Действующий

О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ


 Заключение


Значение настоящей Концепции не сводится лишь к упорядочению осуществления государством полномочий собственника государственного имущества или субъекта имущественных прав, повышению эффективности использования имущества, увеличению доходов и оптимизации расходов государства в государственном секторе экономики.

Последовательная, планомерная и системная реализация настоящей Концепции является реальной предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата и осуществления важнейшей функции государства - развивающей и стимулирующей - в отношении национальной экономики.

Полная инвентаризация государственного имущества, вовлечение его в гражданский оборот, позволит сформировать баланс государственного имущества, что является непременным условием выполнения задачи обеспечения привлечения инвестиций путем предоставления гарантий инвесторам не за счет доходов бюджета, а за счет реальных активов, характеризующихся определенными экономическими показателями - стоимостью и ликвидностью, а также правовым режимом, обеспечивающим адекватный экономическим потребностям порядок их использования. Инвентаризация и классификация государственного имущества, осуществление мероприятий по повышению его ликвидности позволят создать фонд обеспечения интересов инвесторов, который должен стать серьезным инвестиционным ресурсом и инструментом вовлечения государственного имущества в инвестиционный оборот.

Переход от идеологии массовой приватизации к механизмам более тонкой настройки повысит оборотоспособность государственного имущества, позволит государству стать полноправным субъектом экономических отношений и оптимизировать структуру принадлежащих ему активов.

Увеличение доходов (рентных платежей и иных неналоговых поступлений) от более эффективного использования государственного имущества, оптимизация расходов на управление им в интересах осуществления развивающей функции государства даст возможность проведения политики снижения налогов на деятельность предприятий и должно быть увязано с расходами бюджета таким образом, чтобы значительная часть полученных доходов от использования имущества реинвестировалась вновь в национальную экономику, прежде всего в ее реальный сектор, а оставшаяся часть направлялась на поддержание и развитие государственного имущества.

Инструментом реинвестирования является использование в рамках бюджетного процесса бюджета развития.

Осуществление всего комплекса мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией, должно сопровождаться созданием действенного механизма образования и использования бюджета развития.

Необходимо отдельно рассмотреть вопрос банкротства предприятий, в рамках системы управления государственным имуществом.

Выплата предприятием всего объема задолженности может означать исчезновение бизнеса как такового. На этапе осуществления процедур банкротства ориентация на фискальную составляющую этих процедур, т.е. на скорейшее взыскание задолженности, не дает реальных результатов. Это является, пожалуй, основной отличительной особенностью банкротства предприятий в Российской Федерации. В то же время, грамотное применение процедур банкротства позволяет осуществлять структурные изменения обанкротившегося предприятия, что приводит в будущем к стабильному поступлению налогов, к нормальному функционированию производства, увеличению числа рабочих мест, привлечению инвестиций.

Именно при реализации процедур банкротства происходит высвобождение объектов социальной сферы, вовлечение в оборот объектов недвижимости, с одновременным сохранением работающих комплексов, производящих продукцию, имеющую реальный спрос. Исходя из этого, банкротство в первую очередь должно осуществляться в целях санации производства, создания новых структурных элементов производства.

Кроме того, банкротство - один из способов перераспределения собственности от неэффективных собственников к эффективным. Вопрос о банкротстве - это вопрос в большей степени инвестиционно-имущественный, нежели фискальный. Процедуры банкротства позволяют создавать на базе ликвидного имущества банкрота новые эффективно работающие предприятия, возможно, с долей участия государства.

Исходя из изложенного, участие государства как кредитора в процедурах банкротства должно быть ориентировано на следующее:

1. Осуществление реструктуризации предприятий.

2. Долгосрочные перспективы в ущерб фискальным краткосрочным интересам.

3. Привлечение эффективных собственников. Это возможно осуществить путем:

- капитализации долга государству;

- конвертации его в пакеты акций обществ и реализация акций для решения обозначенных выше задач.

Создавая детальные правовые и организационные механизмы реализации настоящей Концепции, необходимо ориентироваться на перспективные стратегические экономические интересы государства, которым должны служить результаты процесса превращения его в эффективного собственника.