ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июля 2003 года N 143-пп

О КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЕАО С НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ


В целях формирования благоприятных условий развития некоммерческих организаций области, совершенствования правовой системы взаимодействия, развития конструктивного сотрудничества органов государственной власти области с различными структурами общественного сектора правительство Еврейской автономной области

     ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию взаимодействия органов государственной власти ЕАО с некоммерческими организациями.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления принять аналогичные концепции на территориях муниципальных образований и установить контроль за их исполнением.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства ЕАО Жирдецкую М.М.

4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Биробиджанер штерн".

Губернатор области
Н.М.ВОЛКОВ






Утверждена
постановлением правительства
Еврейской автономной области
от 14.07.2003 N 143-пп

КОНЦЕПЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ С НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ


 Введение


В обращении Президента России В.В.Путина к участникам Гражданского форума, прошедшего в ноябре 2001 года в Москве, было подчеркнуто:

"Гражданское общество не может быть сформировано по инициативе представителей власти, по их желанию и тем более - по их плану. Более того, считаю абсолютно непродуктивным, а в принципе невозможным и даже опасным попытаться создать гражданское общество "сверху". В этом же выступлении Президент впервые определил основной принцип формирования гражданского общества - "оно должно стать самостоятельным, иметь свою собственную корневую базу, питаться духом свободы. И только тогда оно становится действительно гражданским".

На текущий момент можно констатировать, что неправительственные организации действуют повсюду. В их среде формируются навыки демократического управления, накапливается опыт социальных новаций, формируются основы новой политико-правовой культуры, стажируются и приступают к труду молодые грамотные кадры.

В условиях демократии процесс становления общественного сектора является непрерывным и постоянным, а для России он только начинается. Ни одно демократическое государство не может дать рекомендации "взращивания" гражданского общества. Как показывает мировая практика, перед органами власти в целом может стоять только одна задача - формировать максимально благоприятные условия для его развития.

Если проанализировать уровень гражданской активности населения Еврейской автономной области, способность населения взять на себя ответственность самостоятельно решать стоящие перед ним социально-экономические и общественно-политические проблемы, то необходимо признать низкий уровень способности населения к самоорганизации.

В этих условиях органам государственной власти области с целью повышения способности населения к самоорганизации и самоопределению необходимо стремиться к созданию благоприятных условий для становления и развития общественного сектора в Еврейской автономной области.


I. Цели и задачи концепции


Концепция взаимодействия органов государственной власти области с общественными объединениями (далее именуется Концепция) определяет основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти области по формированию благоприятных условий развития общественного сектора области, совершенствованию правовой системы взаимодействия, развитию конструктивного сотрудничества с различными структурами общественного сектора.


II. Понятия, используемые в Концепции


Общественно-гражданская инициатива - деятельность, обусловленная выполнением работ и/или оказанием услуг и направленная на достижение общественных благ, осуществление одной или нескольких общественно значимых целей.

"Третий сектор" (некоммерческий, общественный сектор) - совокупность некоммерческих организаций, общественных и религиозных объединений, политических партий, не ставящих перед собой цели получения прибыли и ориентированных на реализацию общественных интересов.

Социальное партнерство - конструктивное взаимодействие представителей всех трех секторов любого общества (государственного, коммерческого и неприбыльного (некоммерческого)), объединение имеющихся ресурсов при решении социально значимых проблем (бедность, бездомность, безработица, сиротство, одиночество, насилие в семье и т.п.), осуществляемое в рамках действующего законодательства и направленное на улучшение социальной ситуации местного сообщества.

Целевая социальная программа области - объединенный по отраслевым, функциональным, финансовым и иным признакам комплекс мероприятий, утверждаемый органами власти области в установленном порядке и направленный на решение социально значимых проблем населения области.

Целевая социальная программа негосударственной некоммерческой организации, ассоциации негосударственных некоммерческих организаций - объединенный по функциональным, финансовым и иным признакам комплекс мероприятий, разработанный организацией или ассоциацией негосударственных некоммерческих организаций и направленный на решение социально значимых проблем населения области.

