Основой формирования гражданского общества является общественная активность граждан, способность личности к самоорганизации и самоуправлению. В последние годы в нашей области наблюдается активизация процесса формирования общественного сектора. Федеральными законами, такими как:
- "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ;
- "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ;
- "О политических партиях" от 11.07.2001 N 95-ФЗ;
- "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ;
- "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.1995 N 98-ФЗ;
- "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11.08.1995 N 135-ФЗ;
- "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.01.1996 N 10-ФЗ и другими определено более двадцати различных правовых форм деятельности некоммерческих организаций, практически все они представлены в нашей области.
Зарегистрированных некоммерческих организаций - 260, в том числе: политических партий и общественно-политических движений - 30; религиозных организаций - 29 (не имеющих регистрацию религиозных групп - более 15).
Остальные общественные объединения можно условно разделить по направлениям их деятельности (на сегменты) и сгруппировать по принципу сложившихся механизмов взаимодействия с органами власти.
В этом случае к первой группе можно отнести так называемые "традиционные" общественные объединения, взаимоотношения которых с органами власти выстраивались десятилетиями и носят характер конструктивного сотрудничества: профсоюзные организации - 19; организации, представляющие интересы инвалидов, - 10; ветеранские организации (с учетом структуры районных и поселковых Советов) - более 100 и другие.
Во вторую группу войдут организации, становление которых пришлось на последние десять-пятнадцать лет. Их отношения с органами власти еще не сложились, а в некоторых случаях носят весьма противоречивый характер, например: правозащитные объединения - 12; экологические объединения - 10; общественные фонды - 9 и другие.
В общественно-политической структуре области присутствуют и активно о себе заявляют также не имеющие статуса юридического лица или подлежащие учету в органах местного самоуправления НКО. Например, органы общественной самодеятельности, к которым отнесены органы территориального общественного самоуправления (поселковые, домовые, дворовые, уличные комитеты, советы). В области их насчитывается около 200, только в городе Биробиджане - 125. Необходимо также учесть общественные объединения без образования юридического лица, инициативные группы, их насчитывается более 50.
Итак, структура Третьего сектора в Еврейской автономной области насчитывает около 500 организаций, групп, объединений различных правовых форм. На основании изложенных фактов можно сделать вывод о том, что в области достаточно активно идет процесс развития общественного сектора. Вместе с тем его становление происходит в условиях недостаточной развитости гражданского общества и традиций личной свободы. Это способствует сохранению иждивенческих настроений населения, сдерживает стабильное развитие области.
Трудно переоценить тот социально-экономический эффект, который возникает при вовлечении в развитие территории огромного ресурса гражданской инициативы. Так как организации некоммерческого сектора объединяют самую активную и образованную часть населения и способны не только профессионально участвовать в решении местных проблем и оказывать качественные социальные услуги населению, но и служат выразителем интересов граждан, организуют их для самостоятельного решения проблем, обеспечивают обратную связь с органами государственной власти.
К сожалению, потенциал населения области, включенного в общественное движение, а он по приблизительным подсчетам составляет более 30% от общего числа населения области, пока не используется в должной мере.
К тому же условия, в которых развиваются отношения организаций Третьего сектора и органов государственной власти, оставляют желать лучшего: последние по-прежнему часто рассматривают общественный сектор как совокупность объектов управления, действия которых необходимо отслеживать, организовывать и контролировать. Общественники, в свою очередь, совершают ошибку в том, что, взяв за основу развития стратегию разъединения и индивидуализма, свою независимость считают самоцелью существования и категорически отказываются от отношений, где есть хоть намек на контроль со стороны органов государственной власти. Совместную деятельность с властями видят не как партнерскую, а стремятся в первую очередь сформировать общественный контроль над деятельностью органов власти, как правило, в сфере расходования бюджетных средств.
Эти тенденции ярко выражены в процессе взаимодействия НКО и органов государственной власти области. В целом, на этот процесс влияют различные факторы, прежде всего внутреннего характера. В органах власти это:
- недооценка уровня развития общественного движения и его влияния на развитие местного сообщества в целом;
- отсутствие доступной информации о социальном партнерстве и, в частности, о Третьем секторе;
- нередко полное непонимание или игнорирование роли Третьего сектора в общественном развитии;
- отсутствие определенности в том, в каком направлении и каким образом выстраивать отношения с общественным сектором.
В общественном секторе:
- широкий спектр интересов населения, включенного в общественные объединения, от политических до религиозных, а также неравномерное развитие НКО;
- наличие потребительского либо негативного настроения по отношению к органам власти;
- недостаточный информационный обмен между различными НКО в г. Биробиджане, а тем более в районах области;
- слабые лидеры, их слабая профессиональная подготовка (в первую очередь - управленческая);
- отсутствие готовности к объединению, корпоративности и совместной деятельности между НКО.