Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


 Формирование имиджа преуспевающего делового административно-культурного центра

Традиционно Сахалин ассоциируется с окраиной России, Тихим океаном, близостью Японии. Все эти образы формируют представление об удаленности острова от "материнской" стороны. В то же время смещающийся центр экономического развития в Азиатско-Тихоокеанский регион, торговые и туристические потоки в Юго-Восточную Азию, Китай и Японию, освоение углеводородов шельфа Сахалина создают впечатление его сопричастности процессам глобализации, вызывают интерес определенных российских бизнес-кругов. В процесс освоения природных ресурсов Сахалинской области втягивается все большее количество российских и иностранных компаний. Так, объем участия отечественных предприятий, преимущественно из западных регионов страны, по проекту "Сахалин-1" составляет 3,8 млрд. долл. США. В разгар строительных работ было задействовано около 8 тыс. чел. <27>.

     ________________

<27> Хорошавин А.В. Сахалинская область приглашает к сотрудничеству. Потенциал Востока России. Специальное приложение к газете "Тихоокеанская звезда". Хабаровск. - 2007. С. 54.

В настоящее время города Дальнего Востока вступают в жесткую конкуренцию за привлечение на свои территории разного рода ресурсов. По оценкам экспертов, экономическая конкуренция дополняется, а иногда и заменяется конкуренцией культур, мировоззрений. Главным ресурсом становятся не деньги и сырье, а "неосязаемые активы", характеризующие энергетику территории. Они и определяют тот совокупный образ (имидж) города, который фиксируется в сознании горожан, гостей города, определяет их эмоциональное состояние, способствует появлению желания укорениться на этой территории или развернуть на ней проекты.

Формирование на базе г. Южно-Сахалинска дальневосточного центра российско-японских отношений требует наличия как объективных, так и субъективных предпосылок. Важную роль среди них играет имидж города. С точки зрения конкретного человека - это те впечатления, которые он получает при первой встрече и расставании с городом. Они начинают складываться в аэропорту, вокзале, гостинице и в последующем, в зависимости от интересов (познавательных, политических, коммерческих и др.), дополняются новыми фактами, формирующими образ города.

Важную роль в имидже преуспевающего города играют: качество жизни (наличие жилья для различных социальных групп населения, социальные услуги, качество продуктов питания, сооружения для отдыха, уровень и доступность образования, лечения); кадровые ресурсы (подготовка, повышение квалификации, адаптация жителей к новым условиям и требованиям); инфраструктура (транспорт, связь, средства передачи данных, гостиницы, бытовые услуги и др.); высокие технологии (возможность территории развивать и поддерживать наукоемкие отрасли, обновлять существующую базу); капитал (сконцентрированные на территории собственные и привлеченные средства); контролирующие органы (рациональность, мобильность, эффективность, честность, отсутствие бюрократизма); инфраструктура бизнеса (доступность и уровень услуг в сфере консалтинга, аудита, рекламы, права, информации, PR, институциональные условия осуществления сделок); власть (команда личностей, компетентность, нестандартность идей, стиль принятия решений, прозрачность законотворчества, отношение к социальным проблемам).

Важно подчеркнуть, что зачастую для иностранных инвесторов льготные стимулы не имеют такого решающего значения, как это кажется на первый взгляд. Предпочтение отдается политической и экономической стабильности, культуре и уважению частной собственности, традициям свободных международных соглашений и договоров. Вышеприведенная интегральная оценка административных центров Дальнего Востока за 2002 - 2005 гг. показала устойчивые лидирующие позиции г. Южно-Сахалинска с положительной динамикой. Это хороший задел в конкурентной борьбе за жизненное пространство. Но по многим параметрам он еще проигрывает дальневосточным центрам. Так, далека от желаемой обустроенности, если взять за пример г. Хабаровск, центральная часть города, оставляют желать лучшего криминогенная обстановка, строительство и доступность жилья.

Формирование более привлекательного имиджа города требует использование подходов из области маркетинга территории. По аналогии с маркетингом товаров, позволяющим создавать и реализовывать продукты, удовлетворяя спрос потребителей, региональный маркетинг можно трактовать как "продажу" региона его жителям и предприятиям, а также внешним хозяйствующим субъектам.

Целесообразны следующие действия:

- разработка, оформление и предъявление эмоционально-вдохновляющего образа города в разных языках (экономический, поликультурный, политико-управленческий, бытовой) и разных масштабах (в городе, регионе, стране, мире);

- выявление отношения к этому образу ключевых субъектов городской жизни (бизнеса, экспертного сообщества, общественности, каждого жителя);

- оформление образа города в знаково-символических конструкциях;

- выработка схем организации совместной деятельности разных субъектов городской жизни, обеспечивающей становление привлекательного образа города;

- закрепление норм совместной деятельности в определенном своде правил городского сообщества Южно-Сахалинска и других документах;

- создание системы непрерывных презентаций образа города в разных масштабах.

Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз г. Южно-Сахалинска показал ряд существенных преимуществ, оцененных экспертами достаточно высоко. Так, к сильным сторонам, прежде всего, следует отнести: значение города как административно-культурного центра Сахалинской области; наличие прямого воздушного сообщения с городами Дальнего Востока, России, странами АТР; прохождение центральных транзитных транспортных потоков областного значения; размещение иностранных и отечественных компаний по освоению нефтегазовых месторождений; близость к странам АТР; привлекательность для переселенцев из северных районов Сахалинской области; ландшафтная уникальность и наличие территории для малоэтажного строительства; сравнительно высокий уровень жизни; достаточно высокий культурно-образовательный уровень населения; сравнительно развитую социальную инфраструктуру; относительно развитую систему связи телекоммуникаций и активное внедрение современных телекоммуникационных систем; наличие высококвалифицированных специалистов и рабочих.

