Сахалинская область располагает всеми видами транспорта: авто- и железнодорожным, морским, авиационным и трубопроводным. По плотности железных дорог она существенно уступает западным регионам России, но превосходит средние российские показатели: соответственно, 92 и 50 км на 10 тыс. кв. км территории. На Дальнем Востоке по этому показателю Сахалин проигрывает только Приморскому краю (94 км). По плотности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием положение хуже. Здесь Сахалинская область (8,7 км на 1 тыс. кв. км территории) уступает не только Приморскому краю и Амурской области (43,0 и 20,0), но и среднероссийскому показателю (31,0).
Обеспечение внутриобластных перевозок существенно сдерживается низкой технической оснащенностью железных и неудовлетворительным состоянием сети автомобильных дорог общего пользования, особенно в центральных и северных районах области, где концентрируются крупнейшие на Дальнем Востоке ресурсы углеводородного сырья. Несмотря на это, до 75 - 80% грузовой транспортной работы и 96 - 98% пассажирских перевозок приходится на автомобильный транспорт.
В силу океанической специализации экономики в области действуют 11 морских портов, обслуживающих как транспортные, так и рыбопромысловые суда. Со строительством завода по сжижению природного газа (СПГ) Корсаковский порт начал работать с судами, перевозящими сжиженный газ. Между Холмском и Ванино налажена устойчивая паромная переправа. Аналогичная связь функционирует между гг. Корсаков и Вакканай (Япония).
На территории области функционируют 7 аэропортов местного, федерального и международного значения, а также система нефте- и газопроводов.
В силу островного характера надежные транспортные связи - необходимое условие устойчивого развития экономики области. Потребности острова по подавляющему числу товаров полностью покрываются за счет ввоза с материка (топливо, цемент, стройматериалы, машины и оборудование и др.). В обратном направлении по трубопроводам идут нефть и газ, железнодорожным и морским транспортом - рыба.
В настоящее время экономика области активно интегрируется с дальневосточными субъектами. Наибольший импульс получает Хабаровский край, где в п. Де-Кастри формируется крупный нефтеперегрузочный узел. На базе сахалинских углеводородов наращивает мощности Комсомольский-на-Амуре нефтеперерабатывающий завод, ведется газификация электроэнергетики и коммунальной сферы. В свою очередь, предприятия Хабаровского и Приморского краев активно включаются в разработку шельфовых проектов. Со строительством автодороги "Лидога - Ванино" (Хабаровский край) автомобильный транспорт существенно увеличил грузооборот, поставляя с материка на остров не только товары производственного значения, но и продукты питания. В обратном направлении идет рыбопродукция.
В условиях растущих транспортных взаимосвязей материка и острова повышается логистическая роль г. Южно-Сахалинска. Он всегда выполнял функции перевалочно-распределительной базы для поступающих с материка грузов. Здесь расположены основные службы, экспедиторские и транспортные компании, осуществляющие организацию перевозок не только по территории области, но и за ее пределы, в том числе на экспорт.
В настоящее время система транспортных коммуникаций включает железные дороги "Корсаков - Южно-Сахалинск - Ноглики" и "Холмск - Южно-Сахалинск". Железнодорожная станция областного центра выполняет комплекс операций по приему и отправке грузовых и пассажирских поездов, обработке местных и пригородных поездов, формированию и расформированию грузовых поездов, подаче и уборке вагонов под погрузку-выгрузку.
Через г. Южно-Сахалинск проходят автомобильные дороги федерального значения на г. Невельск и областного значения - "Южно-Сахалинск - Оха - Москальво". Рядом расположены: незамерзающие морские порты и паромные переправы гг. Холмск и Корсаков, обеспечивающие внешнеторговые и внутренние морские транспортные связи, а также п. Пригородное, где размещен завод СПГ; строящиеся магистральные газо- и нефтепроводы, соединяющие шельфовые месторождения с побережьем Анивского залива.
Воздушными воротами Сахалина является аэропорт г. Южно-Сахалинска, обслуживающий грузовые и пассажирские авиаперевозки с наиболее крупными городами материковой части России. В межнавигационный период на отдельных направлениях воздушный транспорт является единственным средством сообщения с материком и другими островами области.
