Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


Рисунок 8.37 - Товарооборот в рознице и общественном питании, а также объем платных и бытовых услуг на душу населения в административных центрах Дальнего Востока в 2005 г., тыс. руб.*

________________

* Рисунок не приводится.  - Примечание изготовителя базы данных.  


Расширяется сеть магазинов в шаговой доступности, специализированных и самообслуживания, внедряется новый дизайн в оформлении торговых залов с применением современных технологий. В 2006 г. за счет строительства отдельно стоящих зданий и реконструкции помещений на первых этажах жилых домов открыто 45 объектов стационарной торговой сети и общественного питания, в том числе крупные торговые центры с комплексом услуг.

В целях удовлетворения спроса населения с различным уровнем дохода работают 11 рынков, на которых востребовано более 90,0% торговых мест из числа имеющихся. Администрацией города осуществляется целенаправленная политика по реконструкции рынков с целью приведения их в соответствие с установленными санитарными правилами и нормами, создания условий, обеспечивающих права покупателей на качество и безопасность товаров, культуру обслуживания.

Торговля показывает высокую восприимчивость к инновационным технологиям, активно внедряет современные формы работы с рынком и потребителем. Как отмечалось выше, на это указали 63,6 и 65,2% руководителей торговли и бытового обслуживания. Растет использование франчайзинга, электронной торговли, систем самообслуживания, дисконтирования, бонусов и др. Подобные нововведения возможны благодаря переходу на новые концепции рынка, в частности, "индивидуализированного маркетинга".

Появились торговые компании, использующие моно- и мультибрэндовые подходы в ассортиментной политике, систему дисконтных карт, формирующие базы данных по клиентуре. Это свидетельствует об усилении борьбы за потребителя.

Особенно следует отметить электронную коммерцию. По данным экспертов в г. Южно-Сахалинске растет количество пользователей киберпространства, что позволяет осваивать его в качестве торговой площадки.

Расширяется применение сетевых форматов. Приоритет получают крупные предприятия, работающие по принципу "с торговой площадки к месту отдыха". Именно они способны обеспечить в цивилизованной форме наиболее полное удовлетворение потребностей населения в качественных и безопасных товарах и услугах.

Вместе с тем в последние годы обозначился ряд проблем, сдерживающих развитие городской торговли. Так, использование неприспособленных для торговли помещений ведет к мельчанию предприятий. Развитие Интернет-торговли снижает безопасность расчетов и правовую обеспеченность проводимых сделок. Отстает в развитии курьерская служба. Предприниматели испытывают недостаток собственных оборотных средств, их "давят" высокие налоги, арендная плата, процент коммерческого кредита и др.

Определенные сложности для повышения качества и культуры розничной торговли создают китайские предприниматели. Не приводит пока к улучшению ситуации на рынке потребительских товаров борьба с контрафактной и фальсифицированной продукцией. Особенно это касается продовольственных товаров, импортируемых из КНР.

Решение вышеотмеченных проблем требует совершенствования планирования развития торговой сети, транспортных связей центра и периферийных районов города, упрощения доступа населения к торговым точкам.

Межправительственные российско-китайские соглашения позволяют поставить надежный барьер некачественным и порой опасным для жизни покупателей товарам. Но для этого необходим комплекс мер, обеспечивающий контроль за качеством продукции на всех этапах от производства и поступления на оптовые базы до реализации в торговых точках. Заслуживает внимания строительство в областном центре специализированного торгового центра с китайской специализацией.

Рыночные преобразования в торговле резко обострили проблему информационного обеспечения. Нужна стройная коммуникационная политика в целях просвещения потребительского рынка и его участников. Качественный скачок возможен при создании на базе информационной сети города регионального информационно-маркетингового центра и программного оснащения отрасли для формирования баз данных.

Важным фактором обеспечения потребителя качественной продукцией является расширение местного производства. Здесь должны получить распространение партнерские отношения. Обеспечение высокого качества продукта позволит торговле оказать поддержку сахалинскому производителю в продвижении продукта на рынок. Необходимо создание условий для развития сети фирменной торговли.

Мощным механизмом развития торговли будет являться конкуренция. Такой механизм начнет работать при наличии более высокого уровня доходов населения, доступности товаров, компетенции персонала, которые определяют уровень продаж. Одним из механизмов формирования конкурентоспособности является внутренний ресурс торговых предприятий в виде увеличения производительности труда и снижения издержек обращения. Это возможно при внедрении современных технологий и форм торговли, в частности, сетевых форматов, имеющих высокий потенциал развития. В интегрированных сервисных комплексах должны быть реализованы следующие принципы: большое количество разнообразных арендаторов; наличие ценового диапазона для покупателей различных социальных групп; удобство и унификация технологического процесса; покупка всего в одном месте; культурный и комфортный отдых.

Растущая конкуренция позволит освободить пространство для развития крупных компаний, использующих современные формы торговли. По международным стандартам в г. Южно-Сахалинске целесообразно создание, как минимум, трех крупных универсальных торговых центров, обслуживающих микрорайоны города. Они способны освоить новые принципы совмещения функций продажи товаров и отдыха покупателей, превратившись в интегрированные сервисные комплексы.

