Руководством Российской Федерации была поставлена сложная и амбициозная задача: сделать российский Дальний Восток удобным и привлекательным местом для жизни людей. Поставленная задача требует поистине революционных решений. За короткий временной период предстоит вывести оторванный от материка, сейсмоопасный островной регион с суровым климатом в лидеры по экономическому развитию и качеству жизни на Дальнем Востоке и в стране в целом, осуществить "сахалинский прорыв".
Реализация Стратегических планов позволит обеспечить развитие городского округа "Город Южно-Сахалинск", как зоны эффективной реализации региональной политики Российской Федерации, создать форпост Сахалинской области на Дальневосточных рубежах, достойно представляющий и защищающий интересы Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Туристическая отрасль городского округа "Город Южно-Сахалинск" является одной из наиболее перспективных и развивающихся отраслей экономики, оказывающих мультипликативное влияние на совокупную деятельность различных секторов экономики. Индустрию туризма и гостеприимства следует считать комплексообразующей отраслью, основанной на интегрированном использовании всего экономического, культурного и природно-рекреационного потенциала дестинации.
В городском округе имеются бальнеологические и геотермальные источники, месторождения грязей, более 100 культурно-исторических объектов показа, ландшафтные возможности для занятия горнолыжным спортом.
Основные показатели развития туристской отрасли по состоянию на 01.01.2014 имеют ежегодную тенденцию к росту. Этому способствует подъем социально-экономического развития островной столицы, Сахалинской области и развитие туризма в России в целом.
За период с 2010 года по 2014 год количество туркомпаний, в силу действия законов рынка, колебалось как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, но среднее число компаний, ведущих активную деятельность, оставалось в пределах 70. Численность работающих на предприятиях сферы туризма составляет порядка 350 человек.
По итогам работы в период с 2010 года по 2013 туркомпаниями Сахалина было принято около девяти тысяч туристов, объем оказанных туристских услуг за год увеличился, в ценах соответствующих лет, с 279,9 до 1609,0 млн. рублей, туристический поток возрос с 3650 до 8997 человек (в 2,5 раза). Средняя загрузка коллективных средств размещения по итогам 2013 года составляет 22%, что на 4% больше, чем этот же показатель по итогам 2012 года.
На территории областного центра осуществляется туристско-экскурсионное обслуживание по 40 маршрутам, по 25 маршрутам разработаны технологические карты в соответствии с ГОСТ Р 50690-2000 "Туристические услуги. Общие требования".
Данные показатели определяют повышенный интерес туристов к организованному туристско-экскурсионному обслуживанию, в том числе и к автобусным экскурсиям по городскому округу "Город Южно-Сахалинск", организованным при поддержке администрации города Южно-Сахалинска.
Динамика объема выездного туризма имеет ежегодную тенденцию к росту, что обусловлено повышенной потребностью в отдыхе и рекреации у жителей северных и отдаленных регионов. Динамика объема туристско-экскурсионных услуг въездного туризма также ежегодно увеличивается.
Структура регионального туристического рынка смещена в сторону выездного туризма, как направления, не требующего капиталовложений в туристскую инфраструктуру и создание туристического продукта. Доля выездного направления в структуре туризма составляет 51%, внутреннего - 34%, въездного - 15%.
В выездном направлении лидирующие позиции занимают такие страны, как Китай, Таиланд и Япония, поездки сахалинцев в страны Юго-Восточной Азии составляют 70% от всех зарубежных направлений. Ежегодный прирост турпотока по выезду сахалинцев за рубеж составляет 10 - 15%.
Во въездном туризме наблюдается тенденция увеличения количества иностранных посетителей, связанная с тем, что 90% из них составляют граждане Японии, основной интерес для которых представляют ностальгические туры, популярность которых ежегодно растет.
Анализ современного состояния инфраструктуры туризма указывает на недостаточный уровень ее развития как по качественным, так и по количественным характеристикам.
Основными проблемами отрасли являются:
1. Неразвитая транспортная инфраструктура.
2. Высокий уровень цен в гостиницах, не соответствующих международному уровню и стандартам.
3. Низкий уровень развития туристской инфраструктуры и туристских маршрутов, отсутствие обустроенных мест стоянок туристов экологических маршрутов.
4. Слабая активность частного среднего и малого бизнеса в инвестировании в инфраструктуру туризма.
5. Слабая изученность существующего рекреационно-бальнеологического потенциала природных источников и их использование без должного медицинского сопровождения.
6. Невысокое качество обслуживания в туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров.
7. Отсутствие комплексной рекламно-информационной программы по созданию имиджа туристического центра, информационного сопровождения туристской деятельности.
Основными направлениями деятельности администрации города Южно-Сахалинска и бизнес-сообщества является создание необходимых условий для приоритетного развития въездного и внутреннего туризма, формирование новых туристских комплексов на базе конкурентоспособных туристско-рекреационных и историко-культурных ресурсов городского округа.
Основные понятия программы:
- туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;
- туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
- туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
- туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;