N п/п | Показатели | Ед. изм. | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год |
1. | Ввод в эксплуатацию жилых домов, всего: | тыс. кв. м | 18,3 | 20,8 | 31,9 | 49,4 | 29,2 | 52,5 | 58,5 |
2. | Ввод в эксплуатацию жилых домов (2- и более квартирных) | тыс. кв. м | 8,5 | 11,4 | 17,9 | 36,6 | 15 | 36,4 | 27,9 |
Количество домов | ед. | 4 | 62 | 41 | 68 | 20 | 66 | 25 | |
Количество квартир | ед. | 86 | 162 | 174 | 307 | 178 | 210 | 438 | |
3. | Индивидуальная застройка | тыс. кв. м | 9,8 | 9,4 | 14,1 | 13,5 | 14,2 | 16 | 30,6 |
Количество домов | ед. | 77 | 78 | 88 | 82 | 94 | 96 | 136 |
Численность граждан, состоящих на учете и нуждающихся в жилых помещениях, на 1 января 2008 г. составляет 31,1 тыс. человек, или 8,2 тыс. семей, в том числе проживающих в ветхом жилье - 12,4 тыс. человек, или 3,5 тыс. семей, молодых специалистов и членов их семей - 1,3 тыс. человек, работников бюджетной сферы и членов их семей - более 1,6 тыс. человек, нуждающихся в улучшении жилищных условий - 16,5 тыс. человек, то есть каждый 9-й житель областного центра.
Период ожидания в очереди на улучшение жилищных условий составляет 15 - 25 лет, количество семей, состоящих на учете 10 лет и более, составляет 7,4 тыс. человек (90%).
В ветхом и аварийном жилье проживает более 4% жителей областного центра. Потребность в переселенческом фонде для граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, по состоянию на 1 января 2008 года составляет 78,2 тыс. кв. м. Отсутствие должного финансового обеспечения своевременного ремонта, модернизации, реконструкции и реновации жилых зданий приводит к снижению качества жилищного фонда и увеличению количества ветхих и аварийных жилых домов и, следовательно, к снижению качества жизни населения.
В настоящее время обеспеченность жилищного фонда города водопроводом и канализацией составляет 93%, центральным отоплением - 90%, горячим водоснабжением - 79%. Уровень физического износа действующих систем коммунальной инфраструктуры составляет порядка 60 - 80%, характеризуется высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия и большими потерями энергоносителей.
Следствием этого стали обострение проблемы снабжения населения питьевой водой, дефицит мощностей водоотведения, очистки сточных вод и загрязнение окружающей среды, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов.
Особенно остро стоит вопрос развития инженерных сетей при подготовке строительных площадок под массовую жилую застройку. Отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиций и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию является одной из основных проблем в сфере жилищного строительства.
Основными причинами сложившейся ситуации являются:
- недостаточные темпы жилищного строительства;
- ограниченность возможностей обеспечения земельных участков для жилищного строительства необходимой коммунальной инфраструктурой;
- отсутствие градостроительной нормативно-правовой базы;
- наличие административных барьеров в сфере жилищного строительства;
- высокий уровень износа жилого фонда и коммунальной инфраструктуры, низкое качество и высокая стоимость жилищно-коммунальных услуг;
- постоянный рост цен на рынке жилья;
- низкий уровень доходов большинства жителей областного центра, особенно работников социальной сферы и молодежи;
- неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, высокий уровень банковского процента.
Решение указанных проблем предполагается осуществлять в рамках реализации муниципальной Целевой программы "Доступное и комфортное жилье - южносахалинцам" на период до 2015 года".
Целью Программы является комплексное решение проблем по формированию рынка доступного жилья и обеспечению безопасных, комфортных условий проживания населения города Южно-Сахалинска.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
- создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем через увеличение объемов строительства жилья, обеспеченного необходимой инфраструктурой, развитие финансово-кредитных инструментов;
- создание условий для приведения существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
- обеспечение условий доступа населения к потреблению жилищных и коммунальных услуг на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу и социальным стандартам.
Решение задач будет обеспечено путем реализации комплекса мер и мероприятий по следующим основным направлениям:
- обустройство земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства;
- модернизация основных производственных фондов жилищно-коммунального хозяйства;
- переход к системе передачи застройщикам сформированных земельных участков, включая технические условия на строительство;