ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 мая 2014 года N 189-рп
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("РЕГИОНАЛЬНУЮ ДОРОЖНУЮ КАРТУ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)", УТВЕРЖДЕННЫЙ РАСПОРЯЖЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ ОТ 04.12.2013 N 527-РП
1. Внести в План мероприятий ("региональную дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Еврейской автономной области (2013 - 2018 годы)", утвержденный распоряжением правительства Еврейской автономной области от 04.12.2013 N 527-рп "Об утверждении Плана мероприятий ("региональной дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Еврейской автономной области (2013 - 2018 годы)", изменение, изложив его в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
А.А.ВИННИКОВ
Приложение
к распоряжению правительства
Еврейской автономной области
от 15.05.2014 N 189-рп
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("РЕГИОНАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
I. Общее описание "региональной дорожной карты"
1. Реализация "региональной дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Еврейской автономной области (2013 - 2018 годы)" (далее - "региональная дорожная карта") призвана обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания на территории Еврейской автономной области, связанных с переходом на "эффективный контракт".
Для этого необходимо провести комплекс мероприятий по модернизации и развитию системы социального обслуживания населения, адаптации системы социального обслуживания населения с учетом изменения федерального и регионального законодательства, социально-экономических и демографических факторов, а также путем решения кадровых проблем отрасли.
С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.
Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального и регионального законодательства, гармоничное развитие которых должно представлять собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс.
Дорожная карта предусматривает следующие мероприятия:
- совершенствование региональной нормативной правовой базы с учетом изменения федерального законодательства;
- осуществление эффективного контроля за предоставлением социальных услуг, в том числе путем независимой оценки качества их предоставления;
- реализацию мероприятий по укреплению материально-технической базы областных государственных учреждений социального обслуживания (далее - учреждения социального обслуживания) и сокращению очередности на получение социальных услуг путем разработки и реализации региональных социальных программ, перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан в Еврейской автономной области, а также путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с ориентированием на обслуживание на дому.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения, обусловлены следующими обстоятельствами:
2.1. Очередность в учреждениях социального обслуживания.
Одной из особенностей современной демографической ситуации в Еврейской автономной области (далее - область) является высокая численность лиц пожилого возраста в составе населения региона. В настоящее время каждый пятый житель области (20 процентов численности) старше 55 лет.
Пожилые люди относятся к наиболее уязвимым группам населения. Особым фактором социального риска является одиночество, негативно воздействующее на способность пожилых людей к самостоятельному обслуживанию и передвижению, отрицательно влияющее на психическое здоровье.
Ограниченная возможность получения социальных и социально-медицинских услуг гражданами пожилого возраста, проживающими в отдаленной сельской местности, вызывает необходимость раннего перехода в стационарные учреждения социального обслуживания, что создает определенную социальную напряженность в области в связи с нехваткой мест в этих учреждениях для всех нуждающихся граждан.
В настоящее время в очередности на помещение в дома-интернаты для престарелых и инвалидов состоит 41 человек, что составляет 30 процентов развернутых койко-мест в учреждениях данного типа.
Рост психоневрологической патологии, характерный для всей территории Российской Федерации, наблюдается и в области. В большинстве своем это люди пожилого возраста, которые в силу возрастных изменений нуждаются в постоянной посторонней помощи и медицинском уходе. В настоящее время на территории области имеется острая потребность в помещении 62 граждан в психоневрологический интернат, что составляет 12 процентов развернутых койко-мест в учреждениях данного типа.
В органы социальной защиты населения области в 2011 - 2013 годах обратились за различными видами помощи 200 человек из числа дезадаптированных граждан. Согласно статистическим данным, ежегодно из учреждений уголовно-исполнительной системы, расположенных в области, освобождается более 700 человек, около 80 процентов из них - лица моложе 45 лет. Практически каждый пятый нуждается в серьезной социальной реабилитации, как утративший социальные связи. Ситуация осложнена отсутствием в области учреждения соответствующего профиля.
