Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


 Рисунок 8.22 - Концепция инновационного развития г. Южно-Сахалинска


На первое место в системе концептуальных направлений развития инновационной деятельности в г. Южно-Сахалинске следует поставить формирование инновационного спроса. Это государственная задача. Однако и на региональном уровне необходимо стимулирование существующих предприятий к использованию инноваций, что предполагает: формирование кластеров наиболее перспективных компаний, которые работают в ключевых технологических секторах, обладают высоким потенциалом для развития, экспортно ориентированы и оказывают наибольшее влияние на конкурентоспособность городской экономики; анализ потребностей, проблем, основных причин, препятствующих инновационному развитию компаний; разработку моделей и механизмов, стимулирующих сотрудничество между производственными и научными организациями.

Основная масса инновационно-активных предприятий будет рассредоточена по территории Сахалина, и здесь задача областного центра состоит в научном, проектно-конструкторском, кадровом и консалтинговом обеспечении. Собственно город может внести вклад в инновационное развитие области в пищевой промышленности, электроэнергетике, производстве строительных материалов, сельском хозяйстве, став центром одноименных инновационных кластеров.

Особенно необходимо остановиться на последнем. По мере повышения благосостояния населения крупных городов обеспечение их высококачественными продуктами питания становится не только необходимым условием нормального воспроизводства человека, но и конкурентным преимуществом в борьбе за жизненное пространство с другими городскими агломерациями. А учитывая, что в целом Сахалинская область относится к зоне рискованного земледелия, мест производства таких продуктов в регионе немного.

Расположенный в южной части острова г. Южно-Сахалинск располагает сравнительно плодородными землями (10,6 тыс. га). Сельское хозяйство еще с японского периода ориентировалось на обеспечение городского населения овощами, молоком, маслом и мясом. В период рыночных преобразований эта отрасль экономики существенно сократилась. Свою роль здесь сыграл импорт. С вступлением России в ВТО пресс китайской продукции усилится. Состязаться с ней в традиционных видах сложно в силу более высоких затратных характеристик. Значит необходимо искать свои преимущества. И лежат они в качественной, экологически чистой сельскохозяйственной продукции, соответствующей национальным традициям. Это, без сомнения, повысит ее стоимость. Поэтому необходимо привлечение инновационных технологий для снижения издержек производства. Полезно использовать опыт Японии, сельхозпродукция которой отличается высоким качеством, и при ее производстве практически не используются химикаты <25>.

     ________________

<25> Кулаков В. Современные российско-японские отношения: взгляд из Ниигаты. Россия в АТР, N 5, 200. С. 31.

Второе направление - наиболее перспективное - стимулирование создания малых инновационных предприятий. Их развитие - реальная возможность коммерциализации разработок научных организаций. Малые предприятия создают базу для будущего экономического потенциала города. Рост их инновационности создает новый имидж города, экономическое развитие которого осуществляется за счет использования знаний. Кроме того, это увеличение вклада в экономическое развитие, рост налоговой базы, создание новых рабочих мест.

Реализация этого направления требует введения в высших учебных заведениях курсов по предпринимательству, в том числе с использованием формы мастер-классов успешных предпринимателей. При участии органов государственной власти и местного самоуправления, организаций инновационной инфраструктуры, руководства высших учебных заведений и научных организаций необходимо создание системы прединкубационной подготовки предпринимательских проектов (проведение НИОКР на площадях и оборудовании научно-образовательных комплексов с последующей организацией малого предприятия). Следующий этап - создание реально действующих инкубаторов бизнеса, предоставляющих начинающим компаниям помещения и консалтинговую поддержку. Необходима организация сети инвесторов для новых технологических компаний, а затем - системы продвижения новой продукции на российские и зарубежные рынки.

Третье направление - привлечение инвестиций преимущественно в высокотехнологическую сферу. Оно, с одной стороны, использует результаты вышеизложенных направлений, с другой - усиливает их возможности. Его реализация требует организационной и финансовой поддержки со стороны органов государственной власти, развития международных контактов в выбранных секторах, вплоть до создания инновационных центров и специализированных агентств для повышения инвестиционной привлекательности г. Южно-Сахалинска. Необходимо формирование условий для вовлечения крупных инвестиций в разработку и внедрение инновационных продуктов.

Следующее направление - создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций на принципах частно-государственного партнерства. Зарубежный опыт показывает, что она является реальным инструментом влияния власти на инновационное развитие. Для этого необходимо: создание при поддержке органов государственной власти и местного самоуправления недостающих элементов инновационной инфраструктуры (венчурные фонды, инновационные агентства, бизнес-инкубаторы, зоны инновационного развития и др.); участие руководства инфраструктурных предприятий и органов государственной власти в проведении мероприятий, способствующих развитию инфраструктурной сети (совместные семинары, веб-страница и др.); организационная поддержка органами государственной власти развития внешних связей организаций инновационной инфраструктуры; независимая регулярная оценка деятельности инфраструктуры г. Южно-Сахалинска и др.