Социальный заказ - одна из форм реализации областных целевых социальных программ, представляющая собой совокупность государственных контрактов на выполнение работ и/или оказание услуг за счет областного бюджета.

Грант (субсидия) - средства областного бюджета, предоставляемые физическому или юридическому лицу на безвозмездной безвозвратной основе на условиях долевого финансирования расходов по осуществлению целевых социальных программ некоммерческих организаций, поддержке общественных гражданских инициатив в целях успешного социально-экономического развития области.

Добровольческая деятельность - добровольная безвозмездная социально значимая деятельность физических лиц - добровольцев, реализуемая от лица и/или по поручительству негосударственной некоммерческой организации.

Волонтеры - лица, осуществляющие какую-либо деятельность по своей воле, а не по принуждению. Они могут действовать неформально, работать бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или социального обеспечения либо являться членами добровольческих организаций.


III. Описание ситуации


Основой формирования гражданского общества является общественная активность граждан, способность личности к самоорганизации и самоуправлению. В последние годы в нашей области наблюдается активизация процесса формирования общественного сектора. Федеральными законами, такими как:

- "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ;

- "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ;

- "О политических партиях" от 11.07.2001 N 95-ФЗ;

- "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ;

- "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.1995 N 98-ФЗ;

- "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11.08.1995 N 135-ФЗ;

- "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.01.1996 N 10-ФЗ и другими определено более двадцати различных правовых форм деятельности некоммерческих организаций, практически все они представлены в нашей области.

Зарегистрированных некоммерческих организаций - 260, в том числе: политических партий и общественно-политических движений - 30; религиозных организаций - 29 (не имеющих регистрацию религиозных групп - более 15).

Остальные общественные объединения можно условно разделить по направлениям их деятельности (на сегменты) и сгруппировать по принципу сложившихся механизмов взаимодействия с органами власти.

В этом случае к первой группе можно отнести так называемые "традиционные" общественные объединения, взаимоотношения которых с органами власти выстраивались десятилетиями и носят характер конструктивного сотрудничества: профсоюзные организации - 19; организации, представляющие интересы инвалидов, - 10; ветеранские организации (с учетом структуры районных и поселковых Советов) - более 100 и другие.

Во вторую группу войдут организации, становление которых пришлось на последние десять-пятнадцать лет. Их отношения с органами власти еще не сложились, а в некоторых случаях носят весьма противоречивый характер, например: правозащитные объединения - 12; экологические объединения - 10; общественные фонды - 9 и другие.

В общественно-политической структуре области присутствуют и активно о себе заявляют также не имеющие статуса юридического лица или подлежащие учету в органах местного самоуправления НКО. Например, органы общественной самодеятельности, к которым отнесены органы территориального общественного самоуправления (поселковые, домовые, дворовые, уличные комитеты, советы). В области их насчитывается около 200, только в городе Биробиджане - 125. Необходимо также учесть общественные объединения без образования юридического лица, инициативные группы, их насчитывается более 50.

Итак, структура Третьего сектора в Еврейской автономной области насчитывает около 500 организаций, групп, объединений различных правовых форм. На основании изложенных фактов можно сделать вывод о том, что в области достаточно активно идет процесс развития общественного сектора. Вместе с тем его становление происходит в условиях недостаточной развитости гражданского общества и традиций личной свободы. Это способствует сохранению иждивенческих настроений населения, сдерживает стабильное развитие области.

Трудно переоценить тот социально-экономический эффект, который возникает при вовлечении в развитие территории огромного ресурса гражданской инициативы. Так как организации некоммерческого сектора объединяют самую активную и образованную часть населения и способны не только профессионально участвовать в решении местных проблем и оказывать качественные социальные услуги населению, но и служат выразителем интересов граждан, организуют их для самостоятельного решения проблем, обеспечивают обратную связь с органами государственной власти.

К сожалению, потенциал населения области, включенного в общественное движение, а он по приблизительным подсчетам составляет более 30% от общего числа населения области, пока не используется в должной мере.

