Риски активного (инновационного) сценария значительны и обусловлены сложностью и длительностью процессов технологической модернизации отраслей. Переход на преимущественно инновационный тип развития могут сдерживать в краткосрочной перспективе: невысокий уровень качества человеческого капитала (особенно недостаток высококвалифицированных рабочих кадров), неразвитость инновационной инфраструктуры.
Реализация Стратегии сопряжена как с внешними, так и внутренними рисками.
Влияние извне на город оказывают:
а) общая макроэкономическая ситуация в Российской Федерации;
б) реализуемая государственная политика (особенно в социальной и инвестиционной сферах);
в) глобализация экономических связей, конъюнктура мировых рынков и вступление Российской Федерации в ВТО.
Основные внутренние риски реализации стратегии связаны с:
а) динамикой человеческого потенциала;
б) структурными сдвигами в экономике города, ее инфраструктурной обеспеченности.
Среди случайных факторов выделяются: возможность стихийных бедствий, природных катаклизмов, техногенных аварий, острых и затяжных финансовых кризисов, вероятность появления неожиданных технологических инноваций; нестабильность рыночной конъюнктуры на различных отраслевых рынках.
По характеру проявления выделяются две группы рисков, которые могут возникать в финансово-экономической и социальной сферах.
Финансово-экономические риски связаны с возможным снижением плановых показателей социально-экономического состояния Тверской области и, как следствие, уменьшением доходной части городского бюджета при возможном росте на него социальной нагрузки.
Социальные риски связаны с вероятностью повышения социальной напряженности из-за неполной или недостоверной информации о реализуемых мероприятиях, в силу наличия разнонаправленных интересов социальных групп, а также в условиях излишнего администрирования.
Основными мерами управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей стратегии выступают следующие:
- мониторинг;
- открытость и подотчетность;
- научно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение;
- информационное сопровождение и общественные коммуникации.
В рамках мониторинга достижение конкретных целей отслеживается с использованием системы количественных показателей и качественного анализа. Обратная связь об уровне достижения контрольных значений индикаторов, а также о качественных характеристиках происходящих изменений позволяет своевременно выявлять отклонения, осуществлять корректировку, уточнение и дополнение намеченных мероприятий стратегии.
Элементами мониторинга являются:
а) регулярные социологические исследования общественного мнения, ориентированные на все заинтересованные целевые группы населения, бизнес-структуры;
б) исследования качества жизни населения и реализуемых муниципальных услуг на территории города;
в) оперативные интернет-опросы по конкретным проблемам жизни города.
Также снижению возможных рисков служит научно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение реализации Стратегии, что позволит обеспечить обоснованность реализуемых финансово-экономических и организационно-управленческих моделей, а также получить объективную информацию о результатах и эффектах их внедрения. Эти исследования должны будут включать регулярный сравнительный анализ социально-экономического положения города, анализ его налогового потенциала, исследования инвестиционной привлекательности города.