Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


Рисунок 8.33 - Интегральная оценка развития информатизации восточных регионов России, ед. *

________________

* Рисунок не приводится.  - Примечание изготовителя базы данных.  


В качестве актуальной проблемы привлечения инвестиций эксперты указали на отсутствие удобной информационной сети, позволяющей отслеживать изменения в областном и федеральном законодательствах, находить и представлять свои интересные бизнес-проекты. Создание общегородской информационной системы по инвестиционной и инновационной деятельности, формирование перечня высокоэффективных проектов, доступ потенциальных инвесторов к достоверным информационным ресурсам, необходимым для разработки инвестиционных проектов и получения кредитов, существенно активизирует деятельность бизнеса.

Особенно значимы информационные технологии в высшем и среднем образовании. Сегодня подавляющее большинство южносахалинцев-старшеклассников (93,9%) имеют компьютеры, используя их в образовательных целях (48,4%) и для программирования (23,6%). Вместе с тем, в качестве одного из предложений по повышению качества школьного образования они отметили необходимость "сделать более доступной работу с компьютерами" (29,0%).

Внедрение в процесс обучения многофункциональных информационных технологий, их адаптация для образовательных систем с учетом создаваемых новых технических и информационных средств ведет к актуализации содержания и методов обучения, повышению эффективности индивидуальной творческой работы студентов, новому содержанию и качеству высшего образования. Это позволяет наладить информационный обмен между вузами г. Южно-Сахалинска, Хабаровского и Приморского краев, образовательными центрами Японии, Республики Кореи, Китая, в рамках которого возможно проведение конкурсов студенческих работ, конференций, издание научных журналов и др. Огромные возможности открываются при подготовке специалистов по новым специальностям в области нефтепереработки, нефте- и газохимии в кооперации с профильными институтами западных регионов России.

Вовлечение в процесс высшего и среднего специального образования жителей удаленных территорий Сахалинской области требует внедрения дистанционного обучения (электронных учебников и методических пособий) на базе Интернета, удаленного доступа к уникальному лабораторному оборудованию и разработки виртуальных лабораторных практикумов.

Требуется информационная ориентация студентов с первого года обучения в вузах. В настоящее время многие актуальные проблемы информатизации общества практически здесь не изучаются. Не готовятся к этим условиям и преподаватели вузов. Система подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров высшей школы в этом плане не отвечает современным требованиям. Не случайно 31,9% студентов старших курсов вузов г. Южно-Сахалинска указали на слабое использование современных технологий обучения.

Значительные возможности открываются перед информационными технологиями в медицине. Внедрение здесь специальной информационной системы позволяет через Интернет в режиме "онлайн" записываться к врачам, получать консультации узких специалистов. Они позволяют повысить качество не только в собственно диагностике, лечении и профилактике различных заболеваний, но и организации лечебного процесса, обучения и переподготовки кадров. Расширяются возможности дистанционного медицинского обслуживания населения отдаленных районов Сахалинской области. Упрощается обратная связь пациента и доктора.

В области культуры появляются возможности создания качественно новой системы информационно-библиотечного обслуживания, в учетно-хранительной и популяризаторской деятельности музейного дела. В настоящее время развивается сотрудничество с библиотекой Российско-Британского образовательного информационного Центра. На постоянной основе ведется обмен информацией на электронных носителях по различным темам и направлениям литературной, научной и другим видам деятельности.

Информатизация общества - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Благодаря "электронному правительству" власть может не только существенно снижать стоимость оказания услуг населению, но и значительно повышать их качество. Улучшаются условия жизни горожан за счет их доступа к информации и цифровым продуктам в Интернете, создания сайтов и порталов, на которых размещаются: нормативные правовые акты, принимаемые органами муниципальной власти; статистические сведения; показатели социально-экономического развития муниципальных образований; отчеты о реализации целевых программ и планов; объявления о проведении конкурсов, тендеров, аукционов; муниципальные заказы на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг для городских нужд). Посредством обратной связи повышается эффективность и качество управления муниципальным образованием на основе информатизации функций. Открытость, прозрачность, гласность, подотчетность органов самоуправления - главные средства борьбы с коррупцией и взяточничеством, бюрократией и профессиональным невежеством чиновников.

Движение должно идти по трем направлениям: повышение доступности информационных технологий для жителей и организаций города; обучение населения пользованию ими; формирование соответствующей инфраструктуры.

