N | Показатели | 2005 г. | 2008 г. | 2010 г. |
1. | Количество учреждений дополнительного образования | 2 | 2 | 2 |
2. | Количество детей, посещающих учреждения дополнительного образования | 3460 | 3394 | 3520 |
3. | Охват детей дополнительным образованием в общеобразовательных школах | 7204 | 9230 | 12396 |
4. | Количество детских объединений по направлениям в системе дополнительного образования | 288 | 280 | 288 |
5. | Количество детских общественных организаций | 9 | 16 | 25 |
6. | Занятость учащихся внеурочной деятельностью (%) | 85,6% | 87,4% | 87,6% |
К числу основных проблем образовательной сферы городского округа "Город Южно-Сахалинск" относятся:
- В сфере дошкольного образования:
- возрастание потребности населения в получении образовательных услуг для детей дошкольного возраста. На 01.01.2011 существующая сеть дошкольных образовательных учреждений охватывала 8764 ребенка, что составляет лишь 60% от общей потребности. При этих условиях в последующие годы этот показатель будет иметь тенденцию к снижению. Таким образом, одной из основных проблем является необходимость строительства новых садов;
- материально-техническая база за последние три года претерпела значительные изменения, однако, около 80% детских садов не имеют спортивных участков, оборудованных в соответствии с существующими требованиями, 35% садов требуют замены технологического оборудования пищеблоков. Все это не позволяет оптимально реализовать мероприятия по охране и укреплению здоровья детей;
- увеличение количества детей дошкольного возраста, нуждающихся в компенсирующем обучении. На 1 января 2010 года только 52% нуждающихся детей получают коррекционные услуги. Самый большой процент неохваченных детей составляют дети с нарушениями речи;
- недостаточное развитие вариативных форм дошкольного образования, в том числе - оказание организационных услуг (группы кратковременного пребывания, вечерние группы, группы выходного дня, группы предшкольной подготовки и др.);
- не в полной мере сформирована работа с одаренными детьми. За последние три года свое развитие в работе с одаренными детьми получили два направления деятельности - художественно-эстетическое и физическое. Необходимо проведение муниципальных мероприятий по выявлению и поддержке талантливых детей по всем направлениям деятельности;
- в марте 2010 года введены в действие Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые предусматривают новые подходы к содержанию образования и результатам подготовки детей. Около 35% детских садов не обеспечены развивающими игрушками, конструкторами, познавательными играми, необходимыми учебно-методическими пособиями для освоения новой общеобразовательной программы дошкольного образования;
- существует серьезная кадровая проблема. На 1 сентября 2010 года вакансии воспитателей составили 87 человек.
- В сфере общего образования:
- с 1 сентября 2011 года начато освоение новых образовательных стандартов второго поколения, которые предусматривают обновление учебно-методической базы и подготовку кадрового потенциала. За учебный год необходимо переподготовить 83 педагога, в последующие годы эта цифра будет удваиваться. В первую очередь, введение новых стандартов требует обновления учебно-методического комплекса и переоснащения учебных кабинетов начальной школы;
- существующая муниципальная оценка качества образования в связи с введением новых стандартов, нового подхода к государственной итоговой аттестации учащихся, изменившимся законодательством требует совершенствования существующих и разработки новых подходов к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях;
- развитие системы образования возможно при сформированной инфраструктуре инновационной деятельности;
- существует проблема неэффективного использования и освоения новых информационных технологий. Только 56% педагогов активно используют новые информационные технологии в образовательном процессе;
- технологическое отставание развития сети библиотек не позволяет перейти к новому уровню образования на основе информационных технологий. Всего 10% библиотек активно внедряют информационные технологии. Многие годы оснащение библиотек художественной литературой и специализированной мебелью осуществлялось по остаточному принципу;
- ежегодно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Мощности СКОШ VIII вида не позволяют удовлетворить потребности в обучении всех детей школьного возраста, имеющих соответствующие рекомендации муниципальной медико-психолого-педагогической комиссии.
- В сфере дополнительного образования и воспитания:
- низкая материально-техническая обеспеченность учреждений в направлениях технического творчества, туристско-краеведческой и спортивной деятельности, что привело к сокращению количества объединений технического творчества, переориентации их на другие направления;
- недостаток профессиональных кадров в объединениях технической направленности;
- отставание в направлении компьютеризации и развитии информационных технологий в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей не только существенно снижает степень профессионального и социального самоопределения детей, но и не дает возможность педагогам использовать преимущества новых технологий, мультимедийных обучающих программ;
- не в полном объеме осуществляется обновление учебно-методического комплекса образовательного процесса, низкий уровень программно-методического обеспечения дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях;
- отсутствие возможности для участия детских творческих коллективов, спортивных команд в зональных и федеральных состязаниях, повышения квалификации педагогических работников на межрегиональном уровне;
- дефицит квалифицированных кадров, организующих процесс воспитания и деятельность дополнительного образования. Ежегодная сменяемость только заместителей директоров по воспитательной работе составляет 25%, нехватка педагогов-организаторов в настоящее время составляет 60%;
- не в полном объеме созданы благоприятные условия для самоутверждения личности школьника в общественно-полезной деятельности.