На протяжении нескольких лет в городе Южно-Сахалинске сохраняется напряженная экологическая обстановка. Наблюдается высокий уровень загрязнения воздуха вредными веществами. Максимальное загрязнение отмечается на перекрестках ул. Сахалинская - ул. Вокзальная, пр. Мира - ул. Украинская, пр. Победы - ул. Вокзальная и ул. Пуркаева - пр. Мира.
Основной вклад в загрязнение атмосферы вносят передвижные источники загрязнения - автомобильный и железнодорожный транспорт. На втором месте - объекты энергетики.
Развитие городского округа и особенно города Южно-Сахалинска, сопровождавшееся интенсивным развитием производственной и социальной инфраструктур, проходило без учета экологических рисков. Экологические проблемы аккумулировались на территории длительное время и в настоящее время требуют неотложных мер по стабилизации и улучшению состояния окружающей среды, всех ее компонентов:
- Загрязнение атмосферного воздуха города Южно-Сахалинска отдельными загрязняющими веществами оценивается как очень высокое. Климат и географическое положение города создают условия для повышенных уровней загрязнения атмосферы. Город Южно-Сахалинск свыше 20 лет относится к числу городов России с наибольшим потенциалом загрязнения воздушной среды (ПЗА = 2,7 - 3,0). Постоянно регистрируются высокие концентрации сажи, формальдегида и бензапирена. Особенно это характерно для холодного времени года, когда отмечается наибольшая повторяемость неблагоприятных для рассеивания примесей метеоусловий. Обострение экологической ситуации в отдельные периоды связано с тем, что регион характеризуется высоким метеорологическим показателем загрязнения атмосферы и низким показателем ее самоочищения.
- Гидрографическая сеть городского округа насчитывает около 50 водотоков, из них непосредственно на территории города - 16 водотоков. Имеется достаточное количество источников воды для того, чтобы в полном объеме обеспечить потребности населения, однако при этом основной проблемой водоснабжения является нехватка воды. Данная ситуация объясняется сверхнормативными непроизводительными потерями воды в сетях, связанными с неудовлетворительным техническим состоянием водопроводных сетей города и низкими темпами устранения повреждений трубопроводов.
- Основным источником загрязнения реки Сусуя и ее притоков являются недостаточно очищенные канализационные стоки. Воды рек относятся к 3 (А - Б) и 4 (А - Б) классам качества ("очень загрязненные", "грязные"). В городскую сеть бытовой канализации принимаются сточные воды жилой и общественной застройки, а также бытовые и загрязненные производственные стоки промышленных предприятий. Серьезную проблему создает отсутствие локальных очистных сооружений промышленных предприятий, осуществляющих предварительную очистку промышленных стоков. Технология очистки сточных вод, на которую рассчитаны головные очистные сооружения, не соответствует современным требованиям, предъявляемым к качеству очистки сточных вод. Их пропускная способность не соответствует объему сточных вод, поступающих на сооружения. В результате чего 30% сточных вод сбрасывается в р. Сусуя без очистки.
- В округе отсутствуют инженерные мощности по экологически безопасному размещению отходов производства и потребления, отсутствует целостная система обращения с отходами. Специфической формой загрязнения являются зонально-климатически обусловленные избыточные объемы снежных масс, вывозимых на снеговые свалки. Временные снегосвалки являются локальными источниками загрязнения окружающей среды.
- Площади, занятые зелеными насаждениями общего пользования, меньше нормативных требований, размещены на территории города неравномерно. Значительная часть насаждений находится в угнетенном состоянии, отсутствует полномасштабный систематический уход за зелеными насаждениями, возраст городских деревьев приближается к физиологической старости.
- Проблема правособственности нарушенных земель, порядка и источников их рекультивации осложняет выполнение мероприятий по их реабилитации на муниципальном уровне. Из всех объектов проект рекультивации разработан только для городского полигона ТБО. В округе необходимы рекультивационные работы в двух различающихся направлениях: рекультивация нарушенных земель в пределах городских границ г. Южно-Сахалинска и на остальной территории округа.
Организация охраны окружающей среды на территории городского округа может решаться только программным способом в силу:
- комплексности проблемы в связи с многокомпонентностью и единством окружающей среды;
- взаимосвязи задач в области охраны окружающей среды;
- необходимости крупных инвестиций в соответствии с масштабами накопленных десятилетиями проблем, следовательно, необходимости выбора приоритетных задач и мероприятий;
- гармонизации программных мероприятий с аналогичными по целевому характеру, содержанию и результатам заданиями, содержащимися в утвержденных и уже реализуемых федеральных и региональных программах, в целях исключения дублирования действий.
В 2010 году экологическая обстановка на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" не претерпела кардинальных изменений. Размещение крупных объектов электроэнергетики, возрастающее количество автотранспорта, недостаточное оснащение современным оборудованием очистных сооружений, а также низкий уровень природных процессов самоочищения окружающей среды в силу ландшафтно-градостроительных особенностей города, обуславливают неблагоприятную экологическую обстановку в городе Южно-Сахалинске.
В 2010 году на реализацию мероприятий, в рамках муниципальной целевой Программы "Экология и природные ресурсы муниципального образования "город Южно-Сахалинск" на 2003 - 2010 годы" из бюджета городского округа выделено 1939,5 тыс. рублей, которые направлены: на разработку схемы и порядка обращения с отходами производства и потребления на территории городского округа (740 тыс. рублей); на вырубку аварийных и потерявших эколого-декоративную ценность деревьев (1020,0 тыс. рублей); на проведение инвентаризации скверов и других озелененных территорий города, в части обследования и паспортизации редких и ценных растений (99,5 тыс. рублей); на обследование водных объектов, включая водоохранные зоны (80,0 тыс. рублей).
В рамках областной целевой программы "Отходы производства и потребления Сахалинской области (2009 - 2015)" на реализацию мероприятия "Полигон твердых бытовых отходов в городе Южно-Сахалинске" в 2010 году из областного бюджета выделено 305,8 тыс. рублей, которые направлены на оплату инженерных изысканий и подготовку проектных документов, организацию и проведение общественных обсуждений по проекту, прохождение санитарно-эпидемиологической и государственной экологической экспертизы проекта.
В рамках реализации постановления мэра города "Об организации на территории города Южно-Сахалинска работ, направленных на снижение выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий" организациями и предприятиями, имеющими стационарные источники загрязнения, продолжены работы по регулированию выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий.