________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Но для этого требуется, чтобы дальневосточники (сахалинцы) ощущали нужность региона для России, имели возможность общения с родственниками, живущими в западной части страны. При социологическом опросе 22,4 и 33,8% жителей г. Южно-Сахалинска указали на эти проблемы, как наиболее остро ощущаемые в настоящее время. Для реализации своих целей 45,4% считают необходимым, чтобы Правительство России повернулось лицом к региону, приняло все меры для обеспечения достойной жизни дальневосточников.
Реализация шельфовых проектов предполагает использование рабочей силы из всех регионов России, что уже сегодня и делается. Формирование на базе г. Южно-Сахалинска селитебного центра с комфортными условиями проживания позволит закрепиться определенной части вахтовиков и экспедиционников на острове, выбравших в качестве места проживания областной центр.
Следующее направление - привлечение переселенцев-соотечественников, проживающих за рубежом. В большинстве своем воспитанные в традициях уважения к российской государственности, владеющие русским языком и не желающие терять свою связь с Россией, они обладают наибольшими возможностями по адаптации и скорейшему включению в систему конструктивных социальных связей принимающего сообщества. Однако в настоящее время огромный интеллектуальный и ресурсный потенциал соотечественников зачастую не находит должного применения в тех местах, где он наиболее востребован и может быть успешно реализован, а сами переселившиеся часто попадают в критическую жизненную ситуацию. Данное обстоятельство в значительной степени обусловлено тем, что иммиграционные потоки носят стихийный характер, ориентированы в основном на центральные регионы. Не учитываются реальные возможности жилищной и социальной инфраструктуры. В результате усиливаются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для культивирования среди коренного населения идей национальной нетерпимости и экстремизма.
Многие проблемы переселения соотечественников требуют решения на самом высоком уровне. Необходимы механизмы, позволяющие эффективно сочетать ожидания и возможности переселенцев с реальными потребностями и возможностями регионов, обеспечить переход к активному и осознанному выбору переселяющимися лицами места будущего проживания и сферы приложения труда с учетом социально-экономических реалий и стратегических установок России.
Системообразующими подходами к выработке такого механизма являются: сохранение территориальной целостности государства, обеспечение бесконфликтной интеграции переселившихся в принимающее сообщество; согласование мер содействия добровольному переселению с задачами социально-экономической политики государства и регионов; взвешенность мер поддержки переселяющихся лиц, направленных на стимулирование их активной позиции в принимающем сообществе; ориентация на активный рост легальной иммиграции, включая нацеленность на постоянное место жительства трудоспособного населения и молодежи, квалифицированных специалистов, деятелей науки, искусства и культуры; приоритетное использование местного трудового потенциала. Содействие добровольному переселению должно сопровождаться созданием благоприятных условий для рождения детей, снижения уровня смертности и увеличения продолжительности жизни коренного населения принимающих регионов.
В системном виде улучшение миграционных процессов г. Южно-Сахалинска требует:
- ориентирования органов местного самоуправления на регулирование демографических процессов согласно "Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года" при решении вопросов, касающихся рождаемости, здоровья, продолжительности жизни, миграции и иных аспектов демографического развития;
- формирования мнения о необходимости Дальнего Востока России, признания стратегической значимости Федеральной целевой программы "Дальний Восток и Забайкалье" в части решения социально-экономических проблем, формирования в регионе высокоукладной экономики, реализации национальных проектов;
- восстановления экономической активности организаций, расположенных на территории Сахалинской области, за счет привлечения рабочей силы из других регионов страны;
- проведения активной экономической и градостроительной политики, включая разработку и реализацию инвестиционных программ, развитие социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры;
- формирования системы высококачественного многопрофильного высшего и среднего специального образования в соответствии с требованиями областной экономики;
- разработки механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения для обеспечения сбалансированности региональных рынков труда;
- создания условий для закрепления местного населения и переселения северян на юг, в частности, массового строительства жилья и создания реальных возможностей его приобретения;
- стимулирования миграции населения Российской Федерации, а также соотечественников из СНГ и государств Балтии;
- разработки организационно-правовых механизмов, стимулирующих закрепление корейцев на Сахалине и переезд их из Средней Азии, создание Корейского центра, координирующего эти процессы;
- координации усилий органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, структур бизнеса, общественных организаций и иных институтов гражданского общества по содействию процессу добровольного переселения соотечественников на Дальний Восток;
- выработки системы формирования в Сахалинской области научно обоснованной оценки потребностей в иммиграции с учетом задач социально-экономического развития, культурных и социально-психологических характеристик местного населения;
- соблюдения баланса между использованием внутренних трудовых ресурсов и привлеченными работниками;
- создания политических, социально-экономических, правовых, организационных и информационных условий, способствующих формированию, укреплению и реализации соотечественниками желания переехать на Дальний Восток, в Сахалинскую область для постоянного проживания и их скорейшего включения в устойчивые позитивные социальные связи местного сообщества:
- предоставления жилья (определение способов и источников финансирования приобретения жилья, строительства жилья в соответствии с уточненной генеральной схемой расселения) и гарантий медицинского и социального обслуживания (услуги по страховому обеспечению в рамках обязательного социального страхования и др.);
- обеспечения образовательными услугами (выделение мест в дошкольных воспитательных учреждениях и школах, включение в рамках национального проекта в образовательные процессы и др.) и трудоустройством (включение мигрантов в национальные проекты, мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации);
- информационной поддержки (организация приема, создание муниципальных центров психологической и правовой поддержки и мониторинга за процессами адаптации и интеграции мигрантов в принимающее сообщество и др.).