В настоящее время в центре внимания экономического сообщества выступают логистические центры. Это рыночные предприятия, осуществляющие координацию складского и транспортного обслуживания, информационного обеспечения и контроля движения товарных потоков. К сожалению, рынок логистических услуг не развит из-за криминализации и коррупции, отсутствия лицензирования экспедиторской деятельности и обязательного страхования ответственности перевозчика, недостатка специалистов в области логистики, высоких банковских процентных ставок при кредитовании логистической инфраструктуры.

Тем не менее, это стратегическое направление развития торговли и услуг в г. Южно-Сахалинске. С точки зрения логистики, его следует, в первую очередь, рассматривать как совершенствование системы товародвижения, включающей, с одной стороны, прогнозирование спроса, отбор товара, контроль запасов, с другой, - заказ, приобретение, доставку, информационное сопровождение, хранение, сортировку и отпуск товаров.

Использование логистики в торговле предусматривает построение последовательной, согласованной стратегической схемы, позволяющей своевременно реагировать на изменения и направленность запросов конечных потребителей и в максимальной степени реализовывать сильные стороны предприятия.

Эффективность применения логистической концепции в торговле и сфере услуг определяется взаимодействием нескольких факторов: экономических, предполагающих сокращение производственных затрат и издержек обращения и более полное удовлетворение интересов потребителей; организационных - сотрудничество предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складов и транспорта; технических - управление логистическими процессами на основе современных технических достижений.

Южно-Сахалинск обладает важными конкурентными преимуществами: геополитическим положением, наличием ресурсного потенциала, что позволяет ему развиваться как крупному логистическому центру регионального и международного значения. Имеются предпосылки формирования здесь оптового рыбного рынка.

В 2006 г. на Дальнем Востоке вылов рыбы и морепродуктов составил 1999,6 тыс. т, в том числе в Сахалинской области - 460,1 тыс. т (23,0%). Почти половина продукции пошла на экспорт, в том числе большая часть минуя дальневосточные порты, то есть без таможенного оформления. В настоящее время Правительство России предпринимает шаги повернуть "рыбу на берег". Это позволяет не только сократить поток за рубеж браконьерской продукции, но и обеспечить условия для прогноза и контроля за российским экспортом рыбной продукции, создаст возможность для развития береговой переработки. Помимо развития портов, страна сможет увеличить стоимость своей рыбопродукции на иностранных рынках и получить большую прибыль.

Создаются реальные перспективы создания в г. Южно-Сахалинске оптового рыбного рынка. Первой и начальной функцией его является прием свежей рыбы у добывающих предприятий и ее концентрация для последующей продажи потребителям. Исполнителем этой функции выступает оптовое торговое предприятие. Перед ним ставится жесткое условие по полному расчету с поставщиком товаров в течение одних суток после проведения торговых сделок. Для этого при оформлении лицензии будущему оптовику должно учитываться наличие у него финансовых средств.

Второй и главной функцией оптового рыбного рынка является формирование и определение справедливых рыночных цен на товар, отражающих спрос и предложение. Основной формой торговых сделок должны быть аукционы и торги. На этом этапе появляются новые действующие лица, исполняющие роль покупателей на аукционах, проводимых оптовиком. Это посредник оптовой продажи и участник торговых сделок, представляющий интересы рыбоперерабатывающих предприятий, розничной торговли, общественного питания и других потребителей продукции рыболовства. После проведения торговых сделок посредник производит переоценку, сортировку и доработку товара, распродает его в помещении рынка мелкооптовым и розничным покупателям. При этом за посредником должны быть закреплены территория рынка и площадь в торговом зале, оборудованная для продажи скоропортящихся продуктов. В отличие от посредников участники торговых сделок производят реализацию купленной партии рыбы и рыбопродукции вне рынка. Для посредников и участников торговых сделок также должны быть поставлены жесткие условия расчетов с оптовиком (в Японии - трехдневный срок после проведения торговых сделок).

Третья функция оптового рынка заключается в быстром распределении скоропортящихся товаров между многочисленными розничными торговцами. Это достигается точным соблюдением распорядка дня оптового рынка, согласованной работой всех участников процесса торговли.

Особое внимание обращается на оперативное выполнение взаиморасчетов. Система взаиморасчетов должна быть направлена на получение "живых" денег поставщиком товаров, в первую очередь рыбопромышленником. Вся ответственность в этом процессе ложится на оптовика. Для оперативности расчетов предлагается организовать на территории рынка расчетно-кассовый центр. Важное место в функционировании рынка занимает информационное обеспечение товарообращения свежих рыбопродуктов. Суть его заключается в том, что оптовики, посредники и участники обязаны по результатам ежедневных торговых сделок предоставлять в администрацию города подробную информацию по установленной форме, которая после проверки должна быть доступна всем желающим, вплоть до издания специализированных торговых бюллетеней. Информированность обеспечит правильное ценообразование, полноценное снабжение населения рыбными продуктами. Гарантию качества продаваемых на рынке продуктов обеспечивает санитарно-гигиеническая лаборатория.

Рыбопромышленники, поставляющие продукцию на экспорт, не обязаны ее выгружать из трюма для таможенного освидетельствования. Современные технологии позволяют это делать на борту судна.

В результате появится возможность вывести из теневого оборота и легализовать реализацию свежей рыбы и продукции из нее, повысить степень государственного контроля за вывозом рыбы, отслеживать движение торговых потоков, регулировать ценовую политику, разрабатывать и внедрять системы лицензирования рыбопереработки и, главное, - существенно увеличить стоимость продукции, налоговые отчисления, устойчивость экономики дальневосточных регионов.