1. Вариант развития города как промышленного центра имеет то преимущество, что он опирается на концентрацию финансовых ресурсов в силу положения города Твери как административного центра Тверской области, выгодное географическое положение, наличие в городе развитой промышленности, продукция которой является конкурентоспособной на российском рынке, и значительного числа звеньев рыночной инфраструктуры, систем связи, специальных информационных центров, аудиторских и консалтинговых компаний, средств массовой информации, финансовых структур. Наблюдается рост объемов производства, который может быть усилен за счет наличия свободных производственных площадей и функционирующей системы поддержки предпринимательства.
В целом существующее положение: статус города Твери как областного центра, наличие системы поддержки предпринимательства, наличие крупных промышленных предприятий и финансовых структур, а также выгодное географическое положение позволяют рассматривать данный вариант как наиболее реальный и выгодный с экономической точки зрения. Дальнейшее развитие города должно в большой степени ориентироваться на сферу услуг, следовательно, на следующем этапе можно будет рассматривать вариант развития города как делового центра.
2. Вариант развития города как делового центра.
Для реализации рассматриваемого варианта потребуется позиционирование города как удобного для деловых структур места расположения. Удобство в данном случае основано на наличии соответствующей инфраструктуры и роли города по отношению к соседним городам. Кроме того, реализация варианта развития города как делового центра в течение временного периода, обозначенного в Стратегии, не представляется реальной по причине мобилизации значительных финансовых ресурсов на создание мощных финансового и бизнес-центров, решение проблемы развития транспортных сетей в направлении увеличения их пропускной способности, развития центра города с последующим распределением функций по основным субцентрам, увеличением доли сектора услуг и наукоемких технологий.
3. Вариант развития города как туристического центра опирается на наличие в городе ряда объектов туристического использования: гостиниц, памятников старинной архитектуры, уникальной планировки территорий города Твери, музейной структуры, объектов культуры - филармонии, цирка, театров. Однако создание современной туристической инфраструктуры требует решения ряда вопросов, связанных с привлечением значительных финансовых ресурсов. В первую очередь следует привести существующие объекты туристического использования в соответствие с требованиями современного рынка туристических услуг: реконструировать гостиничную сеть, отреставрировать памятники архитектуры.
Наряду с привлекательностью города Твери и Тверской области в качестве объектов культурно-познавательного, экологического, спортивного и рекреационного туризма для создания полноценной современной индустрии внутреннего и международного туризма необходимо решить ряд вопросов, требующих значительных, в том числе и бюджетных, финансовых ресурсов.
4. Вариант развития города как транспортного узла необходимо рассматривать с двух позиций: развития внутригородского и внешнегородского транспортного каркасов. Развитие первого направления требует сосредоточения усилий на повышении рационализации "местного" и туристского баланса, улучшения взаимодействия функциональных и пространственных элементов городской среды через повышение эффективности планировочной организации улично-дорожной сети, под которым подразумевается формирование транспортной системы, отвечающей современным требованиям к пропускной способности транспортных сетей. Данные меры позволят компенсировать влияние сдерживающих факторов при организации функциональных взаимосвязей планировочных районов - наличие водных преград и внутригородских путей железной дороги Москва - Санкт-Петербург. Наряду с обеспечением доступности элементов городской среды необходимо стремиться к комфортности, безопасности, надежности пригородных и внешних транспортных связей. При усилении интенсификации междугороднего и международного транспортного сообщения можно добиться экономического сближения, экономического сжатия территорий.
На территории города находятся два аэродрома - "Змеево" и "Мигалово". Аэропорт "Мигалово" получил статус аэродрома совместного базирования на основании постановления Правительства РФ, что дает возможность его использования в системе международных грузовых авиаперевозок. Однако, полноценное использование данных факторов возможно только при условии изменения направления взлетно-посадочной полосы (строительство новой, перпендикулярно к существующей, с сохранением существующей в качестве резервной - для аэродрома "Мигалово") и для аэродрома "Змеево" - передислокация его на другую, более удаленную от города территорию.
Следовательно, вариант развития города как транспортного узла открывает достаточно широкие перспективы. Учитывая достаточно высокую вероятность осуществления варианта развития города как делового и промышленного центра, движение в направлении варианта развития города как транспортного узла позволило бы использовать возможности синергетического эффекта. Достоинством данного сценария развития города является то, что он содержит небольшое количество крупных проектов (мультимодальный терминал на базе речного вокзала, развитие аэродромов и др.) с вполне предсказуемыми эффектами от их реализации, каждый из которых может осуществляться независимо от других. Однако проекты требуют значительных капитальных вложений. В связи с этим они должны постоянно оставаться в поле зрения для поиска стратегических инвесторов.
5. Вариант развития города как образовательного центра опирается на наличие высококвалифицированных педагогических кадров, богатое научное наследие, развитую сеть общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, соответствующую инфраструктуру (библиотечная сеть, биржи труда и агентства по подбору персонала), организаций дополнительного образования (ДЮСШ, СДЮШОР, СК и т.д.) и дополнительные услуги (общежития, медицинские и оздоровительные организации, транспортные и туристические организации).
Основные вопросы, которые необходимо будет решить, это обеспечение максимальной преемственности ступеней образования, ужесточение контроля за деятельностью негосударственных высших учебных заведений в части аттестации и аккредитации, создание системы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций на рынке труда города Твери согласно полученной специальности.
В условиях негативного влияния на развитие города отдельных факторов внутренней среды - сложной демографической ситуации (старение населения, тенденция суженного воспроизводства трудовых ресурсов) и факторов внешней среды - оттока людских ресурсов в крупнейшие центры - Москву и Санкт-Петербург, создание системы поддержки молодых специалистов, включающей в себя развитие договорного механизма с предприятиями города для обеспечения студентов базой практики, ориентация профессиональных учебных заведений на подготовку специалистов согласно потребностям современного развития бизнеса в городе, решение жилищного вопроса, является особенно актуальным.
Реализация варианта развития города как образовательного центра способствовала бы решению демографической проблемы, поскольку при повышении конкуренции города Твери на рынке образовательных услуг за счет послепродажного обслуживания, то есть развития дополнительных услуг, можно будет не только создать условия для жизнедеятельности молодых специалистов в городе Твери, но и привлечь трудовые ресурсы из соседних регионов.
Варианты развития города как промышленного и образовательного центра являются перспективными и значимыми для развития города, их реализация позволит получить мультипликативный эффект!
6. Вариант развития города как научного центра безусловно открывает значительные возможности для развития города Твери. Социальная эффективность рассматриваемого варианта определяется формированием в городе мощного интеллектуального центра, способного резко поднять городскую культуру в силу повышенных культурных потребностей научных работников.
Экономическая эффективность данного варианта должна определяться реализацией разработок ученых, а также ростом товарооборота за счет притока большого числа студентов, научных работников и специалистов различного профиля. Особенно важно ориентировать научные разработки на потребности промышленного сектора экономики, поскольку развитие НИОКР на базе НИИ, НПО в городе Твери позволит задать импульс развитию экономики города. Однако, привлечение научных работников и/или подготовка собственных кадров, способных создать собственные научные школы, требует создания для их развития соответствующей инфраструктуры (максимально комфортных условий жилья и быта, специальной научной библиотеки или расширения фондов библиотеки им. Горького).