К тому же условия, в которых развиваются отношения организаций Третьего сектора и органов государственной власти, оставляют желать лучшего: последние по-прежнему часто рассматривают общественный сектор как совокупность объектов управления, действия которых необходимо отслеживать, организовывать и контролировать. Общественники, в свою очередь, совершают ошибку в том, что, взяв за основу развития стратегию разъединения и индивидуализма, свою независимость считают самоцелью существования и категорически отказываются от отношений, где есть хоть намек на контроль со стороны органов государственной власти. Совместную деятельность с властями видят не как партнерскую, а стремятся в первую очередь сформировать общественный контроль над деятельностью органов власти, как правило, в сфере расходования бюджетных средств.

Эти тенденции ярко выражены в процессе взаимодействия НКО и органов государственной власти области. В целом, на этот процесс влияют различные факторы, прежде всего внутреннего характера. В органах власти это:

- недооценка уровня развития общественного движения и его влияния на развитие местного сообщества в целом;

- отсутствие доступной информации о социальном партнерстве и, в частности, о Третьем секторе;

- нередко полное непонимание или игнорирование роли Третьего сектора в общественном развитии;

- отсутствие определенности в том, в каком направлении и каким образом выстраивать отношения с общественным сектором.

В общественном секторе:

- широкий спектр интересов населения, включенного в общественные объединения, от политических до религиозных, а также неравномерное развитие НКО;

- наличие потребительского либо негативного настроения по отношению к органам власти;

- недостаточный информационный обмен между различными НКО в г. Биробиджане, а тем более в районах области;

- слабые лидеры, их слабая профессиональная подготовка (в первую очередь - управленческая);

- отсутствие готовности к объединению, корпоративности и совместной деятельности между НКО.

Как показывают научные исследования, перечисленные признаки являются постоянной характеристикой процесса развития гражданского общества. Поэтому становление Третьего сектора нуждается в квалифицированной организационно-методической поддержке, формировании системы партнерских отношений как с властью, так и внутри собственной структуры. В свою очередь органы власти, стремясь к снижению социальной напряженности, устойчивому развитию местного сообщества, нуждаются в активном вовлечении некоммерческих организаций в процесс реализации инициатив граждан.

Главной целью органов государственной власти области на современном этапе в сфере взаимодействия с общественным сектором стало обеспечение условий для развития и поддержки гражданской активности, формирования правового поля трехсекторного взаимодействия и создание стимулов к повышению самоорганизации населения.


IV. Содержание Концепции


4.1. Учитывая необходимость участия в реализации концепции органов государственной власти и органов местного самоуправления области, представляется возможным определить некоторую общую межведомственную стратегию поддержки развития Третьего сектора в ЕАО:

а) в первую очередь необходимо создавать единообразные и равноправные условия для развития всего спектра НКО.

Для этого следует:

- провести комплексное изучение состояния уровня развития общественного сектора, возникших за последние годы механизмов взаимодействия НКО с бизнес-сектором и властными органами, а также выяснить степень влияния некоммерческих структур на жителей области;

- сформировать правовое поле, которое позволит регламентировать взаимодействие трех секторов в ЕАО;

- обеспечить выполнение мероприятий плана реализации концепции (прилагается);

б) отработать и внедрить механизмы трехсекторного взаимодействия:

- внедрять различные способы выявления интересов НКО и учитывать их мнение при принятии решений органами государственной власти области;

- создавать условия для развития договорных отношений в сотрудничестве между органами власти, НКО и бизнес-сектором;

в) создавать благоприятные условия развития общественного сектора:

- оказывать организационно-методическую поддержку НКО, создавать условия для внедрения инновационных социальных технологий;

- освещать в прессе значимые результаты, достигнутые в сфере трехсекторного взаимодействия, и общественные мероприятия, проводимые НКО в различных направлениях;

- создавать условия для профессионализации кадров НКО, специалистов органов власти, отвечающих за эту сферу деятельности.

4.2. В сложившихся условиях перед органами государственной власти области стоит задача укрепления и поддержки некоммерческих структур, необходимых местному сообществу. Для этого следует принять конкретные областные программы:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»