Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


 Совершенствование пространственной организации <23>

     ________________

<23> Использованы материалы проекта "Генеральный план городского округа МО "город Южно-Сахалинск". ЗАО Ленинградский Промстройпроект. Санкт-Петербург, 2006.

Южно-Сахалинск как современный областной центр пережил несколько этапов своего становления, в том числе пребывание в 1905 - 1945 гг. под управлением Японии.

В первое послевоенное десятилетие здесь преобладало строительство индивидуальных деревянных домов. Развитие селитебной территории происходило на пространстве между линией железной дороги и отрогами Сусунайского хребта.

С конца 50-х годов облик города начинает меняться. Внедрение индустриальных методов строительства формирует новые архитектурно-планировочные решения. С вводом в строй в 1962 г. завода крупнопанельного домостроения деревянные дома начинают вытесняться панельными.

Развитие жилищного фонда города шло довольно быстрыми темпами. Если в 1962 г. он составлял 820 тыс. кв. м общей площади, то к 1985 г. - 2126 тыс. кв. м. Индустриальному строительному комплексу было выгодно строить типовые жилые массивы на свободных пространствах, не учитывая особенности природного ландшафта. Так возникают "спальные" микрорайоны, большие, но "пустые" в эстетическом и функциональном плане.

В соответствии с интересами индустрии развивается транспортное сообщение между районами города: "производство - спальный микрорайон". Оно выполняет не функцию общественной связности городских территорий, а обеспечивает работу производств.

В настоящее время доля многоэтажного жилищного фонда составляет около 80,0%. Только в последние годы складывается тенденция роста малоэтажного строительства, которое начинает преобладать в секторе высококомфортного престижного жилья.

Северные части территории города занимают поселки Ново-Александровск и Луговое. Они отделены от основной территории города северной промышленно-коммунальной зоной, что создает для них режим автономного существования. Жилищный фонд здесь представлен смешанной застройкой от 1 - 2- до 5-этажных зданий.

К западу от железной дороги находится пос. Владимировка, территория которого попадает в зону подлета аэропорта и его шумового воздействия. В силу этого обновление застройки поселка не производится. Его жилищный фонд представлен обветшавшими 1 - 2-этажными домами с усадебными участками. Территорию поселка следует рассматривать как резерв для развития складской коммунальной зоны.

Резервами развития жилой зоны можно считать территорию поселков Хомутово, Христофоровка и Лиственничное, район западнее р. Сусуя, где размещены дачные участки, вдоль р. Христофоровка по дороге Южно-Сахалинск - Охотское.

Промышленно-складские зоны сформировались по северному и западному периметру основной селитебной территории вокруг ТЭЦ-1, в районе пос. Дальнее у птицефабрики и вдоль железной дороги между пос. Владимировка и аэропортом. Они получили соответственно наименования: "северная", "юго-западная" и "северо-западная". Первые две примыкают к линии железной дороги Корсаков - Ноглики, северо-западная - к ветке железной дороги, идущей в сторону Холмска.

Промышленность представлена, главным образом, ремонтными предприятиями и предприятиями строительного профиля. Значительная территория занята складами и базами, так как г. Южно-Сахалинск выполняет функцию перевалочно-распределительной базы для поступающих в область с материка грузов. Резервом развития северо-западной и юго-западной промышленно-коммунальных зон может рассматриваться территория пос. Владимировка, где идет убыль населения. Они в перспективе могут образовать объединенную западную промышленно-складскую зону, параллельную селитебной зоне, находящейся восточнее существующей линии железной дороги.

Северная производственно-коммунальная зона занимает промежуточное положение между жилым планировочным районом Ново-Александровск - Луговое и Центральным районом на оси планировочного развития города. Для этой зоны возможна концепция разуплотнения, прокладки озелененных бульваров и системы центров обслуживания. Такой подход позволит сблизить структуру производственной и селитебной зон, обеспечить им относительную однородность.

На пойменных, затопляемых паводком землях вокруг русла р. Сусуя расположены возделываемые земли, отведенные под пашни, сады и выпасы скота. Частично они накрываются зоной подлета аэропорта и должны быть сохранены как сельхозугодья. Западнее русла реки территория может быть освоена под застройку.

Зона железной дороги выполняет важную композиционно-планировочную роль, рассекая территорию города на западную и восточную части, развитие которых происходит по различным сценариям. Железная дорога вместе с параллельно идущей автомагистралью выполняет функцию оси развития групповой системы населенных мест, включающих непосредственно как г. Южно-Сахалинск, так и Корсаков, Долинск, Анива и др. Развитие станционного хозяйства в пределах железнодорожных станций, наличие грузовых дворов и ремонтно-восстановительной базы делает железную дорогу важным экономическим объектом данной территории.

К зоне внешнего транспорта относится аэропорт областного центра. Его размещение в черте города создает проблемы для застройки. В настоящее время реализуется концепция реконструкции и модернизации аэропорта. Предполагается удлинение действующей и строительство новой взлетно-посадочной полосы, увеличение грузооборота и пассажиропотока. Это позволит принимать тяжелые гражданские самолеты, обслуживающие международные направления.

