Недействующий

Об утверждении муниципальной программы "Развитие потребительского рынка городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2015 - 2020 годы (с изменениями на 30 декабря 2019 года)



ТОВАРООБОРОТ (РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ, ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ, БЫТОВЫХ УСЛУГ) ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" ЗА ПЕРИОД 2011 - 2013 ГОДОВ

Показатели

Ед. измерения

2011 г.

2012 г.

2013 г.

1. Оборот розничной торговли, в ценах соответствующих лет

млн. руб.

60659,0

64026,5

69793,1

- в сопоставимых ценах, к предыдущему году

%

102,5

100,8

101,8

- оборот на одного жителя

тыс. руб.

326,6

333,4

354,3

2. Оборот общественного питания, в ценах соответствующих лет

млн. руб.

2596,5

2679,3

2513,9

- в сопоставимых ценах, к предыдущему году

%

97,2

110,3

94,7%

- оборот на одного жителя

тыс. руб.

13,4

13,6

12,6

3. Оборот бытовых услуг, в ценах соответствующих лет

млн. руб.

2880,1

3221,3

3724

- в сопоставимых ценах, к предыдущему году

%

97,2

100

98,9

- оказано услуг на одного жителя

тыс. руб.

15,2

16,7

18,9


Вместе с тем, анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка и сферы бытовых услуг в городском округе позволяет обозначить ряд проблем данных секторов в экономике, решение которых требует применения программных методов.


Отсутствие долгого времени политики по комплексному развитию отраслевой инфраструктуры определило ее неравномерное размещение. На фоне избыточной концентрации отраслевой сети в центральной части, остро ощущается потребность ее в сельской местности, а также в развивающихся периферийных районах. В целях обеспечения сбалансированного подхода к размещению отраслевых объектов решение вопроса предусматривается за счет совершенствования механизма правового регулирования.


В соответствии с направлениями концепции развития потребительского рынка Сахалинской области осуществляется поэтапный перевод хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю в нестационарных торговых объектах, в многопрофильные торговые комплексы (центры), стационарные торговые объекты, что позволит обеспечить расширение цивилизованных форм торговли и услуг. С открытием новых крупных торговых центров снизится популярность нестационарных форм торговли.


В перспективе нестационарные объекты потребительского рынка должны являться лишь заместительной мерой для достижения нормативов обеспеченности населения потребительскими услугами в планировочных районах, новостройках и в сельской местности, а в центральных районах города должна сводиться к традиционным формам сезонной, мелкорозничной торговли (газеты, квас, мороженое, цветы).


На сегодня требованиями федерального законодательства определены полномочия органам местного самоуправления по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости устойчивого развития территорий и достижения минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.


В рамках реализации данного направления в городском округе разработана и утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов. Наравне с вышеуказанной Схемой в рамках программных мероприятий предусматривается разработка аналогичных Схем размещения предприятий общественного питания и бытового обслуживания. Корректировка Схем будет осуществляться путем внесения изменений.


На потребительском рынке имеет место дифференциация цен на одноименные товары, в том числе первой необходимости. Рост потребительских цен обусловлен высокими издержками обращения, наличием многочисленных посредников, недостаточной конкуренцией между предприятиями. В розничной торговле города по-прежнему актуальным является мониторинг цен социально значимых продуктов питания.


Современное состояние рынка бытовых услуг городского округа характеризуется наличием диспропорций в развитии отдельных видов, ориентированных, в частности, на потребителей с невысокими доходами.


В основном это определяется низкой рентабельностью их организации, значительными затратами, связанными с ростом цен на материалы, оборудование, платы за аренду, коммунальные услуги.


На сегодня видовая структура рынка бытовых услуг городского округа характеризуется низкой обеспеченностью в развитии общественных бань, одной из характеристик которых является ценовая доступность, которая, в свою очередь, определяет и категорию потребителей данной услуги (пенсионеры, население, проживающее в неблагоустроенном жилищном фонде, население с низкими доходами). В настоящее время обеспеченность услугой общественных бань в городском округе составляет 1 - 2 помывочных места при нормативном показателе 6.


В этой связи, актуальность развития сети общественных бань, в том числе муниципальных, определяется необходимостью решения муниципалитетом задачи по обеспечению предоставления качественных помывочных услуг по минимальным тарифам.


В целях поддержки и дальнейшего развития помывочных услуг в рамках Программы необходимо предусмотреть мероприятие по возмещению юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги бань населению, части экономически обоснованных затрат по содержанию бань. Реализация мероприятия будет осуществляться посредством предоставления субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.


Становление рынка городского округа, как и в целом Российской Федерации, происходило в сложных условиях, связанных с кризисными явлениями экономики, негативными последствиями ее монополизации, правовым нигилизмом, расширением различных форм собственности, задержкой выплат заработной платы, пенсий и других выплат.