Образовательные услуги начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования предоставляют 28 дневных общеобразовательных учреждений, 2 вечерние (сменные) школы, специальная коррекционная школа VIII вида. В число дневных общеобразовательных учреждений входят 20 средних школ, 1 начальная школа, 3 гимназии, 2 лицея, 1 школа с углубленным изучением восточных языков и культуры и кадетская школа.
В муниципальную систему общего образования входят 3 общеобразовательных учреждения, расположенных в сельской местности: с. Синегорск, с. Дальнее, с. Березняки.
Численность учащихся общеобразовательных учреждений составляет 18041 учащийся, в том числе:
1 ступень обучения - 7250 учащихся;
2 ступень обучения - 8861 учащийся;
3 ступень обучения - 1930 учащихся.
Анализ изменения числа обучающихся по ступеням обучения дневных общеобразовательных учреждений демонстрирует положительную тенденцию на 1 и 2 ступенях обучения. Продолжается уменьшение учащихся на 3 ступени обучения.
В 2009 году увеличилось количество обучающихся во 2 смену и составило 23,6%.
Необходимо отметить, что часть образовательных учреждений наполнена учащимися только на 50% от проектной мощности, недостаточно ресурсов для обеспечения качественного профильного обучения, низкая наполняемость классов 3 ступени обучения, поэтому возникает необходимость анализа эффективности использования имеющихся ресурсов в таких школах.
Муниципальная система образования создает условия для получения образования различных категорий детей, используя разные формы получения образования.
Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в ходе реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и реализации приоритетного национального проекта "Образование", пока еще нельзя говорить о том, что процесс модернизации системы образования удовлетворяет общество. Применительно к настоящей ситуации в системе образования г. Южно-Сахалинска существуют следующие проблемы и противоречия:
- с 1 сентября 2011 года начнется освоение новых стандартов второго поколения, которые предусматривают обновление учебно-методической базы и подготовку кадрового потенциала. За учебный год необходимо переподготовить 83 педагога, в последующие годы эта цифра будет удваиваться. Введение новых стандартов требует обновления учебно-методического комплекса и переоснащения учебных кабинетов начальной школы;
- имеющаяся муниципальная оценка качества образования в связи с введением новых стандартов, нового подхода к итоговой государственной аттестации учащихся, изменившимся законодательством требует совершенствования и новых подходов;
- развитие системы образования возможно при сформированной инфраструктуре инновационной деятельности.
За предыдущие три года с 2007 по 2009 годы количество компьютеров в школах увеличилось с 609 до 881, 79% из них подключены к сети Интернет. Однако существует проблема неэффективного использования и освоения новых информационных технологий, только 56% педагогов активно используют новые информационные технологии в образовательном процессе.
Низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основе внедрения эффективных форм и технологий управления, препятствует внедрению и использованию автоматизированной информационной управляющей системы "Сетевой город. Образование" и введению новой оценки качества образования.
Отставание развития сети библиотек не позволяет прийти к новому уровню образования на основе информационных технологий. Всего 10% библиотек активно внедряют информационные технологии. Многие годы оснащение библиотек художественной литературой и специализированной мебелью осуществлялось по остаточному принципу.
Ежегодно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Для определения программы обучения необходима рекомендация муниципальной медико-психолого-педагогической комиссии.
В городском округе сформирована система работы и материальной поддержки одаренных детей. Данный опыт требует своего развития и поддержки.
Обеспечение качества начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования требует решения следующих проблем:
- подготовка педагогических кадров к введению нового стандарта второго поколения.
В связи с ограниченными сроками проведения курсовой переподготовки и большого количества учителей (83) экономически выгодно пригласить двух специалистов для организации курсовой подготовки в город Южно-Сахалинск, чем направлять на курсы около 100 педагогов.
- укрепление материально-технической и учебно-методической базы кабинетов начальных классов и школьных библиотек.
Основное решение данной проблемы возможно за счет средств областной субвенции.
- создание условий для работы медико-психолого-педагогической комиссии.
Ежегодно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которым для определения программы обучения необходимо заключение медико-психолого-педагогической комиссии. В состав комиссии входят узконаправленные специалисты из других сфер деятельности, что требует дополнительных затрат.
- создание условий для работы с одаренными детьми.
Решение данной проблемы направлено на поддержку олимпиадного движения, конкурсов, фестивалей, обеспечение постановлений администрации города и городского Собрания по материальной поддержке талантливой молодежи. Положительный опыт работы с одаренными детьми накоплен в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование", и его необходимо сохранить в рамках реализации новой Программы.
В городе отсутствует методический кабинет, основной функцией которого является психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Для реализации данной функции в городе созданы 5 базовых учреждений по оказанию методической помощи, 16 методических объединений учителей-предметников, которые не имеют источников финансирования. Для стимулирования инновационной деятельности, проведения конкурсов инновационных проектов необходим источник финансирования, который должен быть заложен в данную Программу.