Ед. изм. | Факт | Темпы роста, % | ||||||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2006/ 2005 | 2007/ 2006 | 2007/ 2005 | |||
Всего, торговая сеть | ед. | 1699 | 1674 | 1613 | 98,5% | 96,4% | 94,9% | |
в том числе: | ||||||||
1. | Розничная торговая сеть - всего | ед. | 1304 | 1237 | 1191 | 94,9% | 96,3% | 91,3% |
в том числе: | ||||||||
Стационарная торговая сеть (магазины, торговые комплексы, торговые центры) | ед. | 908 | 861 | 847 | 94,8% | 98,4% | 93,3% | |
Мелкорозничная (торговая) сеть (киоски, павильоны) | ед. | 396 | 376 | 344 | 94,9% | 91,5% | 86,9% | |
Торговая площадь | кв. м | 91065 | 90767 | 109190 | 99,7% | 120,3% | 119,9% | |
в том числе: | ||||||||
продовольственные | кв. м | 21495 | 19548 | 21968 | 90,9% | 112,4% | 102,2% | |
непродовольственные | кв. м | 69570 | 71219 | 87222 | 102,4% | 122,5% | 125,4% | |
Фактическая обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей: | ||||||||
Продовольственные (норма 100 кв. м) | кв. м | 118,6 | 108,1 | 121,6 | 91,1% | 112,5% | 102,5% | |
непродовольственные (180 кв. м) | кв. м | 383,9 | 393,7 | 482,7 | 102,5% | 117,3% | 120,3% | |
Уровень фактической обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей | ||||||||
продовольственные (норма 100 кв. м) | % | 118,6% | 108,1% | 121,6% | ||||
непродовольственные (180 кв. м) | % | 213,3% | 218,7% | 268,2% | ||||
Обеспеченность магазинами на 1000 жителей | ед. | 7 | 7 | 7 | ||||
2. | Предприятия общественного питания (общедоступная сеть - кафе, рестораны, бары, буфеты) - всего | ед. | 208 | 220 | 232 | 105,8% | 105,5% | 111,5% |
Количество посадочных мест | ед. | 8197 | 8571 | 9654 | 104,6% | 112,6% | 117,8% | |
Фактическая обеспеченность посадочными местами на 1000 жителей (норма 40 п. м.) | пос. мест. | 45 | 47 | 53 | 104,7% | 112,8% | 118,1% | |
Уровень фактической обеспеченности посадочными местами на 1000 жителей | % | 113,1% | 118,4% | 133,6% | ||||
Обеспеченность предприятиями общественного питания (общедоступная сеть) на 1000 жителей | ед. | 1 | 1 | 1 | 100,0% | 100,0% | 100,0% | |
3. | Оптовая (торговая) сеть (общетоварные склады, фруктохранилища, холодильники) | ед. | 187 | 217 | 190 | 116,0% | 87,6% | 101,6% |
Складская площадь | кв. м | 125375 | 138028 | 101540 | 110,1% | 73,6% | 81,0% | |
Обеспеченность населения складской площадью | кв. м | 692 | 763 | 562 | 110,3% | 73,7% | 81,2% |
На 1 тысячу жителей городского округа приходится 121 кв. метр продовольственных, 483 кв. метра непродовольственных торговых площадей (норматив, соответственно, 100 и 180 кв. метров) и 53 посадочных места в общедоступной сети общественного питания при нормативе 40 мест.
На тысячу жителей приходится 7 магазинов и 1 общедоступное предприятие общественного питания.
За последние 3 года в городе появились предприятия различных современных форматов: супермаркеты, специализированные магазины с широким ассортиментом товаров и услуг. Необходимо отметить, что развитие сети продолжается за счет коммерческой инициативы и средств хозяйствующих субъектов потребительского рынка.
Администрация города, в свое время, перешла от количественных показателей к качественным преобразованиям торговой сети. Павильоны, неспециализированные временные магазины и киоски выводятся с центральных улиц, пешеходных тротуаров, в места, где есть в них потребность. Не устанавливаются новые мелкорозничные объекты на центральных улицах, намечены объекты, подлежащие сносу и вывозу.
Развитию потребительского рынка способствует не только рост потребительского спроса, но и политика администрации города, направленная на поддержку бизнеса.
Несмотря на положительную динамику в развитии потребительского рынка городского округа, существует и ряд проблем:
- в области имущественной поддержки: высокая арендная плата и стоимость продажи имущества; отсутствие долгосрочных и стабильных условий аренды;
- недостаток собственных финансовых средств и недоступность банковских кредитных ресурсов для развития бизнеса;
- нестабильность оптовых и розничных цен;
- обеспечение территориального размещения объектов потребительского рынка;
- сложность приведения розничных рынков в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации";
- недостаточный уровень развития системы товародвижения и материально-технической базы оптовой торговли;
- реорганизация мелкорозничной сети: снос ветхих киосков и замена на объекты, отвечающие современным архитектурным требованиям;
- предоставление земельных участков под некапитальные объекты стилизованного типа сахалинским товаропроизводителям, в том числе - сельскохозяйственным;
- административные барьеры (длительное прохождение документов при оформлении имущественных отношений на земельные участки и недвижимость сдерживают развитие потребительского рынка);
- пресечение торговли в неустановленных местах;
- несоблюдение условий хранения и реализации продукции, низкое качество и культура обслуживания покупателей.
Цель муниципальной политики в развитии потребительского рынка городского округа "Город Южно-Сахалинск":
- проведение государственной политики в сфере торговли, общественного питания;
- устойчивое развитие торговли и общественного питания;
- обеспечение территориальной доступности социально необходимых товаров, услуг потребительского рынка для всех групп населения городского округа;
- бесперебойное обеспечение безопасными и качественными товарами и услугами населения в достаточном объеме и ассортименте в соответствии с потребительским спросом.
Задачи, решение которых направлено на достижение поставленной цели:
- создание условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли, общественного питания;
- воздействие на формирование потребительского рынка и его товарное насыщение, ассортимент и качество товаров, услуг для удовлетворения спроса населения;