Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


Рисунок 8.35 - Оценка населением г. Южно-Сахалинска основных направлений оживления культурной жизни, %*

________________

* Рисунок не приводится.  - Примечание изготовителя базы данных.  


Особенность г. Южно-Сахалинска - влияние японской культуры на его развитие. История японско-российских отношений, берущая начало в XVIII веке, полна бурных событий. Все эти годы они были важными соседями. В настоящее время, несмотря на нерешенность некоторых политических вопросов, в своем большинстве население России и Японии питают дружеские чувства друг к другу.

Новым толчком к расширению двусторонних связей стал подписанный во время визита Премьер-министра Д.Коидзуми в Россию "Японско-Российский План действий". Особое место в нем отводится культурным связям и обмену между гражданами России и Японии. Признано, что это та сфера, где возможности взаимовыгодного сотрудничества не ограничены.

Сахалинская область и г. Южно-Сахалинск могут стать пилотным проектом формирования новой модели культурных отношений между двумя странами в условиях отсутствия мирного договора. Возможности для этого есть, если развивать новые формы "народной дипломатии". В настоящее время для жителей Сахалина и Японии (острова Хоккайдо) существует упрощенная процедура визового оформления. Между гг. Корсаков и Вакканай ходит паром.

Расширяются побратимские связи. Практически все муниципальные центры юга Сахалина имеют города-побратимы в Японии. Движение породненных городов Сахалинской области и Хоккайдо имеет не только многолетнюю историю, но и конкретные достижения в различных сферах жизни. Растут контакты в области экономики, культуры и искусства: проводятся международные форумы, обмены делегациями жителей, художественными коллективами, выставками. При поездках детей они живут в японских и российских семьях, непосредственно соприкасаясь с бытом и национальными традициями.

С установлением побратимских связей с г. Хакодате открылась авиалиния, связавшая юг о. Хоккайдо и областной центр. Южносахалинцы принимали официальные и детские делегации, а в г. Хакодате на гастроли выезжал Сахалинский ансамбль песни и пляски, проводились товарищеские встречи команд по каратэ, взаимные поездки молодежных групп. В г. Асахигава - побратиме г. Южно-Сахалинска - открыт монумент Дружбы между двумя городами. В 2003 г. в областном центре состоялась торжественная церемония открытия построенной в сквере им. Асахигавы беседки, выполненной в традиционном японском стиле "адзумай". Она придает скверу особый восточный колорит и напоминает о дружеских чувствах жителей японского города-побратима к южносахалинцам.

В 2006 г. на 1-й встрече жителей Хоккайдо и Сахалинской области было отмечено углубление доверительных отношений между двумя странами. Лидирующая роль этих регионов в развитии дружеских связей и экономических отношений оказывает существенное влияние на весь процесс российско-японских отношений.

Попытки восстановить важные страницы истории двух стран предпринимает краеведческий музей областного центра. Здесь хранится большой архив японского правления на Южном Сахалине. Готовится специальная экспозиция, которая ознакомит общественность с этим периодом, покажет, как осваивалась южная часть острова. Подобная выставка будет интересна и для японских туристов.

Для формирования культурного наследия японского периода были восстановлены объекты: храм "Карафуто-дзиньдзя", ландшафтная архитектура городского парка культуры и отдыха им. Ю.А.Гагарина.

Интересным представляется создание в рамках краеведческого музея экспозиции под открытым небом, где бы демонстрировались экспонаты, освещающие историю освоения Сахалина, образ жизни айнов, проживающих на острове коренных малочисленных народов Севера. Отдельно может быть представлена японская ретроспектива.

Еще одна особенность Сахалина - наличие значительной корейской диаспоры, насчитывающей порядка 37 тыс. чел. Это не может не сказаться на социокультурном "поле" областного центра. В настоящее время здесь действуют несколько корейских общественных организаций. Особенно активно НКО "Сахалинские корейцы". Организации 15 лет. В ее задачи входят анализ, разработка и реализация проектов по улучшению социально-экономических, правовых, культурных и бытовых сторон жизни сахалинских корейцев. Существует идея создания в г. Южно-Сахалинске Корейского Центра, который бы включал не только классы для занятий корейским языком, но и кружки самодеятельного творчества, спортзал и др.

