Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


 Рисунок 6.6 - Оценки старшеклассниками г. Южно-Сахалинска основных проблем, беспокоящих их в повседневной жизни, %*

________________

* Рисунок не приводится.  - Примечание изготовителя базы данных.  


Среди приоритетов развития г. Южно-Сахалинска одиннадцатиклассники выделили строительство доступного жилья (72,5%), повышение качества медицинского обслуживания (44,9%), благоустройство городских территорий (41,3%) и улучшение качества дорог (37,7%), борьбу с наркоманией и алкоголизмом (36,8%), повышение уровня школьного образования (21,1%). Школьники небезразличны к организации своего досуга, они хотят участвовать в общественной жизни города, заинтересованы в создании молодежных общественных организаций. Респонденты говорят об отсутствии мест отдыха, причем не только кафе, клубов, но спортивных учреждений и площадок. Из опрошенных 59,9% интересуются социально-экономической жизнью г. Южно-Сахалинска.

Важнейшим стратегическим фактором устойчивого развития территории и повышения уровня жизни населения является формирование цивилизованного современного предпринимательства. На основе своей деятельности по организации производственных и иных экономических процессов бизнес создает мобилизуемые налоговой системой финансовые ресурсы, обеспечивает товарное покрытие доходов населения. Главным образом от бизнеса зависит уровень занятости населения и условия труда.

В настоящее время в г. Южно-Сахалинске зарегистрировано более 10 тыс. субъектов малого предпринимательства, в том числе 7 тыс. индивидуальных предпринимателей и более 3 тыс. малых предприятий. В 2006 г. произошел некоторый рост, но в целом динамика их неустойчивая. Среднесписочная численность работников, занятых в малом бизнесе, составляет более 30 тыс. чел., или порядка одной третьей от общей численности работающих в городе.

Опросы последних лет показывают, что население России меняет свое отношение к предпринимательству в лучшую сторону. Главная причина связана с тем, что увеличилось общее число предпринимателей. Во многих семьях бизнесом занимаются близкие и (или) далекие родственники, особенно молодежь. Значительное число малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей, лояльное отношение к ним населения являются признаком того, что первоначальное накопление капитала в России уже состоялось и пройден первый этап становления рыночной экономики.

Экспертный опрос предпринимателей г. Южно-Сахалинска позволил составить их обобщенный портрет. Это человек преимущественно с высшим образованием (62,8%), со стажем предпринимательской деятельности более пяти лет (71,6%), в возрасте 31 - 55 лет (70,5%), семейный (82,1%), осознающий необходимость получения дополнительных знаний (68,1%), страдающий от бюрократизации общества (48,3%).

В последние годы в деловой среде г. Южно-Сахалинска формируются тенденции объединения предпринимателей в целях решения общих задач, к которым относятся: участие в законотворчестве для отстаивания интересов предпринимательства; защита от произвола отдельных представителей власти; координация и кооперация деятельности; работа с населением, средствами массовой информации, некоммерческими организациями (НКО). Создаются отраслевые и общероссийские объединения предпринимателей, местные городские и областные объединения. С организационной точки зрения это упрощает отношения бизнеса и власти. В то же время, предъявляются более высокие требования к последней, уровню ее квалификации и компетентности при решении стратегических и текущих задач социально-экономического развития города. В свою очередь, организованный бизнес более ответственен перед населением за качество своей работы.

Предпринимательские ассоциации, представляющие интересы бизнеса, отличает более четкое понимание функций и круга своих задач. Власть также проявляет активность по установлению деловых партнерских отношений с бизнесом, стимулирует его посредством формирования соответствующих условий для объединения и координации.

В рамках стратегического планирования функционирование подобных общественных объединений должно быть направлено на совершенствование институциональных механизмов в городе, создание организационно-правового поля, стимулирующего предпринимательство к конструктивной деятельности.

Экспертный опрос предпринимателей г. Южно-Сахалинска показал, что общественная активность их не велика. Только 46,9% предпринимателей входят в какие-то общественные объединения (ассоциации). Однако это выше, чем было в г. Хабаровске в 2004 г. (рисунок 6.7 - не приводится).

В последнее время широко обсуждается вопрос о передаче общественным саморегулируемым организациям (СРО) бизнеса части контролирующих функций. В г. Южно-Сахалинске за это высказались 45,5% опрошенных бизнесменов (в г. Хабаровске - 47,2%). Являясь одним из важнейших направлений совершенствования взаимоотношений бизнеса и власти, СРО могли бы взять на себя разрешение споров между субъектами рынка, разработку и установку правил и стандартов предпринимательской и профессиональной деятельности, экспертизу областных и федеральных законов, нормативно-правовых документов муниципального уровня, лицензирование, сертификацию и стандартизацию по отдельным видам деятельности, распределение областных и муниципальных заказов и др.

При разработке, реализации и мониторинге стратегических направлений развития г. Южно-Сахалинска возможности предпринимательских объединений значительны. Это не только экспертиза, формулирование ключевых идей и подготовка проектов, но и разработка целевых программ.