2.2. В системе социального обслуживания наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда социальных работников, не соответствующий напряженности и интенсивности их труда.
В 2013 году размер среднемесячной заработной платы социальных работников составил 13349,8 рубля, или 49,16 процента к уровню среднемесячной заработной платы по экономике в области.
По состоянию на 01.01.2014 среднесписочная численность социальных работников системы социальной защиты составила 120,2 человек.
С 2012 года в регионе были проведены мероприятия по повышению заработной платы работникам социальной сферы. В настоящее время в области предусмотрено повышение с 1 января 2014 года в 1,2 раза и с 1 января 2015 года в 1,2 раза размеров оплаты труда отдельных категорий работников учреждений социального обслуживания населения.
2.3. Недостаточно развит рынок социальных услуг. Незначительно участие в предоставлении социальных услуг общественных, коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей. Требует дальнейшего развития в регионе волонтерское движение для оказания социальных услуг, привлечение благотворителей.
3. Целями реализации "региональной дорожной карты" являются:
- совершенствование регионального правового регулирования сферы социального обслуживания, приведение региональной нормативной правовой базы в соответствие с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
- укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;
- модернизация существующих учреждений социального обслуживания;
- оптимизация структуры и штатной численности учреждений путем внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных организаций социального обслуживания населения в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника;
- повышение качества и уровня жизни граждан, проживающих в области, путем предоставления им полного перечня социальных услуг и мер социальной поддержки;
- повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, - до 100 процентов от средней заработной платы по экономике в области;
- развитие и сохранение кадрового потенциала учреждений социального обслуживания;
- повышение престижности и привлекательности профессий в сфере социального обслуживания;
- создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы социального обслуживания и социальной защиты населения;
- развитие рынка социальных услуг для обеспечения права выбора гражданами, нуждающимися в получении социальных услуг, поставщика социальных услуг.
4. Ожидаемые результаты реализации "региональной дорожной карты":
4.1. Внедрение инновационных технологий и новых форм социального обслуживания для повышения качества социального обслуживания населения в области на основе детального анализа положения дел и выявления существующих проблем.
4.2. Усовершенствование региональной нормативной правовой базы в сфере социального обслуживания населения.
4.3. Развитие кадрового потенциала системы социального обслуживания: ежегодное обучение работников учреждений социального обслуживания, обеспечение санаторно-курортными путевками, жильем за счет средств областного бюджета, внедрение оценки эффективности деятельности работников учреждений и т.д.
4.4. Оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения на основе сокращения неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений, за счет сокращения административно-хозяйственного аппарата.
4.5. Доведение уровня оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в 2017 году до 100 процентов от средней заработной платы в области.
Динамика роста оплаты труда социальных работников определяется с учетом Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы", обеспечивая достижение целевого показателя в 2017 году.
4.6. Повышение эффективности и качества предоставления социальных услуг:
- ликвидация очередности в стационарные учреждения психоневрологического профиля, обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания в соответствии с требованиями СанПиН (обеспечение жилой площадью в соответствии с социальной нормой, улучшение организации питания обслуживаемых граждан и т.д.), обеспечение комплексной безопасности объектов учреждений социального обслуживания, в том числе противопожарной и антитеррористической, путем реализации государственных программ области;
- привлечение негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания;
- развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому, в том числе с использованием ресурса мобильных бригад;
- реализация перспективных схем развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, разработанных областью, в которых запланированы строительство и реконструкция объектов социального обслуживания населения, что приведет к увеличению коечной мощности в области на 105 койко-мест к 2018 году, в том числе 30 койко-мест в стационарном учреждении психоневрологического типа и 75 койко-мест в стационарных учреждениях общего типа:
Норматив обеспеченности местами в стационарных организациях социального обслуживания | Ед. изм. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. |
для взрослых | койко-место | 695 | 702 | 702 | 702 | 800 | 800 |
для детей-инвалидов | койко-место | 126 | 126 | 126 | 126 | 126 | 126 |
- укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в рамках софинансирования региональных социальных программ, в том числе за счет субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации бюджету области;
- повышение качества и расширение спектра государственных услуг в сфере социального обслуживания населения, в том числе предоставляемых многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в области;
- обеспечение доступности государственных услуг путем информатизации отрасли (посредством портала государственных и муниципальных услуг (функций) Еврейской автономной области: http://www.pgu.eao.ru).