На развитие функциональных зон городского образования существенно может повлиять появление в Сусунайской долине скоростного дублера транспортного коридора, прокладка которого прогнозируется вдоль склонов Мицульского хребта по западной кромке долины. В этом случае жилые и производственно-складские территории получат дополнительные площадки развития на территории западнее русла р. Сусуя.

Структура природного ландшафта г. Южно-Сахалинска определяется размещением города в относительно узкой речной долине и непосредственным примыканием города к сопочной гряде Сусунайского горного хребта, оформляющего восточный край долины.

Важным элементом природного ландшафта следует считать русло р. Сусуя, протекающей по центральным, наиболее низким участкам долины. Пространство между ее руслом и Сусунайским хребтом является полем развития г. Южно-Сахалинска.

Существенным элементом, определяющим структуру планировочного каркаса города, является трасса транспортно-коммуникационного коридора, проходящего вдоль Сусунайской долины. В состав транспортного коридора входит линия железной дороги Корсаков - Ноглики и транссахалинская автомагистраль Корсаков - Ноглики - Оха. Первая расположена по восточному краю поймы р. Сусуя, вторая - проходит восточнее и в пределах города входит в его уличную сеть в качестве важнейших магистралей (ул. Ленина и проспекта Мира), формируя ось пространственного развития. Указанные городские магистрали, идущие в меридиональном направлении, сочетаются с улицами широтного направления, образуя геометрический рисунок плана города в виде прямоугольной решетки. Однако идущие в северные районы области грузовой и пассажирский потоки создают перенапряжение на транспортных артериях города.

Расположение города у подножия горной гряды определяет доминирование в восприятии городского пространства природного элемента - залесенных, живописных по конфигурации сопок Сусунайского хребта. Благодаря широтным магистралям они хорошо просматриваются практически с любой точки города. Архитектурно-пространственная композиция города учитывает определяющую роль природно-ландшафтного компонента в структуре городского пространства.

Развитие общественного центра г. Южно-Сахалинска растянулось на многие десятилетия и не завершено по настоящее время. Его ядро стало складываться в районе Привокзальной площади на пересечении ул. Ленина и Коммунистического проспекта. Здесь произошло формирование административно-управленческого центра и было построено несколько торговых учреждений. В дальнейшем концентрация центральных функций происходила вдоль Коммунистического проспекта в направлении зоны отдыха на склонах горы Большевик.

На пересечении проспектов Коммунистического и Мира спланирована вторая городская площадь, где разместился областной драматический театр им. А.П.Чехова. На завершении проспекта создана площадь Героев с памятником освободителям города от японских захватчиков. В результате Коммунистический проспект как главная ось развития центра приобрел соответствующую структуру, основанную на разнообразии сочетаний пространств улиц и площадей.

В настоящее время развитие общественных функций происходит в пределах всего Центрального планировочного района. Сложившаяся структура уличной сети явно не готова к принятию сложных пространственно эстетических и функциональных нагрузок, связанных с развитием общественного центра. При проектировании планировочной структуры города не учитывалась организующая и акцентирующая роль площадей в восприятии городского пространства. Их слишком мало, чтобы обеспечить композиционное своеобразие различным пространственно-функциональным элементам центральной зоны города.

Дополнительную сложность в организации планировочной структуры создают тупиковые фрагменты улиц, возникшие в ходе перепланировки уличной сети, оставшейся от японского периода. В результате значительное количество улиц лишены сквозного проезда и не имеют пространственного раскрытия. В процессе застройки не всегда выдерживались линии застройки и "красные" линии, что вносило дезорганизацию в восприятие городской среды.

В последнее десятилетие в корне изменилась социально-экономическая ситуация. Созданы все законодательные условия для ведения застройки в городе за счет частных инвестиций. Так как основной доход приносят территории городских ядер, особенно центральных, то они начинают активно застраиваться, приобретать достойный архитектурный облик. На рубеже столетий в городе появились отдельные сооружения, выполняющие в застройке роль архитектурных акцентов: "Сахинцентр", Православный кафедральный собор, культовые сооружения других конфессий, гостиницы и рестораны по набережной р. Рогатки и ул. Комсомольской, резиденции банков и фирм. Это формирует архитектурное своеобразие центра, размещение здесь уникальных объектов с индивидуализированными образными характеристиками.

Вместе с тем, центральная часть областного центра застроена в основном жилыми домами типовых серий и нуждается в планомерной замене устаревшего жилищного фонда на комплексы современных жилых и общественных зданий высокого эстетического уровня.

Местом приложения труда для служащих административно-управленческих служб городского и областного уровней, персонала управляющих офисов компаний и финансовых учреждений является центр г. Южно-Сахалинска. В то же время он обслуживает население города за счет развития торговых, развлекательных, культурно-познавательных и спортивных функций. На базе их стало необходимым формирование пространственно разнообразной и эстетически организованной городской среды. Но территориальный ресурс центра города ограничен. Резервом является использование сохранившихся зон барачной застройки, участки в центре города, занятые объектами Министерства обороны Российской Федерации, а также физически и морально устаревшего жилищного фонда домов первого поколения.