Возможности развития г. Южно-Сахалинска эксперты связывают, прежде всего: с формированием имиджа преуспевающего города; изменением политики Правительства России в отношении Дальнего Востока и формированием на юге региона постоянного населения; расширением областных управленческих функций; ростом спроса на кадры высокой квалификации; расширением и повышением качества среднего, среднего специального и высшего образования, развитием дистанционных форм обучения; повышением конкурентоспособности производства за счет газификации ТЭЦ и снижения энергетических тарифов; расширением и повышением качества деловой среды; формированием конкурентной среды, сдерживающей рост стоимости жизни.

Однако следует отметить, что Сахалин расположен в зоне проявления вулканизма и чрезвычайно высокой сейсмичности. В связи с этим он имеет свою ярко выраженную специфику. По данным ЮНЕСКО, область входит в число первых пяти регионов мира, где происходит наибольшее количество видов природных катастроф на планете. В связи с этим необходимо проводить превентивные меры, исключающие или смягчающие возможность возникновения чрезвычайных ситуаций и катастроф. К ним можно отнести: разработку региональных и городских строительных норм; создание локальной сети телеметрических сейсмостанций, обеспечивающих непрерывные сейсмические наблюдения; изучение концентрации радона, поступающего с больших глубин, что позволяет обнаружить ослабленные зоны земной коры; радономониторинг территории и радоновую паспортизацию строительных площадок, отводимых под строительство жилья и других объектов с длительным пребыванием людей; проведение работ по сейсмическому микрорайонированию и инженерной сейсмологии, техническую инвентаризацию всех зданий и сооружений на сейсмостойкость.

Новый Генеральный план развития г. Южно-Сахалинска как международного центра, представляющего российские государственные интересы в АТР и ведущего политический, культурный и экономический диалог, должен быть ориентирован на принципиально новое качество городской среды. Архитектурно-пространственной композиции города необходимо учитывать особенность природно-ландшафтного компонента в структуре городского пространства. Тем более что город расположен у подножия гряды сопок и определяет доминирование в восприятии городского пространства этого природного элемента.

Имидж города, безусловно, в значительной мере определяется выдающимися личностями, с которыми он исторически связан. Для Сахалина это, прежде всего, А.П.Чехов. Созданный музей в Южно-Сахалинске, призванный изучать и популяризировать труд великого писателя, по своему профилю является уникальным. Здесь ведется научная и собирательская работа по комплектованию коллекции, включающей: предметы быта периода каторги, произведения А.П.Чехова разных лет издания, в том числе на иностранных языках, материалы, рассказывающие о создании книги "Остров Сахалин", а также ее судьбе в России и за рубежом. Особое внимание при формировании музейного собрания обращено к сахалинским писателям и художникам, отражающим в своем творчестве чеховскую тематику. В его стенах проходят литературные вечера и концерты. Традицией стали научные конференции студентов и школьников, а также ежегодные "Чеховские чтения", в которых принимают участие ученые СахГУ, работники других сахалинских музеев, архивов, библиотек, преподаватели школ. Известен своими аншлагами всему Дальнему Востоку Сахалинский международный театральный центр им А.П.Чехова ("Чехов-центр").

Первыми подробными описаниями внутренних районов острова, как и в целом Южного Сахалина, мы обязаны участникам Амурской экспедиции 1849 - 1855 годов, возглавляемой Г.И.Невельским. Основываясь на материалах экспедиции, 11 апреля 1853 г. Правительство России приняло решение о занятии острова и создании здесь своих военных постов.

Особенно важное значение имело создание в 1869 г. поста Корсаковского. В настоящее время это г. Корсаков, получивший свое название в честь М.С.Корсакова, являвшегося в 1862 - 1871 гг. генерал-губернатором Восточной Сибири.

Формирует имидж города и участие его в различных российских и международных конкурсах, рейтингах и др. Южно-Сахалинск признан победителем четвертого Всероссийского конкурса экономического развития России "Золотой рубль" среди населенных пунктов Дальневосточного федерального округа в номинации "Лучший город России по экономическим показателям развития".

Наконец, важную роль в оценках города играет его туристическая привлекательность. Самобытность, сохранение исторического архитектурного облика, комфортность пребывания, приезда и отъезда являются необходимыми условиями формирования благоприятного мнения о городе.

Рассматривая перспективные направления развития имиджа г. Южно-Сахалинска, необходимо предпринять следующие меры:

- формирование общественного имиджа г. Южно-Сахалинска как дальневосточного центра новой интеграционной политики России на Дальнем Востоке, используя для этого маркетинговые подходы;

- разработка концепции о выставочной деятельности (выставки достижений города, специализированные выставки: фото, художественные, образовательные и др.), подготовка мобильной экспозиции о г. Южно-Сахалинске, раскрывающей достижения и перспективы развития его и Сахалинской области;

- издание информационно-аналитического буклета для российских и иностранных бизнесменов;

- формирование в соответствии с современными требованиями инфраструктуры деловой части города, повышение эстетических характеристик архитектурного облика, улучшение движения транспорта и др.;