Важным элементом инновационной инфраструктуры являются технопарки. Это научно-производственные территориальные комплексы, главная задача которых состоит в формировании максимально благоприятной среды для развития малых наукоемких фирм-клиентов. В структуру технопарка входят исследовательский центр, бизнес-инкубатор, образовательный, научно-технологический и маркетинговый центры, промышленная зона и др. Каждый из них реализует специализированный набор услуг для малых предприятий. В своей деятельности технопарк взаимодействует с высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями, промышленными предприятиями, расположенными на территории города. Осуществляется тщательный предварительный отбор малых предприятий, подавших заявки на размещение в технопарке. Функционирование их здесь осуществляется, как правило, ограниченный период времени (3 - 5 лет) до достижения предприятиями финансовой устойчивости. Учитывая практику создания технопарков, в г. Южно-Сахалинске его целесообразно создавать на базе Сахалинского государственного университета.

Следующий шаг - создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа, где могли бы разместиться предприятия по переработке уникальных природных ресурсов Сахалина.

В части совершенствования нормативно-правового "поля" основной упор должен быть сделан на повышение эффективности и доступности использования законодательных и нормативно-правовых регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность актов как на государственном, так и региональном уровнях.

Наконец, необходимо повышение уровня инновационной культуры в регионе. Способность одних людей генерировать новые идеи, а других их объективно оценивать и принимать решения по их воплощению, умение и навыки профессионально решать поставленные задачи, в конечном счете, являются определяющими факторами успеха инновационного развития. Поэтому данное направление включает: участие руководства компаний, высших учебных заведений, органов государственной власти в организации курсов для обучения персонала компаний; целевую подготовку кадров высшими и средними профессиональными учебными заведениями для растущих инновационных производств, в том числе с использованием госзаказа; организацию высшими учебными заведениями обучения высокопрофессиональными консультантами кадров организаций инновационной инфраструктуры с их стажировкой как на производственных предприятиях, так и в родственных организациях в России и за рубежом; проведение высшими учебными заведениями обучения сотрудников пользованию средствами массовой информации для обеспечения квалифицированной информационной поддержки реализации инновационных проектов; повышение инновационной культуры на всех уровнях образования.

В этой связи необходима концентрация усилий на выполнении следующих задач:

- дальнейшее развитие научно-технического потенциала города на основе действующих организаций науки, высшего образования, поддержка новых предприятий в области инновационного бизнеса;

- принятие Закона "Об инновационной деятельности в Сахалинской области", разработка механизмов формирования и распределения муниципального заказа на научно-техническую и инновационную продукцию;

- разработка приоритетных областных программ и инновационных проектов в отдельных отраслях экономики (лесная, рыбная, нефте-, газодобывающая, электроэнергетика) с использованием механизмов частно-государственного партнерства;

- кооперирование в разработке и реализации инновационных продуктов науки и бизнеса гг. Южно-Сахалинска, Хабаровска, Владивостока;

- развитие инновационной инфраструктуры, формирование на базе Сахалинского государственного университета технопарка как будущей основы специальной экономической зоны технико-внедренческого типа;

- формирование локальных производственно-инновационных кластеров на базе развития малых и средних предприятий;

- создание новых организационно-экономических структур по развитию инноваций (центров: стратегического планирования, инновационно-внедренческого, информационно-телекоммуникационного и др.);

- разработка системы координации и взаимодействия инновационных центров, офисов коммерциализации, демонстрационных зон, выставочных площадок;

- содействие учреждению венчурных фондов, центров трансферта технологий, создание систем привлечения молодежи к разработке и реализации инновационных проектов по приоритетным отраслям экономики города, оказание содействия городским научным общественным организациям (ВОИР, союзу инженерных обществ, центру научно-технической информации и др.);

- формирование механизмов софинансирования инновационных проектов, использование различных источников (гранты, целевые программы, научные фонды, договора и др.);

- привлечение для реализации инновационных проектов "длинных денег" банков, страховых и инвестиционных компаний с использованием современных форм и механизмов государственной поддержки;

- пропаганда инновационной деятельности и достижений лучших предприятий города, области, Российской Федерации, проведение инновационных конференций;

- содействие развитию деловой активности в городе, особенно малого предпринимательства за счет упрощения доступа к финансовым ресурсам, снижения уровня административных барьеров, оказания финансовой и организационной помощи со стороны администрации города;