В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности структурных подразделений администрации города предлагается принять программно-целевой принцип организации их деятельности.
В его основу предлагается положить муниципальные целевые программы (долгосрочные целевые программы городского округа "Город Южно-Сахалинск" и ведомственные целевые программы органов местного самоуправления городского округа "Город Южно-Сахалинск"), которые наряду с финансовыми механизмами должны включать другие, кроме бюджетных, инструменты достижения заданных целей: правовое регулирование, проведение структурных реформ, контроль, использование имущества, меры налоговой политики.
Общими принципами разработки и реализации муниципальных программ являются:
формирование муниципальных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
определение структурного подразделения администрации города, отвечающего за реализацию программы (достижение конечных результатов);
установление для муниципальных программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
охват муниципальными программами всех сфер деятельности органов местного самоуправления и соответственно большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) инструментов для достижения целей муниципальных программ;
наделение органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществляющих управление программами и их подпрограммами, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ в соответствии с принципами и требованиями проектного управления;
проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, в том числе внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации муниципальных программ.
На местном уровне перечень муниципальных программ должен формироваться исходя из целей и индикаторов программы социально-экономического развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" на соответствующий период и иных стратегических документов, утвержденных органами местного самоуправления.
Ответственными за разработку и реализацию муниципальной программы являются соответствующие структурные подразделения администрации города Южно-Сахалинска и муниципальных органов.
На ведомственном уровне инструментом стратегического и операционного планирования могут являться преобразованные в соответствии с новыми задачами доклады о результатах и основных направлениях деятельности органов местного самоуправления. Этот же инструмент целесообразно использовать и в качестве отчета о результатах деятельности, который должен носить публичный характер и размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 20.03.2012 N 414)
Для реализации изложенных подходов потребуется:
1) пересмотреть и, при необходимости, доработать Порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, индикаторов оценки результативности и планируемых результатов, а также корректировки бюджетных средств, предоставляемых главным распорядителям, исходя из уровня достижения результатов, утвержденный постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 03.09.2007 N 1755;
2) пересмотреть и, при необходимости, доработать Порядок разработки долгосрочных муниципальных целевых программ и отчетов об их исполнении, утвержденный постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 01.12.2009 N 2138;
3) определить перечень программ и организовать подготовку проектов программ с отражением в них в том числе следующих основных вопросов:
- обоснование цели и задач программы, ее вклада в достижение (реализацию) долгосрочных целей (приоритетов) социально-экономического развития городского округа;
- анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в соответствующей сфере;
- прогноз конечных результатов программы, характеризующих целевое состояние, изменение состояния уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики;
- перечень целевых индикаторов и показателей программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации;
- сроки реализации программы в целом, основные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей;
- основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых на первом этапе ее реализации;
- перечень включенных в состав программы подпрограмм и целевых программ;
- обоснование общего объема бюджетных ассигнований из бюджета по годам реализации программы;
4) определить порядок планирования объемов бюджетных ассигнований бюджета на реализацию программ на среднесрочный период с учетом необходимости его увязки с бюджетным процессом.
Совершенствование в рамках нового формата бюджета различных инструментов программно-целевого планирования, а также создание комплексной муниципальной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения муниципальных контрактов городского округа "Город Южно-Сахалинск" первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям бюджета, - все это позволит более четко определить приоритеты, цели и результаты использования бюджетных средств, установить индикаторы, характеризующие их достижение, организовать на постоянной основе мониторинг эффективности бюджетных расходов.