Городской пассажирский транспорт общего пользования является важнейшим элементом транспортной системы, обеспечивающим ежедневную транспортную подвижность населения, экономическую устойчивость городского округа и перспективы его развития. Наибольший удельный вес по перевозке пассажиров приходится именно на автомобильный транспорт - 97,2%, который является ключевым элементом транспортной системы города.
Пассажирские перевозки на городских и пригородных маршрутах городского округа "Город Южно-Сахалинск" осуществляют 5 коммерческих и 1 муниципальное автотранспортное предприятие (в 2008 году - более 60 предприятий различных форм собственности).
Маршрутная сеть города Южно-Сахалинска достаточно разветвленная и позволяет пассажирам добраться общественным транспортом без пересадки практически в любой район города, а если с вокзала или с аэропорта пассажиру необходимо быстро и комфортно добраться к частному сектору или к подъезду своего дома, то к его услугам легковое такси.
Маршрутная сеть города состоит из 31 маршрута общей протяженностью 1035,3 км (в том числе 21 городского маршрута - 605,7 км и пригородных: летом 10 маршрутов - 429,6 км, а зимой 8 маршрутов - 364,2 км), на которых ежедневно работает 326 автобусов различной вместимости (2008 год - 473 единицы). Снижение количества автобусов произошло в связи с заменой автобусов малой вместимости (микроавтобусов), несоответствующих требованиям ГОСТа, на автобусы большой вместимости.
С 2008 по 2013 годы автомобильным транспортом перевезено 138,2 млн. пассажиров, при этом объемы пассажирских перевозок за 5 лет возросли в 1,5 раза. Однако в последние два года наметилась тенденция снижения количества перевезенных пассажиров. Так в 2013 году было перевезено 24915,1 тысяч пассажиров в отличие от 2012, в течение которого перевезли 25313,5 тысяч человек.
Проблема снижения количества перевезенных пассажиров является комплексной. Немаловажную роль в ней занимает загруженность действующей улично-дорожной сети. Из-за чего растет время в пути и следовательно уменьшается количество перевезенных пассажиров.
Не менее значительную роль в указанной проблеме имеет состояние автобусного парка. Уровень изношенности автобусного парка в городском округе превышает 50%. Транспорт часто выходит из строя, зачастую прямо на линиях пассажирских перевозок. Все это приводит к невозможности выдерживания графиков движения автобусов. Изношенность салонов автобусов пачкает и повреждает одежду и багаж людей. Это в свою очередь вызывает справедливые нарекания со стороны пассажиров, жителей и гостей областной столицы.
Последний раз транспорт закупался по программе "Развитие пассажирского автотранспортного обслуживания населения до 2010 года", за счет средств областного бюджета поступили 20 новых автобусов большой вместимости марки "НЕФАЗ". За счет средств местного бюджета приобретено 6 автобусов марки "Хюндай". Муниципальный парк пополнился 26 новыми автобусами. Всего на приобретение автобусов из областного и местного бюджетов направлено 77,4 млн. рублей. Но из указанного количества транспорта в настоящее время остаются в эксплуатации 20 единиц, износ которых весьма значителен.
В связи с чем, для решения указанной выше проблемы необходимо обеспечить выделение денежных средств на приобретение автобусов и других вспомогательных транспортных средств и оборудования.
По уровню автомобилизации населения город Южно-Сахалинск входит в первую тройку городов Российской Федерации - 475 автомобилей на 1000 человек, уступая только Владивостоку, занимающему первое место, и северным нефтяным городам Сургуту и Тюмени, делящим второе место. Город Южно-Сахалинск также является транзитным населенным пунктом, через который проходит большое количество грузового и легкового транспорта как Сахалинской области, так и других дальневосточных регионов. По этой причине в городе Южно-Сахалинске происходит ДТП больше, чем во всех остальных районах Сахалинской области вместе взятых. По данным за 2013 год в городском округе произошло 56% ДТП от всех имевших место на территории области.