Ответы | Южно-Сахалинск | Хабаровск |
Достойная заработная плата | 59,9 | 54,7 |
Хорошие отношения в коллективе | 40,8 | 37,1 |
Сама работа | 38,1 | 37,1 |
Социальные гарантии | 29,4 | 33,2 |
Стабильность работы предприятия | 28,7 | 21,1 |
Возможность заработать стаж | 24,6 | 19,8 |
Возможность реализовать собственные творческие замыслы | 22,3 | 20,6 |
Соответствие должности основной профессии, образованию | 19,2 | 17,3 |
Заработная плата небольшая, но и нагрузка по работе незначительная | 12,3 | 9,3 |
Имидж компании | 7,8 | 7,4 |
Как отмечалось выше, респонденты г. Южно-Сахалинска в большей степени готовы откликнуться на профессиональные требования рынка, то есть пройти переобучение и сменить профессию, что говорит об их пластичности.
Главные проблемы российского общества в контексте жизни в своем городе южносахалинцы также видят, прежде всего, через призму материального благополучия, собственной безопасности, защищенности молодежи от наркомании и алкоголизма. На второе место в иерархии проблем респонденты поставили "падение духовности", что не может не обнадеживать. В контексте сути Стратегического плана необходимо отметить также такие важные проблемы, как: ощущение ненужности восточных регионов для России (22,4%); дистанцирование власти от нужд простых людей (13,8%); низкое качество труда (13,8%); растущее отчуждение молодежи от интересов и нужд старшего поколения (10,2%).
На конкретный вопрос: "Что для Вас главное в жизни?" - жители г. Южно-Сахалинска еще раз подчеркнули главенство ценностей общечеловеческого масштаба или первого порядка: материальное благополучие, крепкая семья, воспитание детей. Что касается целей на ближайшие 10 лет, то к вышеперечисленным добавились: улучшение жилья, стремление дать образование детям, купить автомобиль, построить дом. Обращает внимание, что в сравнении с жителями г. Хабаровска южносахалинцы на второе место поставили стремление дать образование детям. И оценка его выше (44,4 и 35,4%), как и получение качественного образования (22,0 и 17,2%). Возможно, это и усиливает нацеленность респондентов г. Южно-Сахалинска на переезд в другой город (19,3 и 12,9%).
Подобные целевые установки объяснимы и определяют приоритетные направления стратегического развития г. Южно-Сахалинска. Без их реализации трудно ожидать общественной активности жителей. Но настораживают довольно низкие оценки делового настроя. Стать специалистом в своей профессиональной деятельности, создать свой бизнес, построить карьеру считают главным в своей жизни, соответственно, лишь 6,4, 12,4 и 19,8% опрошенных жителей. Еще ниже установки на активное участие в общественной жизни города (4,0%), властные амбиции (0,7%). Подобная картина говорит о невысоком потенциале гражданской и деловой активности жителей г. Южно-Сахалинска. Но он выше, чем в г. Хабаровске (рисунок 6.8 - не приводится).
Заслуживает внимания определение ценностных ориентиров по возрастным группам. В основе этого лежит общесоциологическое положение об изменении потребностей человека в процессе его жизнедеятельности.