Система дошкольного образования представлена 3 Центрами развития, 2 детскими садами компенсирующего вида, 20 садами общеразвивающего вида, 8 садами комбинированного вида, 1 садом присмотра и оздоровления и 8 детскими садами. Только за последние два года дополнительно открыто 3 детских сада N 19, N 25, N 13.
Показатель обеспеченности дошкольных образовательных учреждений местами на 1000 детей составляет 558. По состоянию на 01.01.2010 очередность в детские сады в возрасте от 2 до 7 лет составляет 3158 детей.
Актуальность разработки Программы обусловлена значительными организационными и содержательными изменениями в системе дошкольного образования, возникшими в результате социально-экономических преобразований, происходящих в Сахалинской области, в том числе в городе Южно-Сахалинске:
- Возрастание потребности населения в получении образовательных услуг для детей дошкольного возраста. Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений охватывает 8764 ребенка, что составляет 76% от общей потребности. В последующие годы этот показатель будет иметь тенденцию к снижению при наличии этих же условий, т.е. сети. Поэтому возникает потребность в строительстве новых садов.
- Материально-техническая база за последние три года претерпела значительные изменения, однако около 80% детских садов не имеют спортивных участков, оборудованных в соответствии с существующими требованиями, 35% садов требуют замены технологического оборудования пищеблоков. Все это не позволяет оптимально реализовать мероприятия по охране и укреплению здоровья детей.
- Увеличение количества детей дошкольного возраста, нуждающихся в компенсирующем обучении. На 1 января 2010 года только 52% детей получают коррекционные услуги. Самый большой процент неохваченных детей составляют дети с нарушениями речи.
- Слабое развитие вариативных форм дошкольного образования, а именно, оказание организационных услуг (группы кратковременного пребывания, вечерние группы, группы выходного дня, группы предшкольной подготовки и др.).
- Не в полной мере сформирована работа с одаренными детьми. За последние три года свое развитие в работе с одаренными детьми получили два направления деятельности - художественно-эстетическое и физическое. Необходимо проведение муниципальных мероприятий по выявлению и поддержке талантливых детей по всем направлениям деятельности.
В марте 2010 года введены в действие Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые предусматривают новые подходы к содержанию образования и результатам подготовки детей. Около 35% детских садов не обеспечены развивающими игрушками, конструкторами, познавательными играми, необходимыми учебно-методическими пособиями для освоения новой общеобразовательной программы дошкольного образования.
Существует кадровая проблема, на 1 сентября 2010 года вакансии воспитателей составили 87 человек.
Обеспечение качества дошкольных образовательных услуг требует решения следующих проблем:
- расширения сети предшкольной подготовки;
- укрепления учебно-методической базы ДОУ;
- создания условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создания условий для работы с одаренными детьми;
- решения кадровой проблемы;
- введения в строй новых детских садов:
- укрепления материально-технической базы ДОУ.
Две из обозначенных проблем (введение в строй новых детских садов и укрепление материально-технической базы ДОУ) могут быть решены за счет сметных назначений Департамента образования.
Решение кадровой проблемы носит комплексный характер, но программные мероприятия могут способствовать повышению профессиональной компетентности воспитателей.
Решение задач по расширению сети предшкольной подготовки, созданию условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и работы с одаренными детьми предполагает проведение муниципальных мероприятий с детьми, которые не предусмотрены сметными назначениями.
Укрепление учебно-методической базы ДОУ предусматривает приобретение современных методических пособий и электронных ресурсов.