N | Производственный показатель | Ед. изм. | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год |
1. | Количество предприятий, наделенных квотами | ед. | 63 | 63 | 65 | 66 |
2. | Объем выделенных квот на добычу ВБР | т | 130928 | 151456 | 147162 | 174168 |
3. | Улов рыбы и морепродуктов | тыс. тонн | 116,7 | 124,5 | 120,6 | 135,0 |
4. | Выпуск товарно-пищевой продукции (без консервов) | тыс. тонн | 102,1 | 131,6 | 116,1 | 168,4 |
5. | Выпуск консервов и пресервов | туб | 9123 | 11258 | 5025 | 2896 |
6. | Экспортные поставки | тыс. тонн | 68,0 | 93,9 | 70,0 | 89,0 |
7. | Экспортные поставки | млн. $ США | 73,7 | 100,6 | 75,0 | 80,0 |
8. | Объем налоговых платежей в территориальный бюджет | млн. руб. | 20,1 | 23,9 | 21,0 | 33,9 |
Исключение составляют рыбные консервы, объем производства которых с каждым годом устойчиво снижается по причине нерентабельности их производства. На сегодняшний день наиболее прибыльной является простейшая заморозка сырца (лосось, минтай, кальмар).
В среднем доля добываемых рыбопромышленными предприятиями городского округа водных биологических ресурсов составляет 27% от общего улова Сахалинской области и 7% от ДВФО. По выпуску товарно-пищевой продукции эти показатели составляют 31% от области, 9% от ДВФО, 5% от Российской Федерации.
Экспортерами являются 33 предприятия рыбопромышленного комплекса.
В период с 2004 по 2008 год в условиях рыночной экономики и возникших в рыбной отрасли в силу объективных и субъективных причин проблем, в одном случае прекратили существование, в другом активную деятельность более 70 предприятий. Из них 28 наделенных квотами на добычу водных биологических ресурсов.
Такие темпы разрушения крайне негативно отразились на рыбопромышленном комплексе городского округа. В настоящее время эта тенденция сохраняется.
Основными проблемами в отрасли являются:
а) относящиеся к компетенции Правительства РФ:
1. Отсутствие на местном уровне полномочий по осуществлению оперативного управления прибрежным промыслом, что не позволяет своевременно реагировать на изменения промысловой обстановки и эффективно осваивать водные биологические ресурсы.
2. Отсутствие механизма отзыва квот и изъятия промысловых участков у пользователей, не осуществляющих рыбохозяйственную деятельность, а продающих полученные квоты и сдающих промысловые участки в аренду.
3. Отсутствие механизма стимулирования вылова, а также обязательных норм на сдачу промысловиками улова на местные береговые рыбоперерабатывающие комплексы, что не позволяет рыбопереработчикам максимально загрузить имеющиеся производственные мощности.
4. Распространение действия системы общедопустимых уловов (ОДУ) на невостребованные и традиционно малоосваиваемые водные биологические объекты, запасы которых в настоящее время позволяют вести их промысел без жестких ограничений, используя заявочную систему.
5. Высокие таможенные пошлины на промысловое и перерабатывающее высокотехнологичное, соответствующее мировым стандартам оборудование, завозимое рыбопромышленными предприятиями из-за рубежа и не имеющее аналогов в Российской Федерации.
6. Крайне усложненный механизм оформления судов и экипажей на прибрежный промысел, не отвечающий интересам рыбаков, наносящий прямой ущерб прибрежному рыболовству. Неэффективная система оформления прибывающих с уловом в порт промысловых судов, отсутствие должной оперативности и четкого взаимодействия со стороны контролирующих органов и портовых служб, приводящее к простою судов, неоправданным материальным и финансовым потерям, ухудшению качества добытого сырья;
б) содействие в решении которых в компетенции местных органов власти:
1. Отсутствие на территории городского округа оптового рыбного рынка, наличие которого позволило бы принимать уловы, хранить их, обеспечивать рыбопереработчиков сырьем, а также отсутствие торговой сети по реализации рыбы, морепродуктов и продукции из них местными рыбопромышленными предприятиями, что не позволяет исключить из товарооборота посредников и перекупщиков, оказывать влияние на ценообразование.
2. Отсутствие механизма стимулирования и финансовой поддержки местных рыбоперерабатывающих предприятий, имеющих социальную значимость, располагающих современным технологическим оборудованием для глубокой переработки морепродуктов и сырца рыбы, осуществляющих поставку продукции по системе муниципальных заказов.
3. Отсутствие у городского округа территории, граничащей с морем, что позволило бы решить проблему обеспечения собственным сырьем местные перерабатывающие предприятия, располагающие технологиями глубокой переработки рыбы и морепродуктов. (Решение вопроса видится в изменении границ территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", путем присоединения части территории, граничащей с морем в Анивском и Корсаковском районах).
Основная цель развития отрасли - достижение устойчивого функционирования рыбопромышленного комплекса и его активного влияния на социально-экономическое развитие городского округа, насыщение рынка рыбной продукцией в объемах, удовлетворяющих потребности местного населения.
Мероприятия, направленные на решение поставленных задач:
1. Создание на территории городского округа оптового рыбного рынка.
2. Создание в городском округе специализированного предприятия в форме ФГУП, с включением в состав имущества которого плавбазы и других вспомогательных структур для обеспечения эффективной деятельности промыслового флота в районах промысла.
3. Решение вопроса о выделении на территории городского округа земельных участков и оперативного оформления проектной документации для строительства рыбопромышленными предприятиями торговых павильонов для реализации рыбы, морепродуктов и товарно-пищевой продукции из них.
4. Создание на муниципальном уровне фонда финансовой поддержки социально значимых рыбоперерабатывающих предприятий, имеющих технологические мощности для глубокой переработки сырья, осуществляющих поставки продукции по муниципальному заказу. Предоставление предприятиям льготы по оплате электроэнергии, арендной плате за землю и иных льгот.
5. Инициирование в интересах дальнейшего развития городского округа решения вопроса об изменении его границ, путем присоединения части, граничащей с морем на территории Анивского и Корсаковского районов.