Чтобы г. Южно-Сахалинск устойчиво развивался и обретал статус, авторитет и значимость самобытного дальневосточного культурного центра, требуется дальнейший рост культурного потенциала города. При этом культурную среду города необходимо сделать более действенной, обеспечив преемственность культурных традиций и создав условия для разнообразной культурной жизни. Каждый житель города, группа городского сообщества должны иметь доступ к культурным ценностям, быть уверенными в сохранении своей культурной самобытности, а при взаимодействии с другими национальными культурами - в возможности ведения с ними нормального диалога. В культурной политике необходимо добиваться ориентации горожан на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества и достижение стратегических задач устойчивого развития г. Южно-Сахалинска. Для этого у города есть хорошие заделы.

Для российского менталитета характерна не столько утилитарная, сколько духовно-нравственная направленность доминирующих в общественном сознании ценностей (справедливость, жертвенность, красота, истина, вера, совесть и др.). Культурная политика должна учитывать этот отечественный опыт, а современные организационно-технологические модели, поведенческие стереотипы, ценности и нормы, доказавшие свою эффективность в экономически развитых странах, транслировать в городское сообщество, направляя интеллектуально-духовную энергию горожан на овладение новыми технологиями и их использование при реальном улучшении качества жизни. Поэтому сферу культуры следует рассматривать не только как производителя и хранительницу культурных ценностей, но и как важный сектор городской экономики, обеспечивающий рост образования, занятости и наукоемких отраслей.

В настоящее время культура нуждается в пристальном внимании всех уровней власти и серьезной финансовой поддержке. Для усиления ее социальной роли, обеспечения систематического роста культурного потенциала, обогащения на его основе духовной и интеллектуальной жизни населения, использования ресурсов культуры для устойчивого развития города необходимо двигаться в следующих направлениях:

- формировать современную инфраструктуру развития и функционирования культуры, включая ее прогнозирование, программное обеспечение, планирование финансов и подготовку кадров, мобильность, обеспечивающую динамичную экономическую, социальную и духовную жизнь города;

- оберегать и восполнять культурное наследие, национальные языки и литературу, значимые традиции, памятники и фольклор, развивать народное творчество, промыслы, ремесла, содействовать привлечению населения к истокам народного творчества через участие в клубных формированиях и любительских объединениях;

- способствовать формированию общественного имиджа г. Южно-Сахалинска как самобытного культурного центра Дальнего Востока;

- содействовать культурному диалогу России и Японии в интересах углубления взаимопонимания и дружбы, расширять практику регулярных обменов на областном и муниципальном уровнях, продолжать усилия по разъяснению общественности обеих сторон важности заключения мирного договора и поступательного развития двусторонних отношений во всех областях, включая совместную подготовку и распространение соответствующих информационных материалов, прилагать усилия для развития обменов между сахалинскими и японскими гражданами, общественными организациями, бизнесменами, обсуждать насущные проблемы экономики, экологии, новых форм сотрудничества, совершенствовать молодежный обмен, принимать активное участие в российско-японских форумах, сделать постоянным проведение в Сахалинской области фестиваля японской культуры;

- расширять сотрудничество в области культуры с Республикой Кореей, Китаем и другими странами АТР, используя современные формы обмена и национальные традиции;

- оптимизировать деятельность отрасли, совершенствуя организационные и правовые условия функционирования, включив ее объекты в единое информационное пространство;

- сохранять и развивать учреждения культуры и искусства города за счет предоставления им большей финансовой самостоятельности, возможности привлечения средств из различных источников, стимулировать участие учреждений культуры в грантовых проектах;

- создать условия расширенного воспроизводства кадров сферы культуры, моральные и материальные стимулы для улучшения качества работы, повышения социального статуса и защищенности работников культуры; продолжить практику повышения квалификации работников учреждений культуры через участие в семинарах, учебно-творческих лабораториях, курсах повышения квалификации; привлекать специалистов из других регионов;

- перейти от традиционного ведомственного подхода к целевому бюджетному финансированию конкретных программ и проектов;

- стимулировать диверсификацию и увеличение объема услуг населению города, создание условий для появления и развития новых форм культурной деятельности;

- способствовать раскрытию творческого потенциала южносахалинцев, приобщению к образцам высокой культуры;

- противодействовать внешним угрозам и глобальным тенденциям, разрушающим социокультурную среду города;

- модернизировать материально-техническую базу отрасли, при строительстве новых объектов использовать современные формы, ориентированные на семейный отдых, досуг детей, молодежи и старших возрастных групп, трансформировать традиционные нормативы для учреждений культуры в соответствии с их реальными потребностями;