Сценарный анализ - это способ моделирования (прогнозирования) сложной картины мира в условиях неопределенности развития и характера связей между основными условиями и факторами протекания социально-экономических процессов. Основное назначение его состоит в оценке последствий реализации качественно различающихся вариантов развития крупных социохозяйственных систем.
Ранее отмечалось, что специфика г. Южно-Сахалинска - его сугубо областная предназначенность. Он не является самодостаточным как, например, гг. Хабаровск и Владивосток, которые благодаря своему географическому и социохозяйственному положению выполняют роль, выходящую за рамки не только края, но и Дальнего Востока. Однако это не означает замыкания г. Южно-Сахалинска на сугубо областные функции. Именно благодаря роли Сахалинской области в региональном и международном развитии определяются его перспективы становления как геостратегического центра на Российском Дальнем Востоке. Они рассмотрены в контексте возможных вариантов развития Сахалинской области до 2020 г. и включают инновационный, сырьевые либеральный и консервативный, а также патерналистский сценарии. Реализация их в значительной степени определяется общероссийской политикой. Едиными для всех сценариев фундаментальными факторами развития являются: энергетический потенциал острова - его сравнительное преимущество, обеспечивающее привлечение капитала и активное включение в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона, а также формирование среднего класса, позволяющего развернуть модернизацию социальной инфраструктуры, развивать образование и здравоохранение, улучшить экологию, создать эффективное жилищно-коммунальное хозяйство, начать движение к гражданскому обществу. При этом самостоятельным является первый, ресурсный, фактор. Второй, социальный - выступает производным от него, хотя его влияние на долгосрочные процессы весьма велико.
Вместе с тем, по определению все сценарии имеют качественное различие. Так, инновационный по сути означает качественную модернизацию экономики острова. Осуществление долгосрочных проектов в области нефте- и газодобычи, транзитного транспорта, магистральной трубопроводной сети в западном и южном направлениях, лесной, угольной и рыбной промышленности идет на основе реализации принципов устойчивого природопользования. Это потребует интенсификации воспроизводства возобновимых природных ресурсов, развития перерабатывающих производств, в том числе на основе иностранных инвестиций и "технологического трансферта", обеспечивающих рост их конкурентоспособности на внешних рынках.
Построение эффективной административно-командной вертикали базируется на балансе разграничения полномочий, распределении ресурсов и ответственности между федеральным центром, областью и муниципалитетами. Это позволяет начать мягкое реформирование социальной инфраструктуры, а обеспечение стабильного развития позволяет свести к минимуму экономические риски и создать высокую инвестиционную активность области.
В рамках этого сценария г. Южно-Сахалинску отводится роль центра индустриальной модернизации области. Прежде всего, потребуется восстановление и расширение научно-исследовательского и проектно-конструкторского потенциала. "Мозги" любят комфорт, поэтому потребуется масштабное реформирование городской инфраструктуры: энергетики, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Можно ожидать взрывной рост спроса на качественные услуги здравоохранения и образования. Причем они, как и система профессионального образования рабочих кадров, будут сориентированы на потребности не столько города, сколько всей области. Спрос на разнообразное качественное жилье потребует создания новых строительных мощностей и промышленности строительных материалов. Будет создан каркас институциональной инфраструктуры, обеспечивающий доступ компаний "второго эшелона" к финансовым, кадровым и инновационным ресурсам. Это выступит стимулирующим фактором развития малого и среднего бизнеса, в том числе наукоемкой направленности. Подобные изменения усилят притягательность г. Южно-Сахалинска для жителей области. Сложится устойчивое положительное сальдо миграции, что приведет к старению населения, снижению доли трудоспособных возрастов и росту социальной нагрузки на городской бюджет.
Вопрос о становлении гражданского общества как ключевого элемента ускорения экономического развития потребует включения социально-инновационных факторов развития, суть которых - активизация общественных движений и групп.