Будущее развитие Сахалина связывается, прежде всего, с модернизацией и выходом на материк железной дороги. В настоящее время разрабатывается Программа развития железнодорожного транспорта России до 2030 г. Она включает два этапа. Первый - коренная модернизация. В рамках ее намечается реконструкция объектов железнодорожного транспорта, в частности, перешивка колеи на стандартную российскую, с целью повышения скорости движения, снижения издержек при транспортировке грузов, повышения эффективности внешнеторговых и транзитных операций. Учитывая стесненность трассы железной дороги и ее путевого и станционного хозяйства в пределах существующей полосы отвода в границах г. Южно-Сахалинска, отсутствие возможности развития депо и других объектов железнодорожного транспорта, предполагается вынос железнодорожной линии, проходящей через город, и путевого хозяйства, расположенного в центральной части, за пределы городской застройки.
Предлагается строительство западного железнодорожного обхода с грузовой и пассажирской станциями за пределами г. Южно-Сахалинска. В результате реализации этих предложений территория жилой застройки освободится от транзитных грузов и грузового двора, обеспечив возможность строительства новых грузовых и сортировочных станций с современной организацией транспортировки грузов на свободных от застройки территориях.
Новое расположение главного железнодорожного пути транссахалинской железной дороги вызовет необходимость строительства современного железнодорожного вокзала. Пассажирские перевозки будут организованы значительно эффективнее, если в комплексе с ним будут функционировать автобусный, аэровокзал и даже морской вокзал. Консолидация различных видов транспорта в одном пассажирском терминале позволит улучшить качество обслуживания пассажиров и значительно сократить время на пересадку с одного вида транспорта на другой.
Второй этап - создание железнодорожного сообщения между материковой частью России и Сахалином. Определяющим фактором выступает обеспечение постоянной круглогодичной связи, обслуживание растущего грузообмена, связанного с ускоренным развитием области за счет крупных инвестиционных проектов (добыча углеводородного сырья на шельфе, строительство системы трубопроводов и заводов по производству сжиженного газа, а также нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, ориентированных на внешний и внутренний рынки, газификация, развитие рыболовства и перерабатывающих комплексов лесной, лесоперерабатывающей и угольной промышленности, туризма и др.).
Продолжение этого проекта - сооружение железнодорожного перехода между островами Хоккайдо и Сахалин, с превращением последнего в своеобразный сухопутный мост между Россией и Японией. Современные технологии позволяют выполнить подобные работы в очень короткие сроки. В результате японская железнодорожная сеть будет соединена с российскими железными дорогами, а через них - с железнодорожной сетью Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом островная Япония превратится в континентальную страну. Южно-Сахалинск, находясь на этой трансконтинентальной железнодорожной трассе, станет крупным транзитным узлом с важными логистическими функциями.
Превращение Сахалина в топливно-энергетический центр Северо-Восточной Азии требует качественных преобразований авиационного транспорта. Южно-Сахалинский аэропорт федерального значения очень важен для области. Но сертифицированный как международный, в настоящее время по техническому состоянию он не отвечает мировым стандартам по качеству обслуживания пассажиров и воздушных судов. Необходимы реконструкция и пополнение самолетного парка. В настоящее время это делается. Предполагается удлинение действующей и строительство новой взлетно-посадочной полосы, увеличение грузооборота и пассажиропотока. Это позволит принимать тяжелые гражданские самолеты, обслуживающие международные направления. Нужны среднемагистральные воздушные суда российского производства, позволяющие удовлетворить спрос на перемещение населения и грузов между Курильскими островами и Сахалином.
Близость аэропорта к городу обеспечивает удобство транспортного сообщения с ним, что по условиям затрат времени пассажирами на поездку является весьма существенным фактором. Организация комплексного пассажирского терминала в аэропорту позволяет увязать между собой различные виды транспорта: воздушный, автомобильный, железнодорожный.
Вместе с тем, такое положение аэродрома неблагоприятно по санитарным требованиям. Большая часть городской застройки расположена в зоне с недопустимым уровнем шума от взлетающих самолетов. Требуется проведение специальных планировочных мероприятий, а также мероприятий, снижающих максимальный уровень шума в жилых и общественных зданиях.
