На территории областного центра действует 33 гостиничных комплекса на 1,6 тыс. номеров с единовременной вместимостью более 2,7 тыс. человек. С начала 2010 года введены в эксплуатацию гостиницы "Командор" на 22 номера и "Гранд Охота" на 16 номеров. В сфере гостиничного бизнеса занято более 1,2 тыс. человек.
По состоянию на 1 января 2011 года на туристском рынке города осуществляют деятельность 58 компаний, из них 32 туроператора и 26 турагентов.
В целях стимулирования развития сферы туризма и создания современного конкурентоспособного туристского комплекса услуг проведена научно-практическая конференция с элементами выставки "Сахалинский туристский кластер. Опыт. Проблемы. Перспективы", в которой приняли участие более 150 человек.
Для развития въездного, внутреннего туризма, создания современного конкурентоспособного туристского комплекса услуг - "Сахалинский туристский кластер", обеспечения эффективного взаимодействия администрации города Южно-Сахалинска и предприятий туристской сферы утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа "Развития туризма городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Сахалинский туристский кластер" на 2011 - 2016 годы".
Основными задачами в сфере потребительского рынка городского округа "Город Южно-Сахалинск" остаются расширение торговой сети местных товаропроизводителей для реализации собственной продукции, улучшение культуры обслуживания, расширение перечня услуг, оказываемых населению.
С целью повышения эффективности защиты прав потребителей утверждена муниципальная целевая программа "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2011 год".
Несмотря на положительную динамику в развитии потребительского рынка городского округа, существует и ряд проблем:
- высокая арендная плата и стоимость продажи имущества; отсутствие долгосрочных и стабильных условий аренды;
- недостаток собственных финансовых средств и малая доступность банковских кредитных ресурсов для развития бизнеса;
- нестабильность оптовых и розничных цен;
- недостаточный уровень развития системы товародвижения и материально-технической базы оптовой торговли;
- наличие административных барьеров (длительное прохождение документов при оформлении имущественных отношений на земельные участки и недвижимость сдерживают развитие потребительского рынка);
- низкий уровень рентабельности предприятий службы быта не способствует привлечению крупных инвестиций в данную отрасль;
- невысокий уровень заработной платы;
- отсутствие свободных помещений для создания новых предприятий, в том числе в планировочных районах и селах;
- недостаточный уровень развития маркетингового и рекламного направлений в деятельности предприятий.