Сценарий сырьевой либерализации Сахалинской области можно назвать броском в глобализацию. Опережающее развитие получат наиболее конкурентоспособные нефте- и газодобывающие проекты, а также обеспечивающие их функционирование магистральные трубопроводы. Крупнейшие иностранные корпорации станут главной движущей силой. Усилится истощительность природопользования. Форсированное открытие внутренних инвестиционных и товарных рынков обусловит не только поступление значительных иностранных капиталов, но и рост импорта готовых товаров, свертывание недостаточно конкурентоспособных перерабатывающих производств. Расширится использование иностранной рабочей силы. Местное население будет ей не конкурентно, что создаст предпосылки для усиления его оттока. Социальная политика будет опираться на принципы "субсидиарного государства" с минимизацией социальных гарантий. Сохранится высокая экономическая дифференциация населения, препятствующая формированию массового среднего класса и модернизации социальной инфраструктуры.
Вместе с тем, областная власть будет стремиться перераспределять доходы нефте- и газодобывающих компаний в другие ресурсодобывающие отрасли, развитие переработки углеводородов. Но этот процесс не будет находить понимание у крупных иностранных компаний. Поэтому движение в сторону диверсификации экономики будет идти инерционно, без значительных качественных изменений.
Южно-Сахалинск в этом сценарии, помимо традиционных административно-управленческих функций областного уровня, усилит политическую роль и представительство в международном бизнесе. Он становится топливно-энергетическим бизнес-центром Северо-Восточной Азии. Повысится спрос на элитные товары, жилье, услуги.
В то же время островки конкурентоспособных производств, отвечающих мировым требованиям качества, будут все больше отрываться от массы деградирующих производств, теряющих возможности качественного технологического и кадрового обновления. Требовательность к рабочей силе повысится. Сфера приложения труда рядовых горожан сузится. Это ограничит возможности притока населения из северных районов области.
Следует ожидать дальнейшего роста поляризации населения по доходам и качеству жизни, что будет препятствовать формированию массового среднего класса. Это, в свою очередь, создаст негативный фон для модернизации сферы социальных услуг и жилищно-коммунального хозяйства. Возникнут серьезные проблемы, связанные с прохождением "жилищного кризиса" (переселением из ветхого и аварийного жилищного фонда), развитием доступного образования и здравоохранения.
Консервативный вариант сырьевого сценария развития Сахалинской области может иметь реальные перспективы при сохранении высоких мировых цен на энергоносители. Но и в этом случае существенно сузятся возможности ускоренного развития нефтегазодобывающего сектора. Сравнительные преимущества экономики области не будут реализованы в полной мере. Опора на собственные силы не исключает привлечение иностранных инвестиций при сдерживании открытия внутреннего рынка. Поэтому преобладать будет отечественный капитал. Перспективы развития перерабатывающих производств сократятся. Сохранится модель экспортно-сырьевой специализации при усиливающейся дифференциации в развитии муниципальных образований.
Сужение сфер эффективного приложения капитала приведет к ухудшению инвестиционного климата, что уменьшит возможности технологической модернизации.
Главным направлением социальной политики станет выравнивание экономической дифференциации населения в рамках проведения активной социальной политики и модернизации социальной сферы.
Негативной стороной данного сценария является исчерпание рентабельных эксплуатируемых запасов природных ресурсов в связи с замедлением разработки новых месторождений, снижением темпов роста нефте- и газодобычи, технологической модернизации отрасли.
Данный сценарий можно отнести к инерционному развитию Сахалинской области, то есть сохранению заложенных в предыдущий период факторов роста. Это определяет и траекторию развития г. Южно-Сахалинска. Качественных преобразований в его социохозяйственной системе ожидать трудно. Поэтому реально ухудшение динамики доходов населения и потребительского спроса, что отрицательно скажется на развитии здравоохранения, образования и жилищно-коммунальной сферы.
Оживление возможно при активизации среднего и малого бизнеса за счет модернизации банковской и инновационной систем, обеспечивающей облегченный доступ компаний к ресурсам развития. Это потребует реализации для него системы преференций в форме налоговых льгот, поддержки экспорта, урегулирования проблем, сдерживающих развитие бизнеса, включая избыточное государственное администрирование.
При сдержанном экономическом развитии не произойдет усиления поляризации в доходах и конфликтности городского населения. Но привлекательность г. Южно-Сахалинска для жителей области будет невысокая, что означает сохранение неустойчивости миграционных процессов.