Удачное географическое положение аэропорта может служить для обеспечения технических посадок на дозаправку транзитных маршрутов, следующих из США в страны АТР и обратно, для чего необходимо создание топливно-заправочного комплекса с относительно дешевым авиатопливом.
Что касается собственно г. Южно-Сахалинска, то анализ показал прохождение транзитных автомобильных транспортных потоков по территории городской застройки. Это значительно ухудшает экологическую обстановку в городе. Поэтому основой проектных предложений по развитию автодорожной сети, обеспечивающей внешние автотранспортные связи г. Южно-Сахалинска, является создание единого транспортно-коммуникационного коридора, проходящего вдоль западной границы города, в котором кроме автомобильной дороги пройдет линия проектируемой железной дороги.
Грузовой автомобильный транспорт испытывает сильное конкурентное давление со стороны железной дороги и материковых автотранспортных компаний. Здесь помимо решения чисто городских задач необходимо формирование ассоциаций автоперевозчиков, способных обеспечить в срок и на конкурентной основе перевозку грузов по острову, а в случае необходимости, и на материк. Потребуются обновление подвижного состава, оптимизация пропорций транспортного рынка, повышение эффективности и качества перевозок, дорожно-транспортная и экономическая безопасность, использование логистических технологий доставки грузов. В перспективе будет осуществлен перевод грузовых автомобилей и автобусов на газ, что позволит существенно снизить затраты на перевозки и улучшить экологическую обстановку в городе.
Что касается стратегии развития автомобильного транспорта, то здесь ключевым является совмещение железнодорожного и автомобильного перехода через Татарский пролив.
Основные направления развития трубопроводного транспорта связаны с реализацией нефтегазовых проектов на шельфе Сахалина. В настоящее время сложились два вектора их строительства: западное, в направлении материка и южное - к Анивскому заливу. Начало новых проектов может обозначить другие направления и пункты отгрузки углеводородов, но в любом случае размещение операторов проектов в г. Южно-Сахалинске определяет его логистическую роль.
Новый для Сахалина вид транспорта может появиться при строительстве на юге острова электростанции на природном газе и передаче электроэнергии по высоковольтным кабелям в Японию. В этом же направлении может транспортировать электроэнергию Тугурская приливная электростанция (ПЭС), с установленной мощностью 7980 МВт. В настоящее время она находится в инвестиционном "портфеле" РАО ЕС "Россия", которая в качестве одного из вариантов рассматривает строительство ЛЭП через Нижний Амур, Сахалин в Японию.
Однако для обеспечения внутренних перевозок и привлечения транзитных грузов недостаточно только создания современных транспортных магистралей (железнодорожных, автомобильных, воздушных и трубопроводных). Актуальным является достижение рационального соотношения между видами транспорта, взаимосвязанной динамики в их развитии и использовании. Именно на "стыках" взаимодействия между ними складываются наибольшие потери и диспропорции. В силу организационных различий, ведомственной и территориальной разобщенности между видами и субъектами транспортной деятельности предприятия не всегда могут свободно выбирать наиболее рациональные транспортные схемы.
Для рационализации транспортной структуры необходимо создание сети смешанных перевозок, развитие которых в настоящее время тормозится высокой стоимостью и неудобством перевалок с одного вида транспорта на другой.
Основным направлением совершенствования товаропроводящих и товарораспределительных систем является интеграция производственных и транспортных процессов, основанная на принципах транспортной логистики. Это требует формирования системы логистических грузовых терминалов, включающих: поэтапное создание сетей грузоперерабатывающих и грузонакопительных терминалов и мультимодальных терминальных комплексов многоцелевого назначения, предоставляющих весь набор таможенных и грузопроводящих услуг; строительство сети региональных информационно-логистических центров; формирование единой системы волоконно-оптической связи, обслуживающей интересы транспортных предприятий и грузовладельцев.
Проектная организация грузовой работы предусматривает осуществление перегрузочной функции как на территориях коммунально-складских предприятий ведомственного подчинения, так и на специализированных межведомственных перегрузочных комплексах.
Предлагается организация грузового многофункционального терминала в районе пересечения федеральных автодорог и нового железнодорожного обхода города. Он позволит осуществлять перевалку потребительских, строительных, промышленных и прочих грузов для предприятий, не имеющих подъездных путей, и крупногабаритных грузов.