Учитывая низкий уровень жизни некоторой части населения города, что ограничивает платежеспособный доступ к информационным услугам, необходимо создание значительного числа классов и центров общего пользования в учебных заведениях, в том числе за счет федеральных и областных программ. Перед высшей школой ставится задача - подготовить студентов к условиям жизни и профессиональной деятельности в информационном обществе, научить их действовать в этой среде, использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.

Слабая подготовленность населения к жизни в информационном обществе - наиболее сложная проблема, которая преодолевается достаточно медленно и требует смены поколений. Основная нагрузка по решению этой проблемы ложится на школу.

Более низкий, по сравнению с западными городами, уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и производства информационных и коммуникационных средств, продуктов и услуг - это третья проблемная область информатизации. На ее решение нацелен законопроект "Об областной целевой программе "Электронный Сахалин" на 2008 - 2011 годы". Цели и задачи его лежат в контексте федеральной целевой программы "Электронная Россия". Он позволит создать в Сахалинской области единое информационное пространство для органов государственной власти и местного самоуправления: увеличится количество общественных пунктов доступа к сети Интернет до 220; за счет введения электронной системы учета персонифицированных данных сократится время граждан на получение различных справок; с населением будут работать автоматические комплексы в учреждениях социальной защиты, Пенсионного фонда, ЗАГС, ЖЭУ, Паспортного стола УВД, Избиркома; в сфере образования, культуры, здравоохранения будут созданы центры деловой и правовой информации; информатизация учреждений культуры позволит обеспечить открытый доступ населения Сахалинской области к ресурсам библиотек, музеев, выставочных залов.

В системе областного здравоохранения в 2008 - 2010 гг. планируется ввод информационных технологий по направлениям "Поликлиника", "Стационар", "Диспансер", в том числе информатизация подразделения "Медицина катастроф".

В сфере образования к 2011 г. предполагается оснащение всех школ Сахалинской области компьютерным оборудованием с правом широкополосного доступа к Интернету.

Для реализации комплексной социальной политики, а также оптимизации системы и методов предоставления социальной помощи населению необходим переход к новой структурной модели, основным звеном которой должен стать центр обслуживания граждан. Для его внедрения необходима единовременная реализация мероприятий по созданию регламента новой службы, определению информационных баз данных нового типа и др.

Эффективной информационной поддержки требует и реализация собственно Стратегического плана. Она должна включать в себя базы актуальной и достоверной информации, средства ее оперативной обработки и выработки наиболее эффективных решений. Анализ существующего состояния информационных и телекоммуникационных услуг, разработки и внедрения информационных технологий и средств вычислительной техники в Сахалинской области показывает, что данные системы разрабатываются, внедряются и функционируют, как правило, разобщенно, без координации и согласования структуры, содержания, способов и форматов хранения информации и доступа к ней. Это приводит к дублированию работ, избыточности первичной информации, многократному ее вводу, приводящему к нарушению ее целостности и снижению достоверности, значительному удорожанию разработок и эксплуатации систем. В этих условиях крайне необходимо выработать и последовательно реализовать научно обоснованную единую информационную политику, позволяющую увязывать информационные потоки, характеризующие развитие области и муниципальных образований, соизмерять их с базовыми характеристиками и стратегическими ориентирами, оперативно вносить коррективы и доводить их до общественности.

Для создания и развития в г. Южно-Сахалинске систем информационных ресурсов, удовлетворяющих потребности горожан, хозяйствующих субъектов и властных структур и позволяющих оперативно сделать рынок информационных услуг отвечающим современным требованиям информационной цивилизации, необходимо:

- рассматривать информационную отрасль как одну из ключевых сфер городского хозяйства, пропагандировать информационные технологии;

- развивать систему подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей;

- стимулировать развитие информационного сервиса, включающего консультационные, инжиниринговые и системно-информационные услуги, специальное программное обеспечение клиентов и др.;

- активно участвовать в реализации федеральных программ по информатизации "Электронная Россия", "Федеральный информационный фонд", "Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы" и др.;

- разработать и внедрить "Единую информационную систему муниципального здравоохранения г. Южно-Сахалинска", позволяющую упростить доступ пациентов к врачам, получать в режиме "онлайн" их консультации;

- сформировать "Единую информационную систему муниципального образования г. Южно-Сахалинска", включив ее в качестве составного элемента в областную систему среднего и высшего образования;

- стимулировать создание в городе доступной сети интернет-услуг (киоски, Интернет-кафе, системы сотовой связи и др.);

- развивать информационную инфраструктуру (сети передачи данных, базы и банки данных, высокопроизводительные вычислительные центры коллективного пользования, предприятия и организации информационного профиля и др.);