Патерналистский сценарий основан на максимальном участии государства в развитии экономики Сахалинской области. Он лежит в контексте стратегических интересов России, требующих формирования на юге Дальнего Востока крупного населенческого потенциала. Реализация его также возможна при сохранении высоких мировых цен на энергоносители, так как требует роста социальных обязательств государства при невысокой эффективности социальных расходов. Эта стратегия неизбежно усиливает в экономике протекционизм, что ведет к сокращению ресурсов экономического развития, притока внутренних и внешних частных инвестиций.
Социалистический опыт хозяйствования показал все недостатки патернализма для северных территорий. Для бюджетных расходов они превращаются в "черные дыры". Поэтому в настоящих условиях необходима экономизация государственного патронажа. Суть ее - выбор наиболее эффективных направлений государственной поддержки как по сферам экономики, так и территории. В Сахалинской области им должно стать формирование трудового потенциала нового качества, то есть развитие образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунальной инфраструктуры. Цель - создание интеллектуальной основы перехода в последующем на инновационный путь развития Сахалинской области с опорой на собственный человеческий потенциал.
Государство постепенно обращается в сторону своих восточных территорий и уже озабочено слабостью экономического и демографического потенциалов Дальнего Востока. Южно-Сахалинск может внести свой вклад в изменение ситуации в регионе. При стягивании населения в южные наиболее благоприятные по условиям проживания районы области возрастает роль г. Южно-Сахалинска как селитебного, административно-культурного и делового центра Сахалина. Объектами новой политики городской власти должен стать конкретный человек (семья), предметами - производственная инфраструктура, общее образование, включая дошкольное воспитание, здравоохранение, культура, социальная поддержка низкодоходных слоев населения, занятость, первоначальная профессиональная подготовка, высшее образование, переподготовка кадров, общественные объединения и организации населения.
В соответствии с патерналистским сценарием опережающими темпами должны реализовываться приоритетные национальные проекты (доступное жилье, здравоохранение, образование, сельское хозяйство, а в будущем - гражданское общество). Город может стать объектом интенсивной реализации действующих целевых программ, направленных на привлечение новых потоков населения, его закрепление, строительство жилья, улучшение экологического состояния окружающей среды, обеспечение достойной социальной защиты населения. Наличие в России прорывных программ развития ("Электронная Россия", "Особые экономические зоны" и др.) предопределяет необходимость для города в максимальной мере участвовать в конкурсах, рассчитывая при этом на получение соответствующей государственной помощи.
На рисунке 7.1 приведены вышерассмотренные сценарии развития Сахалинской области и вытекающие из них направления развития г. Южно-Сахалинска. Естественно, в чистом виде они реализованы быть не могут. К тому же г. Южно-Сахалинск как социохозяйственная подсистема имеет свои особенности и преимущества развития. Поэтому необходимо рассмотрение его конкурентных преимуществ и построение с учетом их миссии и основных стратегических направлений ее реализации.
Сахалинская область г. Южно-Сахалинск
┌═══════════════════════‰ ┌══════════════════════════════════‰
┌═════>│ Инновационный ├═════>│Формирование центра индустриальной│
│ └═══════════════════════… │ модернизации области │
│ └══════════════════════════════════…
│
┌═════════‰ │ ┌═══════════════════════‰ ┌══════════════════════════════════‰
│Возможные│ ├═════>│ Сырьевой либеральный ├═════>│ Создание │
│сценарии ├═══>│ └═══════════════════════… │ топливно-энергетического центра │
│развития │ │ ┌═══════════════════════‰ │ Северо-Восточной Азии │
└═════════… ├═════>│Сырьевой консервативный├═════>│ │
│ └═══════════════════════… └══════════════════════════════════…
│
│ ┌═══════════════════════‰ ┌══════════════════════════════════‰
└═════>│ Патерналистский ├═════>│ Формирование селитебного, │
└═══════════════════════… │ административно-культурного │
│ и делового центра │
│ Сахалинской области │
└══════════════════════════════════…