоснабжения. Значительная часть жителей города для питья пользуется неочищенной водопроводной водой. Важным фактором улучшения своего здоровья 25,4% респондентов отметили улучшение ее качества.

Водоснабжение г. Южно-Сахалинска определяется качеством воды всех рек, протекающих в черте города, которое оценивается 3 - 4 классом ("умеренно-загрязненные" - "загрязненные"). Это результат сброса в них фенола, нефтепродуктов, азота, аммония и других веществ, содержащихся в неочищенных сточных хозяйственно-бытовых и промышленных водах. Годовой объем стоков, поступающих в водоемы, - 20,9 млн. куб. м. Из них 87,0% - недостаточно очищенные, остальные - неочищенные.

Большинство предприятий применяют только механическую очистку стоков. Из 22 существующих очистных систем канализации (по числу выпусков) 13 имеют комплекс сооружений с биологической очисткой. Но и они по ряду загрязнителей работают не эффективно. Требуется применение дополнительных методов очистки.

Основными источниками загрязнения поверхностных водоемов являются выпуски систем хозяйственной, производственной и ливневой канализации, а также неорганизованный сброс неочищенных ливневых вод. Это не позволяет использовать их для питьевых целей.

Для обеспечения жителей г. Южно-Сахалинска качественной питьевой водой необходимо: завершение реконструкции городских водоочистных сооружений; строительство резервуаров для хранения воды; реконструкция водопроводных сетей; осуществление озонирования и сорбции воды на активированном угле с ультрафиолетовой обработкой; проведение мероприятий по восстановлению малых рек и водоемов города. Следует изыскивать и другие варианты обеспечения населения города питьевой водой. Требуется постоянный и действенный контроль за ее качеством.

К общим мероприятиям оздоровления экологической среды г. Южно-Сахалинска следует отнести:

- постановку и решение задачи смены менталитета южносахалинцев в области охраны природы и природопользования, повышение значимости чистой экологической среды в их жизни;

- осуществление перехода от планового снижения отдельных показателей загрязнений и контроля исполнения природоохранных мероприятий к управлению состоянием окружающей среды с использованием информационно-аналитических систем социального, экономического, экологического и гигиенического мониторинга;

- составление экологической карты (паспорта) г. Южно-Сахалинска по всем экосредам;

- создание единой системы планирования и финансирования природоохранных мероприятий;

- осуществление реорганизации производственной сферы на основе наукоемких и ресурсосберегающих технологий, оптимизируя их взаимоотношения с окружающей средой, размещая новые производства в соответствии с требованиями экологической безопасности;

- обеспечение жителей г. Южно-Сахалинска чистой питьевой водой;

- усиление постоянного и действенного контроля за качеством продуктов питания, поставляемых из КНР;

- создание единой системы озеленения города, основанной на сочетании градостроительных, экологических, биологических и социальных требований;

- перевод к 2015 г. муниципального транспорта на экологически чистые виды топлива;

- ограничение строительства высотных зданий в центре города;