1.1. Успешное решение задач социально-экономического и культурного развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" невозможно без активного участия молодежи.
Основной целью муниципальной молодежной политики является освоение современной модели молодежной социализации. Эта модель предполагает такое устройство процесса жизнедеятельности молодежи в городском сообществе, ориентирами в котором выступают самостоятельность, творчество, самоопределение и самореализация молодых людей, их адаптация к социально-экономическим и политическим изменениям.
В настоящее время общество еще не до конца преодолело попечительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Главные молодежные проблемы являются общими как для страны, так и для городского округа "Город Южно-Сахалинск", в их числе: несогласованность социальных и профессиональных ориентиров молодежи с потребностями города и вытекающие из этого сложности трудоустройства при наличии вакансий на рынке труда; снижение позиций гражданственности, социальной ответственности, коллективизма, патриотизма; недостаточно сформированная у молодых людей потребность в здоровом образе жизни и содержательном досуге, рост потребительских тенденций в сознании молодежи под влиянием низкопробной массовой культуры и средств массовой информации.
Необходимо отметить, что в связи с закрытием военных кафедр в большинстве высших учебных заведений города процент вовлеченной в патриотическую работу молодежи невелик. В связи с этим актуальным видится развитие именно патриотического направления в сфере молодежной политики. Целевой аудиторией патриотического воспитания являются молодые люди от 14 до 30 лет, а также системное взаимодействие в рамках деятельности Управления по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации города Южно-Сахалинска между общественными организациями патриотической направленности, муниципальными бюджетными учреждениями отрасли "Молодежная политика" и органами студенческого самоуправления, инициативными группами.
Существует необходимость повысить квалификацию специалистов, работающих с молодежью, и внести новое содержание в процесс повышения профессионального уровня педагогических и руководящих кадров, направленное на углубление их компетентности в понимании целей, идеологии и технологий реализации молодежной политики.
Источники данных проблем следует искать в отсутствии целевой стратегии муниципальной молодежной политики; информационном "голоде" в области инновационных методик и программ работы с молодежью, соответствующих современным интересам молодых людей; слабой информированности подростков и молодежи в области профессиональной ориентации и профессионального самоопределения.
С другой стороны, в молодежной среде укрепляется целый ряд позитивных тенденций:
развивается инновационный потенциал молодежи;
увеличивается число молодых людей, выбирающих личную инициативу как главный способ решения своих проблем;
возрастает престижность качественного образования и профессиональной подготовки;
формально-статусное отношение к образованию уступает место практическому использованию полученных знаний как основы личного и профессионального успеха и будущего благосостояния;
растет заинтересованность молодежи в укреплении своего здоровья.
Успешное выполнение программных мероприятий муниципальной целевой Программы будет способствовать преодолению неполной включенности молодого поколения в жизнедеятельность города, а также создаст необходимые условия для развертывания сил и способностей молодых горожан, реализации их творческого, научного, трудового потенциала в интересах городского сообщества. Такой подход будет способствовать развитию города, улучшению качества жизни молодежи, проживающей, обучающейся и работающей на его территории.
Муниципальная целевая Программа "Молодежная политика в городском округе "Город Южно-Сахалинск" на 2011 - 2013 годы" разработана в связи с окончанием срока реализации программы "Молодежная политика в городском округе "Город Южно-Сахалинск" на период 2006 - 2010 годов" и необходимостью продолжения реализации муниципальной молодежной политики программно-целевым методом.
Использование механизма муниципальной целевой программы позволяет оптимизировать деятельность администрации города Южно-Сахалинска при реализации муниципальной молодежной политики за счет обеспечения возможности комплексных и скоординированных действий, оперативного контроля реализации запланированных мероприятий, повышения гибкости исполнителей при реализации мероприятий, оптимизации использования ресурсов при реализации Программы.
Таким образом, механизм Программы выбран по следующим причинам:
во-первых, программно-целевой метод управления позволяет оперативно и с максимальной степенью управляемости применять новые инструменты и технологии реализации молодежной политики;
во-вторых, организационно Программа позволяет упростить реализацию заложенных в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации проектов, поскольку при ее реализации полномочия распределителя бюджетных средств шире, чем при исполнении сметы по непрограммным расходам;
в-третьих, опыт, накопленный в части управления муниципальной целевой программой с 2000 года, показывает, что данный инструмент является действенным и удобным для реализации муниципальной молодежной политики.
Условием прекращения реализации Программы является досрочное достижение цели и задач Программы.