Мерами, обеспечивающими достижение целевых показателей (индикаторов) развития сферы социального обслуживания и социальной защиты населения, являются:
1) обновление квалификационных требований к работникам, переобучение, повышение квалификации, приток квалифицированных кадров, сохранение и развитие кадрового потенциала работников сферы социального обслуживания;
2) оптимизация штатной численности и реорганизация неэффективных учреждений социального обслуживания населения;
3) достижение целевых показателей по доведению уровня оплаты труда (средней заработной платы) социальных работников областных государственных учреждений до средней заработной платы по области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" за счет средств областного и федерального бюджетов в соответствии с заключенными с Министерством финансов Российской Федерации и правительством области соглашениями об условиях предоставления бюджету области дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда социальных работников областных государственных учреждений;
4) поэтапный рост оплаты труда работников учреждений социального обслуживания населения в соответствии с нормативными правовыми актами области;
5) предоставление учреждениями социального обслуживания населения социальных услуг гражданам на платной основе в соответствии с нормативными правовыми актами области.
Учитывая специфику социальной сферы, при планировании размеров средств, направляемых на повышение заработной платы работников, в качестве приоритетных должны рассматриваться учреждения социального обслуживания, а также перечень государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых гражданам. При этом объемы финансирования должны соотноситься с выполнением этими учреждениями показателей эффективности и достижением целевых показателей (индикаторов), в том числе в рамках утвержденного государственного задания.
5. Показатели нормативов "региональной дорожной карты" области приведены в приложении к настоящей "региональной дорожной карте".
6. В качестве контрольных показателей успешной реализации "региональной дорожной карты" выбраны:
N п/п | Наименование контрольного показателя | Ед. изм. | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальной услуги в учреждения социального обслуживания населения, всего, | % | 97,0 | 97,4 | 97,8 | 98,3 | 98,7 | 100 |
1.1 | в учреждениях социального обслуживания общего профиля | % | 79,7 | 79,7 | 79,7 | 79,7 | 79,7 | 100 |
1.2 | в учреждениях психоневрологического профиля | % | 94,0 | 94,0 | 94,0 | 94,0 | 94,0 | 100 |
1.3 | в учреждениях надомного социального обслуживания | % | 99,4 | 99,4 | 99,4 | 99,4 | 99,4 | 100 |
2 | Динамика численности получателей социальных услуг, обслуживаемых социальными работниками | % | 100 | 104 | 114 | 104 | 104 | 104 |
3 | Уровень удовлетворения потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарном социальном обслуживании, в общем числе граждан, нуждающихся в предоставлении социального обслуживания в условиях стационара | % | 89,7 | 90,1 | 92,5 | 93,2 | 94,7 | 100 |
4 | Доля получателей социальных услуг, обратившихся в негосударственные организации социального обслуживания за получением социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой социального обслуживания, в общем числе получателей социальных услуг | % | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 5 |
5 | Доля государственных услуг, предоставляемых областным государственным казенным учреждением "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области", от общего количества государственных услуг, предоставляемых в сфере социальной защиты населения | % | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 |
6 | Доля учреждений социального обслуживания населения, в которых будет улучшена материально-техническая база и проведен ремонт, по отношению к общему количеству учреждений | % | 73,4 | 80,1 | 86,8 | 93,5 | 100 | 100 |
7 | Удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий от общего количества зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий | % | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
8 | Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений всех форм собственности | % | 0 | 0 | 0 | 0 | 6,7 | 10 |